За уклеёй

   С последним льдом на Солонице для некрасовских рыбаков наступает золотое времечко: везде клюёт рыба. В устье реки, у Бабаек, можно попасть на крупную густеру или леща, в верховьях, у Шиморонова. хорошо идёт на живца хищница-щука, попадается и окунь-горбач. Некрупный окунь и плотвичка ловятся по всей реке в пределах посёлка Некрасовское. Но настоящий азарт у рыбаков наступает тогда, когда на Солонице начинает клевать уклейка.

   Эта небольшая серебристая рыбка словно заполняет собой всё пространство реки. В любом месте можно наткнуться на неисчислимые полчища этой проворной рыбёшки. И ловить практически целый день, изредка меняя лунки при затухании клёва. Хоть подо льдом, хоть в полводы, хоть на глубине она клюёт, кажется, одинаково. Только не прозевай подсечь вовремя. В эти дни редко кто усидит дома. На реке и ребятишки, и взрослые, и даже те, кто удочку-то в руки никогда не брал. Тем более что для многих жителей посёлка попасть на реку – только спуститься от дома с берега на лёд.

   Снасть используется нехитрая: обыкновенная зимняя удочка с кивочком-щетинкой, самая тонкая леска, лёгкая мормышечка-овсинка на конце лески, а чуть повыше – простой крючок-заглотыш. Некоторые рыболовы используют и два крючка, один повыше другого. Но, как я убедился на практике, особого успеха это не приносит, а вот зацепы за лёд случаются чаще. Насадка – мотыль или личинка репейной моли, а ещё лучше – «бутерброд» из этих насадок.

   Вот и мы с двоюродным братом Сергеем, приехавшим погостить из Риги, тоже навострились на рыбалку, за уклеёй. С вечера приготовили снасти, выслушали наставления домашних о том, что под мостом уже ходить опасно, там появились промоины, что надо захватить с собой доску для преодоления закраин, много других полезных советов, и чуть свет вышли из дома.

   Утро было тихое и по-весеннему прозрачное. Ночной мороз ещё не отошёл, и только хруст наста разносился по всей реке под ногами рыбаков. Все торопливо спешили на свои излюбленные места.

   Уклея пока не клевала, и среди рыбаков происходило великое брожение. Нам тоже было приятно побродить от одной группы рыбаков к другой, поздороваться и поговорить со знакомыми, тем более что со многими не встречались  немало лет.
Вскоре разнёсся слух, что уклея пошла. Рыбацкое воинство моментально разбежалось по своим лункам. Замолкли все разговоры, кончилась незлобивая матерщина, которая – увы! – так часто сопровождает русского человека хоть в труде, хоть на отдыхе. Видишь одни согнутые спины да внезапно поднимающиеся руки при подсечке рыбы. Рядом с рыбацкими ящиками и вёдрами запрыгали на льду первые серебристые рыбёшки. Клевало повсеместно и постоянно. Никто не убирал, озираясь, пойманную рыбу, никто не обсверливал друг друга. Ловили спокойно, вытаскивая зачастую сразу по две рыбины, на мормышку и на крючок. Шла довольно крупная и ровная уклея, не меньше двадцати сантиметров длиной, широкая, толстая, икряная.
У нас поначалу дело не заладилось. У Сергея клюнуло что-то крупное, леска не выдержала, и рыба ушла с мормышкой и крючком. Такое нередко бывает, потому что стаю уклеек сопровождают и язь, и жерех, да и щука с окунем любят полакомиться нежной уклеечкой. Пришлось Сергею снаряжать новую снасть. Сам я тоже не сразу приспособился к клёву, подсекал с опозданием, резко. А губы уклеи нежные, порвать недолго. В конце концов приноровились и мы. Оказывается, не так уж сложно настроиться на клёв уклеи. Нужно какое-то внутреннее чутьё: чуть-чуть согнулся сторожок – не жди, плавненько подсеки – и вот она, уклеечка, в твоём кулаке. Трепещет, выскальзывает из него, оставляя взамен свою нежную перламутровую чешую.

   К полудню мороза уже нет, солнце печёт по-летнему. Разгорячённые азартом и жарой, рыбаки поскидывали шапки и верхнюю одежду, многие закатали рукава рубашек, с наслаждением ловят благодатные лучи щедрого весеннего солнца. Практически у всех улов уже неплохой. Но клёв не затухает, не затухает и рыбацкий азарт.

   В любом виде вкусна весенняя уклея. Жареная на подсолнечном масле, с луком, она быстро утоляет самый большой голод, вяленая, истекающая жиром, так и тает во pтy, копчёная, особенно па яблоневых стружках, имеет свой неповторимый, деликатесный вкус, а если из копчёной уклеи сделать консервы – пальчики оближешь, никаких шпрот не надо.

   Уносили мы с Солоницы почти ведро пойманной рыбы.

   Ещё с неделю простоит на реке лёд. И каждый день, не переставая, будет клевать уклея, радуя рыбаков полновесным уловом.


Рецензии