Карась-привереда

   Несколько лет назад встретил я на нашей Некрасовской заправке своего старого костромского приятеля Толю Попова. Обычно сдержанный в разговоре и серьёзный, Толя на сей раз был необычайно оживлён. Он улыбался, шутил, а потом открыл багажник своей машины и показал большой целлофановый пакет, плотно набитый такими отменными красавцами-карасями, что я от зависти слова вымолвить не мог.
   – Вот это да! – наконец выдохнул я. – Толя, а где ловил-то?
   – Да ты что! Живёшь в Некрасовском и не знаешь?
   – Серьёзно, не знаю...
   Толя ещё долго укорял и воспитывал меня по поводу моего незнания местных рыбацких мест, а потом всё-таки выдал тайну:
   – Да в Кресцовском ручье! У дубков!
   Пришлось тогда удивиться мне опять. Кресцовский ручей! И вот такие карасищи! К этому водоёму у меня с детства осталось пренебрежительное отношение. Помню, мальчишками за карасями величиной с ладонь мы бегали на озерко за Турово и Кресцовский ручей переходили по дороге, засучив штанины до колен. Да разве могут в нём быть такие караси, почти под килограмм?
   Толя так раззадорил меня и даже оскорбил моё рыбацкое самолюбие, что на другое утро в четвёртом часу я уже катил на велосипеде через дачи, через овраг в сторону предполагаемой рыбалки. По берегам ручья уже сидели рыбаки. Я не любитель рыбачить в компаниях, поэтому решил забраться подальше. Доехал до залива, перешёл вброд ручеинку и, отыскав более-менее чистое от травы место, остановился.
   В разгаре был июнь с самыми короткими ночами. Ни ветерка, ни ряби, на зеркальной поверхности воды, чуть-чуть прикрытой лёгким туманом. Тишина. Слышен только один назойливый, монотонный комариный гул со всех сторон.
Спотыкаясь о кочки, с трудом выдёргивая ноги из вязкого, илистого дна, я забрёл по пояс в воду, воткнул пару рогулек для удобства ловли, насадил на крючок червяка и сделал первый заброс. Поплавок сразу же мелко задрожал, задёргался, а затем плавно поплыл в сторону. Я приготовился было к серьёзному рыбьему сопротивлению, вспомнив Толиных карасей-гигантов, но на крючке болтался мизерный карасишко, чуть больше пятачка. Ещё несколько забросов – и всё с тем же результатом.
   Нет! Так дело не пойдёт! Без прикорма, пожалуй, не обойтись. За годы многочисленных рыбалок на самых разных водоёмах у меня выработался свой способ приготовления прикормки. На мой взгляд, и экономный, и эффективный. Ещё дома замачиваю в литровой банке серёдку ржаного хлеба. На водоёме доливаю в неё воды на три четверти объёма, закрываю крышкой и начинаю сильно трясти. Получается буроватая, пахнущая хлебом жидкость. А для забрасывания её в воду сделал специальную ложечку с длинным черенком, как обеденный половник. Чем длиннее черенок, тем дальше можно завихнуть прикормку.
   Вкус и обоняние у карася, как ни у каких других рыб, удивительные, и запах хлеба даже в стоячей воде он слышит с очень значительного расстояния. Запах-то слышит, ищет хлеб, а кусочков найти не может. Вот тут-то и подбрасываешь ему катышек хлеба на крючке. В стоячей воде Солоницы и других водоёмах со стоячей водой с такой прикормкой я успешно ловил плотву, краснопёрку, густеру и другую белую рыбу.
   Вот и сейчас поплавок чуть подпрыгнул и плавно заскользил в сторону. Этот карась был уже весомый, настоящий «сковородник». Постепенно рыба расклевалась, и к концу рыбалки в моём садке плескались семнадцать крупных карасей.
Часов в семь утра рядом пристроился знакомый рыбак из Плаксина. Ловил он на червя, но, как и у меня вначале, клевала исключительно мелочь.
   – Ну, до чего капризная рыба – карась, – посетовал он. – Три дня подряд ходил вот на это же самое место и каждый раз меньше, чем по полведра, не налавливал. А сегодня не пойму, что случилось – не идет крупный, а почему – никак не разберусь.
   – А ты попробуй на хлеб.
   – Нет, я привык на червя ловить. Удочки переделывать не буду.
   Бывая потом довольно часто на Кресцовском ручье, я тоже заметил, что клёв карася действительно непредсказуем. Сегодня он берёт отлично, а завтра совсем не берёт. Сегодня предпочитает червя, а завтра хлеб. И никак же объяснишь – почему.
Приходилось ловить крупнющего карася и очень много в самую неприятную, не рыбацкую, казалось бы, погоду: проливной дождь с ветром и пронизывающий до костей холод. А бывало, что и в тихий солнечный день уносил с рыбалки мелочёвку. Неоднократно уловы значительно превышали тот, который видел в багажнике у Толи. Причём самые крупные караси всё-таки были пойманы на червя, а не на хлеб.
У рыбаков бытует мнение, что карась – рыба вялая, ленивая, неповоротливая. У меня же на рыбалке однажды случился казус, который говорит о совершенно противоположном: карась хитёр и пронырлив, по крайней мере, кресцовский.
Как-то рыбачил я всё в том же мелководном, заросшем травой заливе. Клёв был удивительный, я бросал и бросал в садок крупнющих рыбин одну за другой. И скоро удовлетворённо подумал: «Ну, хватит! Рыбацкая норма в садке. Пора домой». Заматываю удочки, поднимаю садок, – а там плещется один-единственный карась. Хитрюги нащупали брачок в шве моего самодельного садка, расширили щёлку и смылись. Не успел это сделать только тот, который был пойман только что.
К сожалению, в последние годы хорошие уловы крупного карася в Кресцовском ручье стати всё реже. А вот в Солонице карася, на удивление, появилось много.
Мой десятилетний внук Лёня прошлым летом по три раза в день бегал с удочкой к заливу около моста и всегда приносил по три, а то и четыре крупнющих карася. Сделали мы с ним потом мосточки, повыдергали водоросли около них, насыпали на дно песку, – и Лёню совсем стало не оторвать от реки.
   Утренний клёв сам я обычно встречал на лодке недалеко от этих мостков и часам к одиннадцати налавливал десятка два, а то и больше крупных карасей. Вечерний клёв был похуже, но в это время караси попадались крупнее и несколько раз даже рвали леску ноль семнадцать.
   Массовое появление карася в Солонице наводит – увы! – на грустные размышления. Ведь карась любит тихие, спокойные, заросшие растительностью водоёмы с илистым дном. Причём, по свидетельству известного русского писателя и ученого Л. П. Сабанеева, «чем хуже свойства воды в водоёме, тем лучше в нём развиваются караси». Значит, наша Солоница серьёзно больна. Она всё больше зарастает и заиливается. Из светлой когда-то речки с быстрым течением превратилась в регулируемый, а фактически непроточный водоём. Меняются и обитатели реки. Меньше становится щуки и окуня – самых злейших врагов карася, плотвы и другой белой рыбы. Все говорят, что решения этой проблемы, выхода из неё нет. С тех пор, как появились гиганты-плотины на Волге – это естественный процесс...
   Так будем же ловить карася! Вывести крупную рыбину из травы, осторожно подсачить и перевалить её в лодку – истинное удовольствие, не говоря уже о том, что карась, жареный в сметане, а также копчёный – настоящий деликатес.


Рецензии