Исследование потребностей

        Статья посвящена психологу по имени Абрахам Маслоу, а точнее самому популярному его творению пирамиде потребностей. Легко спорить с тем, кто не может ответить, но я и не пытаюсь. Не пытаюсь подтвердить или опровергнуть пирамиду потребностей, не пытаюсь от неё оттолкнуться, и рассматриваю её не то, чтобы как символ, а скорее, как повод.

        Для начала, из той информации, которой мне удалось воспользоваться, запомнилось утверждение, о том что якобы даже сам Абрахам Маслоу не считал свою пирамиду истиной в последней инстанции, и что его дескать не так поняли, но было уже поздно, и пирамиду потребностей так популяризировали, что уже мало кто сомневался в том, что всё не так и всё не то.

        Затем, я обнаружил, что уже достаточно много исследователей прошло по пути отторжения пирамиды и создали структуру классификатора потребностей ничем не напоминающую пирамиду. А ведь я, также как и многие другие исследователи, планировал создать древовидную структуру классификатора, но в результате от этих планов пришлось отказаться. Классификатор потребностей я планировал начать с разделения, которое первым приходит на ум: существуют естественные (природные, биологические) и искусственные потребности. Но, в ходе исследования выяснилось, что искусственных потребностей не существует, все потребности естественные. А когда пошёл дальше, то выяснилось, что и собственно потребностей не существует.

        Чтобы это объяснить, сначала необходимо дать определение, что называют потребностями. Потребность определяют как причину возникновения желания, и классификатор потребностей должен был описать закономерности возникновения потребностей, а следовательно, и закономерности возникновения желаний. Вся эта суета вокруг потребностей основана на запросе управления людьми через управление желаниями.

        Желания возникают при изменении внешних условий. Изменения внешних условий можно зафиксировать, желания можно зафиксировать. Если входе экспериментов выяснится, что при одних и тех же внешних условиях возникают одни и те же желания, тогда можно предположить, что между внешними условиями и желаниями есть какая-то связь. Но связь это не причина. Существование потребностей, как причины возникновения желаний, пытаются доказать тем, что при разных внешних условиях возникают одинаковые желания, в то же время при одинаковых внешних условиях могут возникать разные желания. Значит есть что-то ещё, кроме прямой связи между внешними условиями и желаниями?

        Это напоминает поиски чёрной кошки в тёмной комнате, когда её там нет. Результаты у всех исследователей потребностей получились очень разнообразные, потому что ищут то, чего нет, однако прослеживаются и общие черты. Попытки классифицировать потребности приводят в результате к созданию классификатора желаний. Созданные классификаторы получаются запутанными и незаконченными, и легко разбиваются о реальность при попытках практического применения. Никто из исследователей не обременяет себя поисками прямой связи между изменениями внешних условий и желаниями, поскольку этот процесс трудоёмкий. Количество возможных вариантов внешних условий можно назвать бесконечным, и ставить бесконечное количество экспериментов никто не будет. И всё это ещё умножается на изучение собственного организма, который также является внешним условием для сознания, как источника возникновения желаний. Изменения организма – это изменение внешних условий, и как следствие изменение желаний. Бесконечное количество возможных связей между желаниями и внешними условиями не останавливает потребностекопателей, но у меня нет желания к ним присоединятся.

        Отрицать существование связи между изменениями внешних условий и возникновением желаний я не собираюсь, также как не собираюсь доказывать существование потребностей, а в качестве резюме предложу свой небольшой классификатор желаний, недостатки которого тут же подчеркну. Множество других классификаторов желаний на начальном уровне делят все желания на 3 части, моё деление будет примерно таким же, но не совсем.

        Все желания можно поделить на природные, социальные и субъектные. С природными всё просто и понятно, они обусловлены строением человеческого организма. С социальными сложнее, они возникают при условии взаимодействия с другими людьми. Людей много, а вариантов взаимодействия ещё больше, поэтому классификация всех желаний, которые от этого могут возникнуть, процесс трудоёмкий, хотя и не совсем неблагодарный. Субъектные желания возникают при условии осознания себя как отдельного субъекта, не часть социума, не отдельный организм, а субъекта, который может что-то сделать независимо от природы или социума. Если желания направлены на природу или других людей, то такие желания не относятся к субъектным, но если желания обращены к себе, и не к своему организму, а к своему сознанию, тогда такие желания можно назвать субъектными. Пример субъектного желания: надо себя заставить.

        У предложенных категорий нет чёткого разделения, границы получаются размытыми. Одно и то же желание можно отнести сразу к двум или трём категориям. Например, желание заняться сексом относится к природным, потому что направлено на удовлетворение потребностей организма. Но, это же желание, как правило, направлено на взаимодействие с другим человеком, значит относится к социальным. И в довесок, желание заняться сексом связано со стремлением получить удовольствие, не только физическое удовольствие, но и моральное, поэтому относится и к субъектным. Желание заняться сексом одно, а относится к разным категориям. Также как желание поесть - это желание утолить голод, а также участвовать в ритуале группового приёма пищи, и поесть вкусно, чтобы понравилось. Желание почесать - во-первых машинальная реакция организма, во-вторых, чтобы кто-то почесал, в-третьих, чтобы зуд не отвлекал. Все перечисленные желания нельзя отнести только к природным, потому что при определённых условиях можно заниматься сексом без явного желания, принимать пищу, когда не голоден, получать удовольствие от почёсывания, даже когда не чешется.

        В заключении хочу отметить, что несмотря на то, что даже такая маленькая классификация получилась противоречивой и запутанной, и применение её на практике весьма сомнительно, она имеет право на существование. Потому что исследования классификаторов желаний, хотя уже и не мной, но будут продолжаться бесконечно, потому что запрос на управление желаниями никто не отменял.


Рецензии