Куты-Мафа. Глава 1. Амба

Эта необычная история произошла много лет тому назад в верховьях реки Даубихе, что берет свое начало в отрогах Сихоте-Алиня.

А началось все с небольшой статьи в местной газете «Таежные зори». Написал ее Венечка, так звали этого юного спецкора, с большой претензией на актуальную, злободневную тему и тайной надеждой, что его наконец-то заметят, там, наверху.

Статья больше смахивала на стандартную, пропагандистскую агитку, направленную против различного рода суеверий и предрассудков. В частности, в ней отмечалось, что в последнее время граждане утратили революционную сознательность и пролетарскую бдительность, а потому в районе участились случаи обращения к культовым церковным обрядам, шаманству и поклонения Духам тайги и животных.

Про церковные обряды было сказано вскользь, через запятую, а основной упор делался на высмеивание некоторых несознательных граждан, которые отходят от атеистических принципов марксизма-ленинизма.

Конкретных примеров приведено не было, зато было много сарказма и подростковой издевки в отношении таких людей.

На эту статью, особого внимания как-то никто не обратил внимания. Ну что с нее взять - стандартная пропагандистская антирелигиозная агитка. Однако по истечении какого-то времени, в редакцию пришло письмо от некоего гражданина П., который божился всеми революционными вождями, что Духи существуют, и что не далее, как неделю назад, именно они помогли ему выбраться из снежного плена, куда он попал, выскочив по своей глупости наскоро, на минуточку, пострелять белок. По словам гражданина П., когда он уже потерял всякую надежду выбраться из тайги живым, Духи тайги послали ему помощь в виде огромного тигра, который и вывел его к поселку.

Венечка, хотел было отмахнуться от этого письма, как вдруг главный редактор Петр Иванович, порекомендовал тому попробовать на этом примере раскрыть нелепость и абсурдность заявления гражданина П.

Воодушевленный юноша ретиво взялся за работу и выдал едкую статейку вскрывающую глубинную сущность несознательности и отхода от материализма и научного коммунизма людей, которые в минуты опасности готовы верить во всякую чушь.
На что, буквально в течении недели, в редакцию поступило сразу несколько писем, которые утверждали, что они свято верят в коммунистическую партию, являются активными строителями коммунизма, но, мол, против фактов не попрешь…

И, каждый из них, приводил свои примеры, когда Духи действительно помогали им в опасной жизненной ситуации. Но самым странным и загадочным было то, что эти люди никак не связанные друг с другом по жизни, в один голос утверждали, что каждому из них помощь приходила в виде огромного тигра, который якобы и является одним из воплощений таежного Духа.

Главный редактор, своим политическим, партийным нутром, вдруг остро почувствовал, что тема начинает неприятно затягиваться и приобретать зловещий оттенок и потому посоветовал Вениамину, дальнейшую полемику, на страницах газеты, прекратить. 

Но не тут-то было. На затянувшуюся полемику местной газеты вдруг обратили внимание в краевой газете «Приморские зори».

Опытный мастер пера, Лев Маркович Р., легко уловил слабость подачи материала своего младшего коллеги, и, то ли в забаву, то ли в силу отеческого желания поучить, выдал разгромный фельетон глубоко вскрывающий и обличающий различные суеверия, и первобытные страхи перед силами дикой природы.

В силу старшинства краевой газеты, а также с целью подчеркнуть свою значимость и вес, Лев Маркович, позволил себе, также, тонко упрекнуть Н-ский районный комитет партии в самоустранении от активной, наступательной атеистической пропаганды.

Фельетон был напечатан в пятницу, а уже в субботу утром, состоялось экстренное заседание Бюро Н-ского райкома партии.

Заседание было бурным. С обличительной речью выступил секретарь по идеологии Петр Кузьмич Г., но кроме общих слов, об усилении, активизации, и беспощадной борьбе с этим злом и опиумом для народа, от него услышать не удалось.

Не внесли ясности и все последующие выступающие, которые также говорили правильные, идеологически выверенные слова, но не подкрепленные конкретными примерами и фактами они скорее являлись обычными дежурными выступлениями.

Вызванные по случаю Вениамин и главред Петр Иванович своими выступлениями еще больше запутали членов Бюро райкома.

Время уже перевалило за полдень, а люди никак не могли взять в толк, чего же от них хотят, и причем здесь какие дикие силы природы, какие-то тигры, какие-то непонятные духи…, и как с этим, со всем, бороться.

Большинство опытных партийцев прекрасно понимали, что на их глазах происходит простой, чудесный фокус, когда из мухи делают слона.

И все-таки, к концу дня удалось принять Постановление Бюро, предписывающее в недельный срок, во всех партийных и комсомольских организациях района, провести собрания с повесткой «Об усилении контрпропагандистской работы, направленной против религии и псевдонаучных суеверий».

Казалось бы, на этом можно было бы поставить точку, но череда последующих событий показала полную несостоятельность и скороспешность такого рода выводов.
Буквально, через день из поселка Б, что в сорока километрах от райцентра, пришла недобрая весть о дотла сгоревшем коровнике. Положительного в этой новости было то, что все коровы были спасены и остались живы.

Полупьяненький сторож, в этот день, уже, наверное, в сотый раз рассказывал и пересказывал о случившемся пожаре, о том, как он героически добрался до телефона и вызвал пожарников, как он пытался открыть двери коровника и еще о каких-то своих подвигах, включая «героические факты» из прошлой жизни.

С его слов выходило, что вначале он заметил огромного тигра, который стоял как на пригорке возле фермы, а затем увидел, как тот прыгнул в окно и буквально в считанные минуты двери коровника выбило и мимо него с диким ревом пронеслось обезумевшее испуганное стадо коров, которые чуть было его не затоптали. И еще он рассказывал, что, когда он упал, над ним склонился чудовищной величины тигр, схватил его и отшвырнул от двери. И он при этом божился, что именно это и спасло ему жизнь.

К слову сказать, следы тигра, и достаточно большие, возле коровника и в самом коровнике действительно были обнаружены.

В поджоге сразу же обвинили сторожа, но расследование показало, что причиной была неисправная проводка, которая годами висела на «соплях» в этом ветхом, деревянном здании.

Мнения людей разделились, одни, принципиальные, утверждали, что возможно этот тигр болен и в силу этого, не способен полноценно охотиться, и потому специально пришел к коровнику, чтобы поживиться легкой добычей.

Другие, более слабохарактерные, осторожно склонялись к мнению, что это может быть тот самый Тигр, носитель Духа тайги, явил себя, так сказать миру. По их мнению, Тигр, знал о предстоящем пожаре, и заранее своим мощным рыком перепугал все коров и выгнал их из коровника. После чего и случился тот самый злополучный пожар.  И еще он спас сторожа. Особенно на это упирал сам сторож.

Этот факт, усиленный призывом райкомом партии бороться с предрассудками, напротив, сыграл с населением злую шутку. По району поползли самые различные слухи, сплетни, которые обрастали все новыми подробностями, где уже невозможно было различить правду от домысла.

Через несколько дней по району понеслось известие из села М.
Рассказывали, что местная фельдшерица, Варя, вызвав скорую, пыталась отвезти больного тракториста Кузьмича в районную больницу. С ее слов, а также из слов водителя скорой, дорогу на перевал им преградил Тигр. И объехать его, по такой заснеженной трассе не было никакой возможности.

 Как потом рассказывала сама фельдшерица, этот огромный зверь появился на трассе внезапно, выплыл из снежной бури, как туманное привидение, словно призрак.

Не известно сколько бы им пришлось стоять на дороге, как вдруг где-то рядом прозвучало несколько выстрелов, и зверь одним прыжком отпрыгнул в сторону и как бы растаял в воздухе.

Это оказался местный охотник, которого все звали Федька-охотник или Федор-стрелец. Под этими прозвищами его знали во всех окрестных селах и даже до самого Бикина.

Федор-стрелец жил, отшельником, уединенно, в тайге, и потому было время, когда за ним прикрепилась кличка Леший. Усиливало это прозвище и непокрытая косматая шевелюра, которую он подвязывал сыромятным кожаным ремешком. Но это прозвище не прижилось. Федор был слишком уж открытым, честным и добрым человеком.
Этот крепкий и сильный удэгеец, был очень хорошим и удачливым охотником. Шкурки его белок и соболей никогда не были порченными, а потому его товар всегда брали с особой охотой и по выгодной цене. А еще он был отменным травником и занимался целительством.

Федор, сообщил что на перевале только что сошла снежная лавина, и теперь проехать через него нет никакой возможности. И еще сказал, что их спас Амба.

- Амба хороший люди ходить. Амба их спасать …

В дальнейшем он пояснил, что если бы Тигр не перегородил им дорогу, то они могли бы как раз попасть под сход снежной лавины. Он, дескать сам, чудом заранее успел изменить маршрут и потому остался живой.

Осмотрев больного Кузьмича, он предложил срочно, волоком, на лыжах, доставить больного к нему домой, благо он жил недалеко. Какие уж там корешки и травку отварил Федор не известно. Но, Варвара утверждает, что именно его снадобье и спасло Кузьмича.

Слухами о таинственном тигре, который будоражит все население района заинтересовались в местном РОВД.

Начальник милиции, майор Волков, затребовал срочно собрать ему всю известную информацию о тиграх, которая, когда-либо, проходила за последние три года и особо обратить внимание на возможную связь предыдущих событий, если таковые найдутся, с днем сегодняшним.

На аналитике у него сидел стажер Вася Петров, замечательный малый, мечтавший о раскрытии крупных резонансных дел, но в силу своей утонченной внутренней организации, совершенно не способный зафиксировать даже бытовой мордобой. Зато с фантазией у парня, было все замечательно, и наверное, справедливо, что первую оригинальную версию начальнику доложил именно Петров.

Василий раскопал, что в конце сентября прошлого года, в Краевой газете промелькнула одна заметка, в которой говорилось о съемках фильма «Дерсу Узала» по сценарию известного японского режиссера Акиры Куросавы. На этот совместный советско-японский проект возлагались большие надежды в деле укрепления советско-японской дружбы. И потому сил и средств на этот фильм не жалели.

По сценарию, Дерсу Узала, роль которого исполнял сам Куросава, встречает в тайге тигра и распознав в нем Духа тайги, беседует с ним о смысле жизни. Специально для этого фильма из Московского зоопарка на самолете, спец-рейсом был доставлен знаменитый тигр Амур.

В исполнении знаменитого японского режиссера, эта сцена получилась очень трогательной. Все критики наперебой хвалили фильм и особо отмечали как органично в этой сцене смотрелся Амур. Оператор сфокусировал свое внимание и сумел поймать взгляд таежного красавца. Он смотрел в объектив спокойно и внимательно. А один критик даже отметил, что этот взгляд можно смело сравнить со взглядом очень умного, проницательного и мудрого человека.

Но уже при заключительных съемках, Амур вдруг исчез, словно испарился. Это могло привести не только к репутационным рискам, но и к срыву самого проекта. Полноценными поисками заниматься было некогда, а потому срочно привезли тигрицу Аргунь из Новосибирского зоопарка.

Подмену тигров зрители конечно не заметили. Зато автор статьи поставил несколько неудобных вопросов: как такое могло произойти на проекте международного уровня? Нет ли здесь вражеских происков, жаждущих вбить клин в советско-японские отношения? Почему никто не опросил массовку, в которой было много удэгейцев, орочей и нанайцев? Ведь всем известно, что эти аборигены испокон века поклонялись Тигру. Они называли его Амба или Куты-Мафа и обожествляли его, а потому мотивы у них быть могли.

Дотошный стажер изучил все дополнительные материалы по этому делу, но ответов, поставленных автором статьи на тему исчезновения Амура так и не нашел, о чем срочно и доложил своему начальнику РОВД. Попутно он доложил и свою версию, что может быть этот тигр, о котором сегодня много говорят и есть тот самый пропавший Амур.

Предложение Василия Петрова было простым: - чтобы прекратить все эти слухи, пересуды и домыслы, нужно изловить этого тигра, а заодно и выяснить кто помог ему сбежать. Начальнику план понравился, с одной поправкой, что вражьими происками пусть занимается КГБ, а они займутся более приземленными вещами- опросят всех аборигенов, принимавших участие в массовке, вычислят злоумышленника, и инициируют отлов тигра. О чем и доложил первому секретарю райкома партии.

Вычислить злоумышленника оказалось пустяковым делом, даже не пришлось искать и опрашивать всю массовку. Аборигены, они ведь как малые дети, совсем бесхитростные и честные. Несколько человек, на, казалось бы, простом бесхитростном перекрестном опросе, сразу же запутались в своих показаниях, и, в конце концов, обессилев от мудреных вопросов, однозначно указали на Федю-охотника.

При внимательно просмотре киноленты Петров вдруг обнаружил, что там есть несколько сцен указывающих на контакты Федора с Амуром. Это были сцены -  когда он якобы впервые видит тигра, когда он повторно встречается с ним и начинает осознавать, что это не просто тигр, а Божество вселившее в себя Дух Тайги. Этот Тигр - Амба.
 
И была еще одна сцена, когда Федор преподносил дары Амбе. Значит у Федора контакты с Амуром были. И он, действительно, мог это сделать, исходя из своих религиозных соображений. Это оказалось чистой правдой, он это и сам впоследствии подтвердил.

Федор на все вопросы отвечал спокойно и с удивительным достоинством. Причину объяснил повелением Амбы, которого ослушаться он не посмел. Остальные аборигены, согласно кивали и дружно утверждали, что с Амбой спорить нельзя иначе беда большая всем будет, потому Федор так и поступил…

На вопрос почему же они раньше об этом ничего не говорили, отвечали предельно просто, что никто их об этом даже оказывается и не спрашивал.
А Федор поступил правильно, потому как начальник, наверное, и сам видит, как хорошо сегодня Амба помогает людям…

Инициативу по отлову тигра в Крайкоме поддержали и прислали в Н-ский район профессионалов-тигроловов. Первый секретарь райкома собрал прибывших в своем кабинете для напутственного партийного слова – под руководством партии так сказать…

Однако из этой затеи ничего толком не получилось. На площади собралась большое количество людей. В основном это были аборигены, но не только свои, местные, но и с верховья Бикина, Чугуевки, Тернея, других мест. Откуда они узнали о приказе отловить Амура, и как сумели быстро сорганизоваться, до сих пор остается загадкой. Всегда послушные и дружелюбные, на этот раз они приехали выразить свое возмущение и протест решением властей по поводу Амбы.

В действиях и словах этих людей была твердая и неполебимая решимость защитить свое Божество всеми имеющими на то средствами. Для начала они блокировали райком. Дело принимало не просто серьезный оборот, но даже и политическую окраску – выступление против решения властей. Возникала реальная угроза бунта и открытого неповиновения.

Связавшись с Крайкомом и объяснив ситуацию, первый секретарь получил страшенный нагоняй за утрату контроля, угрозу снятия с должности, и в конце приказ на немедленную отмену решения по отлову тигра и отзыв охотников обратно во Владивосток.

Первый секретарь, был умудренный опытом человек, и потому решение конечно же спешно отменил. И чтобы спасти свою должность, срочно стал искать крайних, на кого можно было бы списать вину. Кинулись было к Вениамину, но того и след простыл. Дальновидный юноша оказывается не был таким уж простачком и уже уволился, и отбыл в неизвестном направлении. Поэтому, по партийной линии строго наказали глав.реда  Петра Ивановича и начальника РОВД майора Волкова, с припиской о несоответствии занимаемой должности.

Правда первого секретаря это не спасло. На Бюро Крайкома партии, его сняли с занимаемой должности за утрату партийной бдительности и создания угрозы межнациональной розни.

Как поговаривали в округе, после этой истории, Федя-охотник уже несколько раз встречался с Варей. А Кузьмич, старый шельмец, с добродушной ухмылкой намекал, что быть им хорошей парой. И действительно, весной Федор женился на Варваре, и она переехала к нему. Сейчас они строят новый дом. Ждут пополнения семейства.


Рецензии