Великая триада мирозданья
Издательство научной литературы Н.Ф. Бочкаревой
КАЛУГА
2009
Светлой памяти моих великих земляков —
К.Э. Циолковского и А.Л. Чижевского —
посвящается
3
1ПАРАДОКСАЛЬНОЕ
ЕДИНСТВО БЫТИЯ
В 1900 году Макс Планк опубликовал гипотезу о прерыви-
стом, квантовом излучении света, что в корне противоречи-
ло сложившимся тогда представлениям о волновой приро-
де электромагнитного излучения. Это была очень странная, па-
радоксальная гипотеза, истинность которой совсем неожидан-
на и доказать ее было весьма сложно. Однако при изучении яв-
ления фотоэффекта Альберт Эйнштейн вывел, что свет и погло-
щается порциями. Так была создана современная квантовая те-
ория, основанная, по словам английского физика Поля Дирака,
на таких понятиях, которые «не могут быть объяснены с помо-
щью известных понятий и даже не могут быть объяснены адек-
ватно словами вообще». По квантовым законам электромагнит-
ные волны обладают свойствами частиц (фотонов), имеют им-
пульс Р и энергию Е; а материальные частицы, в свою очередь,
имеют волновые функции — частоту V и длину ;. Математиче-
ски это выражается уравнением де Бройля:
E h $ v, p h
m
= = ,
где h — квант действия, мировая постоянная, открытая Максом
Планком и равная 6,62·10 эрг/сек.
Квант действия h, с одной стороны, устанавливает связь меж-
ду диалектически противоречивыми свойствами микрообъектов,
с другой стороны, является своеобразной границей между микро-
и макроявлениями. Область, в которой допустимо пренебречь ве-
личиной h, является макроскопической.
Корпускулярно-волновой дуализм раскрывает существова-
ние двух различных начал как диалектически взаимодополняю-
щих, а не как отрицающих друг друга. В релятивистской физи-
ке Нильс Бор назвал это принципом дополнительности. А если
взглянуть на проблему с философской точки зрения, стоит вспом-
нить об антиномичности. Антиномия (греч. противоречие в зако-
не) — свойство рассуждения состоять из двух частей, одинаково
логически доказуемых, но противоречащих друг другу. Антино-
мичность отражает глубинную суть Мира. Задолго до установле-
ния этого принципа наукой им пользовались в своих вероучениях
буддизм, христианство, ислам.
Но вернемся к физике. В 1905–1915 годах А. Эйнштейн соз-
дал общую теорию относительности, которая объединяет уче-
ние о пространстве и времени с теорией тяготения и объясня-
ет любые физические процессы, т. е. устанавливает универсаль-
ность пространственно-временных свойств Вселенной. Обыден-
ному мышлению непонятно, как можно «остановить» время; те-
ория Эйнштейна доказала, что с исчезновением материи исчез-
ли бы пространство и время. Последователь Эйнштейна немец-
кий физик-теоретик Вернер Гейзенберг пишет по этому поводу
так: «Время возникло вместе с миром, оно, стало быть, принадле-
жит миру, и поэтому когда не существовало Вселенной, не было
никакого времени». И тут религиозная мысль предвосхитила на-
учную. Святой Августин, христианский богослов, один из Отцов
Церкви отрицал существование времени без появления материи,
т. е. почти тысячу лет назад, без синхрофазотронов, был предтечей
релятивистской физики.
В начале XX века изменился взгляд на закон сохранения ве-
щества; стало известно, что масса не сохраняется, химические
элементы переходят при ядерных реакциях один в другой с из-
менением атомных масс. Закон сохранения вещества после уста-
новления связи энергии с массой Е = mс 2 объединился (вошел
составной частью) с незыблемым законом сохранения энергии.
Энергия (греч. действие) — общая количественная мера дви-
жения и взаимодействия всех видов материи. Энергия не воз-
никает из ничего и не исчезает бесследно, она только переходит
из одной формы в другую. Этим самым устраняется кажущая-
ся противоположность материи и духа, Проявленного и Непро-
явленного. Как будет доказано ниже, мысль материальна. Энер-
гетизм как фундаментальное понятие науки распространяет-
ся на все явления Вселенной, в том числе психические, соци-
альные, религиозные. Развитие науки приводит к парадоксаль-
ному, но неоспоримому факту сверхрассудочной системы Мира,
к феномену Духа. То, что для обыденного человеческого смыс-
ла имеет в себе необъяснимое противоречие, как это ни стран-
но вытекает из высших достижений физико-математического
и философского мышления. Таким образом, гносеология (тео-
рия познания) кроме эмпирического (опытного) и абстрактно-
логического уровня, выходит на еще один, третий, уровень по-
стижения сущности Бытия. Вспомним тут и об антиномичности
Мира, да и просто подумаем, что одних глаз, ушей и рациональ-
ных понятий недостаточно, чтобы проникнуть в суть, оценить
глубину и величие симфонии Бетховена, «Троицы» Рублева, па-
дающей в ночном небе звезды…
Интуиция (лат. пристально смотреть) — способность непо-
средственного постижения истины, озарения, пророчества; со-
причастность ходу Мирового Бытия. С древнейших времен че-
ловеческая мысль связана с интуитивными прозрениями. В поэ-
тическом вдохновении древнеиндийской «Камидасы» раскрыва-
ется нерасторжимость брака Шивы и Парвати. Так мифологиче-
ски выражается итог высших исканий о единении духа и приро-
ды. Эта целостность сознается человеком как непреходящая ду-
ховная ценность. Древнеиндийская мудрость уподобляет поэти-
ческое прозрение третьему глазу Шивы, созерцающему настоя-
щее, прошлое и будущее.
Вернемся ближе к нашим временам. Великий философ Спи-
ноза считал интуицию «третьим родом» познания, схватывающим
сущность вещей. По Декарту, интуиция в соединении с дедуктив-
ным методом служит всеобщим критерием полной достоверности.
6 7
Шеллинг утверждал, что интуитивное созерцание преодолевает
пропасть, отделяющую объект от познающего субъекта.
«Интуиция, вдохновение — основа величайших научных от-
крытий, в дальнейшем опирающихся на факты и идущих строго
логическим путем, — не вызывается ни научной, ни логической
мыслью и не связана со словом и понятием в своем генезисе», —
подчеркивал В. И. Вернадский, один из самых великих умов среди
ученых XX века. Академик Вернадский работал на стыке геологи-
ческих и биологических наук, используя последние достижения
науки об атомах. В своих исследованиях ученый стоял на мате-
риалистических позициях, руководствовался идеями диалектики,
высоко ценил методологическое значение философии. Вернад-
ский, развивая геохимию, создал биогеохимию, учение о биосфе-
ре. Он рассматривал возникновение жизни на Земле как единый
процесс, охвативший планету под влиянием космических воздей-
ствий. Австрийский физик Эрвин Шредингер называет жизнь
«самым прекрасным шедевром, когда-либо достигнутым по линии
Господней квантовой механики».
Русский ученый-энциклопедист А. Л. Чижевский в своих
фундаментальных исследованиях положил основание космо-
биологии. Чижевский раздумывал о сложной структуре физи-
ческих внеземных факторов, о дифференцированных влияни-
ях различных составляющих этих факторов на все многообразие
живой природы. Он писал: «Жизнь, как мы видим, в значитель-
но большей степени есть явление космическое, чем земное. Она
создана воздействием творческой динамики Космоса на инерт-
ный материал Земли. Она живет динамикой этих сил, и каж-
дое биение органического пульса согласовано с биением косми-
ческого сердца — этой грандиозной совокупности туманностей,
звезд, Солнца, планет».
Итак, произошло великое, таинственное явление жиз-
ни на Земле. По религиозным воззрениям — творческий акт Бога,
по ортодоксальным материалистическим понятиям — механи-
стическое, практически случайное зарождение жизни в «пер-
вичном бульоне» (гипотеза академика Опарина, которая не толь-
ко не стала теорией, а о которой теперь почти не вспоминают).
Но стоит ли вообще об этом так упорно и бесплодно спорить?
Разумнее остановиться на мысли, что это не Бог-отец вдруг ре-
шил сотворить жизнь и понаблюдать за ней, не жизнь — случай-
ная игра природы, а жизнь как таинственное, но закономерное
явление Бытия.
Главное неоспоримо и не нуждается в доказательствах: на пла-
нете Земля появилась Жизнь как высшее по отношению к физи-
ческим и химическим формам движение материи; обладающая
уникальными свойствами. А планета наша находится в Солнеч-
ной системе, по емкому определению А. Л. Чижевского, «Земля
в объятиях Солнца». Появление и существование самых простей-
ших организмов без животворной деятельности Солнца невоз-
можно, это не требующая доказательств аксиома. Так же как
и дальнейшее развитие органической жизни. Фотосинтез — пер-
вичный процесс образования органических веществ из неоргани-
ческих — происходит только под влиянием солнечных лучей. Это
способствовало массовому распространению по земному шару
растительных организмов прямо пропорционально степени солн-
цедеятельности. А уж вслед за растениями развилось бесчислен-
ное многообразие животного мира.
Затем снова потрясающая энигма — появление челове-
ка! Можно бесконечно долго говорить об антропогенезе — про-
исхождении человека. В христианстве говорится о сотворении
человека по образу и подобию Божьему, а живой твари из зем-
ли и воды. Так что разделение человека и животных принципи-
альное. Несомненно, человек имеет особый статус, качествен-
ные отличия от других живых существ. Он обладает членораз-
дельной речью (второй сигнальной системой), способностью
к абстрактно-логическому мышлению, познанию природы и воз-
действию на нее, творчеству… Но по своей биологической сущно-
сти человек неотделим от животного мира и является высшей сту-
пенью его эволюции. Так что лучше просто констатировать: появ-
ление человека разумного, творческой и мыслящей личности ста-
ло следующей великой вехой в развитии Вселенной. А неуклон-
ное совершенствование индивидуальных человеческих качеств,
общественных отношений, техники, экономики, науки, культуры
8 9
создало ноосферу, область разума. По выражению К. Э. Циолков-
ского, Земля стала «Колыбелью Разума».
А. Л. Чижевский установил факт прямого влияния солнеч-
ной активности на нервно-психическую деятельность и пове-
дение людей, связал периоды повышения активности (пятно-
образования на Солнце) с социально-историческими процес-
сами. Он раскрыл «…картину великолепного здания мира, от-
дельные части которого связаны друг с другом крепчайши-
ми узами родства, о котором смутно грезили великие филосо-
фы древности». Опубликованные в 1915–1916 годах в калуж-
ских научных обществах выводы А. Л. Чижевского отличались
смелостью и крайней новизной, они подводили естественно-
научную основу под воззрения Гераклита, Платона, Аристотеля
и даже под некоторые религиозные пророчества и откровения,
что в дальнейшем совсем не приветствовалось марксистско-
ленинской идеологией. Еще бы! Чижевский выводил прямую
связь между максимами солнечной активности и выдвижением
великих воителей, духовных вождей, реформаторов, политиче-
ских лидеров: максимум 440–441 г. — Аттила, бич божий, мак-
симум 1537–1537 г. — Игнатий Лойола, глава и вдохновитель
инквизиции, максимум 1625 г. — кардинал Ришелье, макси-
мум 1778 г. — Суворов, максимум 1860 г. — Бисмарк и т. д. Вос-
стания, войны, бунты, революции также, пусть и не всегда на-
прямую, связаны с периодами солнечной активности. Конечно,
главный «гений всех времен и народов» Сталин не хотел при-
знавать зависимость от «солнечных причуд» (во всяком случае
публично) и выразил свое недовольство, что привело к гонени-
ям на Чижевского и его учение.
А в практической лаборатории зоопсихологии Главнауки,
возглавляемой известным дрессировщиком В. Л. Дуровым, на-
учный сотрудник Чижевский исследовал возможности пере-
дачи мысли на расстояние. В дальнейшем эту тему развивал
его ученик Леонид Васильев. Выдающийся невролог и психи-
атр академик В. М. Бехтерев также исследовал вопросы мыс-
ленного воздействия, создал теорию и практику коллективно-
го транса и поднимал тему социальных последствий такого рода
воздействий. Но многое из его научного наследия утеряно (или,
скорее, засекречено), после того как он в 1927 году был злодей-
ски убит по приказу Сталина.
Вообще все вопросы воздействий на психику людей строго
контролировались спецслужбами разных стран. В молодом Со-
ветском государстве данная тема курировалась лично небезыз-
вестным маршалом Тухачевским, позднее «ликвидированным».
Сейчас на основе новейших достижений науки и техники соз-
даны запатентованные приборы, позволяющие многократно уси-
ливать эффективность экстрасенсорного воздействия, что ис-
пользовалось или пыталось использоваться на важных государ-
ственных переговорах, политических саммитах и т. д. Известно,
например, что при встрече с Бушем для решения вопроса о воссо-
единении Германии под парапсихологическим воздействием Гор-
бачев неожиданно для всей советской делегации сдал твердо уста-
новленные позиции и фактически предал государственные инте-
ресы. Зато стал лучшим немцем года.
Практика «зомбирования» шаманов, колдунов вуду име-
ет теперь научное обоснование. Психотроное оружие — реаль-
ная и грозная сила, использование которой может иметь траги-
ческие последствия как для отдельных людей, так и для обще-
ства в целом. Телепатия, ясновидение, телекинез, биолокация
и другие явления, называемые парапсихологическими, теперь
ушли из области мистики и чародейства и подвергаются науч-
ному анализу.
Но, конечно, далеко еще не все известно человеческому раз-
уму, и работа предстоит напряженная и неоглядная. Прежде
всего, это создание единой теории поля — «Великое объедине-
ние». Такая теория должна свести все многообразие свойств
элементарных частиц и законов их взаимодействия к универ-
сальным принципам. По современным данным, есть четыре
типа взаимодействий. В порядке возрастания их интенсивно-
сти это: гравитационное, слабое, электромагнитное и сильное
взаимодействие. Уравнение Максвелла объединяет электриче-
ские, магнитные и световые явления. Следующим этапом ста-
ли попытки объединения электромагнитных и гравитационных
10 11
полей на основе общей теории относительности Эйнштей-
на. В 60-х годах XX века была выдвинута объединенная тео-
рия слабого и электромагнитного взаимодействий лептонов
и кварков. Есть и другие теоретические и экспериментальные
исследования в данном направлении, представляющем собой
генеральную стратегию развития физики. Неразрывная связь
между всеми частицами, их взаимопревращаемость дают уве-
ренность в неизбежности создания единой теории поля, в объ-
единении бесчисленного многообразия всех материально-
энергетических взаимодействий. Создание такой фундамен-
тальной теории принципиально не только для физики, но для
философии, психологии, медицины, религии наконец. Для бу-
дущего всего человечества! Единая теория поля позволит науч-
но определять свойства микромира, макромира, мегамира; пси-
хофизические явления, информационно-энергетические про-
цессы Вселенной. (Разработчик «Теории физического вакуума,
торсионного поля психо-физики» Г. И. Шипов полагает, что все
в мире определяется торсионными полями — совокупностью
пространственно-временных вихрей.)
В настоящее время общеизвестно, что все живые орга-
низмы обладают собственными биополями. Материально-
энергетическая природа физических полей биологических объ-
ектов исследуется с позиции квантово-статистического модели-
рования с привлечением ЛЭМ (лептонно-электромагнитной)
гипотезы российского ученого Б. И. Искакова. ЛЭМ-гипотеза
предполагает, что в биоэнергетических явлениях участву-
ют лептоны (нейтрино, мюоны и другие элементарные части-
цы), электромагнитное поле и его кванты-фотоны. Действу-
ют также акустические волны, инфракрасное, радиоизлуче-
ние, биогравитация. Но основными компонентами, особен-
но при дальнодействии, являются лептоны и фотоны. Грави-
тационное поле и его кванты-гравитоны сводятся к изменени-
ям лептонного поля. При этом следует учитывать, что энерге-
тические аспекты неразделимы от информационных, что вы-
двигает концепцию информационно-энергетического поля. Та-
ким образом, дистанционный обмен энергией и информацией
между биологическими организмами и неживыми физически-
ми объектами следует объединить понятием биоэнергоинфор-
матика. Информационные связи лежат в основе самых глубин-
ных свойств материи, они обеспечивают всеобщее взаимовли-
яние и взаимозависимость во Вселенной, а человек, как суще-
ство космическое, особенно сильно зависит от них.
В данной работе нет возможности даже для краткого обзора
последних экспериментальных и теоретических исследований
целого ряда ученых во многих странах, тем более что физико-
математические построения доступны только узкому кругу спе-
циалистов. Но они позволяют без мистического флера объяс-
нить явления биолокации, телекинеза, телепатии, ясновидения.
Они дают основание гипотезе К. Э. Циолковского о возможно-
сти существования разумной жизни не только в форме белко-
вых тел, а материально-энергетической организации. То, что на-
зывают «тонким миром». То, что пытался представить себе Ста-
нислав Лем в романе «Солярис».
Согласно ЛЭМ-гипотезе мысли человека материаль-
ны, потому что в процессе мышления излучаются лептонно-
электромагнитные сигналы. Тут стоит вспомнить велико-
го древнегреческого философа Платона, его учение о «эйдо-
сах», о том, что видимое бытие соединено с Невидимым. В слу-
чае массового распространения общих идей ЛЭМ-эйдосы мил-
лионов индивидов могут соединяться в народные, классовые,
религиозные. Различные религии пытались найти свой осо-
бый, исключительный путь к Богу. В них были порой порази-
тельные прорывы к Откровению, Истине, Абсолюту; порой за-
блуждения, тупики, трагические ошибки. Но ни одна из самых
великих религий, к глубокому сожалению, не достигла Исти-
ны. В одних больше, в других меньше, в них содержались лишь
отдельные ее частицы, как кусочки разбитого зеркала. Самое
страшное, когда свою веру люди ставили превыше всего, и мил-
лионами миллионов уничтожали в чем-то несогласных, имею-
щих свое мнение. С древнейших времен до сегодняшних дней
человечество тонет в крови от этих распрей. И конца тому пока
не предвидится.
13
Вспомним лучше о единении любящих душ, о том, как они чув-
ствуют мысли и малейшие переживания друг друга вопреки лю-
бым преградам, расстояниям, временам.
Изложенное — лишь попытка отобразить начало развития,
впереди необозримый путь. Истина причины и жизни Вселен-
ной в диалектике взаимодействий ее бесконечного многообразия.
Стоит забыть о чем-то трансцендентальным, потустороннем, это
выдумка незрелого человеческого воображения. Вселенная едина,
вечна и бесконечна, а человечество — ее часть, которая стала по-
знавать саму себя.
2ВЕРА
И РЕЛИГИИ
Развитие физико-математических наук и философии отверга-
ет идею Бога как надмирного Отца-Вседержателя, как лич-
ностного Творца всего сущего, как персонифицированную
первопричину Вселенной. Причина Вселенной в ней самой, в ее
безначальном и бесконечном развитии, она в своем существова-
нии самодостаточна и не нуждается в чем-то, а тем более ком-то
потустороннем.
Человек был сотворен по образу и подобию Божьему?
Нет, это человек в своем развитии стремится к постижению выс-
ших, божественных истин Вселенной, которые существуют безна-
чально и реально, без милости Всеблагого. Но человек не может от-
рицать идею Бога как идею извечной борьбы Добра и Зла, как стрем-
ление к высшим целям и ответственность за все содеянное в земной
жизни, ибо не все ею исчерпывается.
Современная наука доказывает, что смерть физического тела
еще не конец человеческий: совокупность его биополевых оболо-
чек сохраняется некоторое время, причем периоды их полураспа-
да (7±2 суток) и распада (42±4 суток) с переходом во вселенскую
лептонно-элетромагнитную субстанцию соответствует христиан-
ским представлениям о душе. Вспомним 9 и 40 день поминовения
усопших, перед тем как душа отлетит на небеса. Книга Р. Моуди
«Жизнь после жизни» и целый ряд других исследований измени-
ли представление о смерти и занимаются изучением посмертных
14 15
состояний. Нельзя отдавать религиям и сектам исключительное
право говорить о смерти и том, что после нее.
Наука утверждает также, что ЛЭМ-эйдосы людей одной веры
объединяются и образуют великое целое. Объясняется и возмож-
ность прорыва отдельных людей к энерго-информационному
полю Вселенной: интуиция, прозрения, пророчества. Древнегре-
ческий философ Плотин, основатель неоплатонизма, высказы-
вался так: «Когда мы видим Бога, то видим его не разумом, а чем-
то высшим, чем разум».
Поэтому отрицать религию и веру, как это делают ортодок-
сальные атеисты-материалисты, не представляется возмож-
ным. Необходимо чуткое, трепетное отношение; внимательней-
шее, глубокое изучение. Как говорит сама Библия, «отделение зе-
рен от плевел».
Нам, читающим, пишущим, думающим на русском языке, наи-
более близко христианство. Да что там близко! Русское искусство,
литература, мировоззрение, непредставимы без Христа и Благой
Вести. Поэтому сделаем попытку, — нет, не анализировать, не пре-
парировать! — а вникнуть в сокровенные глубины, воспарить
к небесным откровениям, причаститься Святых Тайн; с глазами
без церковных повязок, с разумом без догм, с открытой душой.
Истоки христианства в первой книге Ветхого Завета «Бытие»,
где говорится о заключении Авраамом Завета (союза, соглаше-
ния) с Богом. Авраам кочевал с небольшим пастушеским племе-
нем из Месопотамии по Сирии и Палестине. Они шли через пу-
стыни в поисках богатых пастбищ и вышли в благодатную землю
Ханаанскую: «И явился Господь Аврааму и сказал ему: потомству
твоему отдам Я землю сию. И создал там Авраам жертвенник Го-
споду» (Быт. 17:7).
Не очень благовидный союз: у хананеян отбирают род-
ную страну и отдают ее невесть откуда взявшемуся пришельцу,
а за это Авраам отвергает прежние верования, покоряется ново-
му единственному богу и приносит ему жертвы. Вот каковы исто-
ки иудейского монотеизма: торговая сделка, причем очень нечи-
стоплотная, а проще сказать, грабительская. А между тем главной
заслугой Библии считается провозглашение Единого Бога, уход
от язычества. У любого человека, кроме разве что участника сдел-
ки, такая плата за единобожие называется взятка.
А сейчас оставим Библию и рассмотрим проблему политеизма
и монотеизма более пристально, и в свете других религий, и с по-
зиций философии.
Несомненно, что уход от сонма языческих богов, наделенных
многообразными, противоречивыми свойствами к Богу Единому
знаменует собой новый, очень важный этап в развитии религи-
озной мысли человечества. Но если обратиться к истории, иудеи
не были в этом первыми. Задолго до них в Древнем Египте фараон
Аменхотеп (муж царицы Нефертити) повел борьбу против много-
божия и магических культов. Он (в отличие от библейского Авра-
ама) запретил жертвоприношения, повелел уничтожить всех идо-
лов, запретил их почитание и даже просто упоминание во имя но-
вый истинной религии. Аменхотеп пророчествовал о едином Боге,
видимым воплощением которого было Солнце.
В отличие от Авраама он не провозглашал египтян народом
исключительным, богоизбранным, которому союз с богом дает
власть над всеми другими народами. Очень важное отличие: Бо-
жественное Солнце равно светило всем племенам и народам.
Во времена беспрестанных войн, когда победители или поголовно
истребляли побежденных, или оставляли часть их рабами, Амен-
хотеп впервые провозгласил равенство всех людей перед Богом.
За восемнадцать лет своего правления он не сумел воплотить свои
великие начинания, но попытка их гениальна и должна быть всег-
да в памяти человечества.
В X веке до н. э. в Восточном Иране (Персии) жил пророк За-
ратустра (Зароаст). Европейские ученые XIX века считали его ле-
гендарным персонажем, современная наука признает его истори-
ческим лицом.
Теперь считается, что Заратустра родился в Мидии, в двадца-
тилетнем возрасте отрекся от мира для самосовершенствования
и углубленных медитаций, после чего начал свою проповедь. Его
учение изложено в священном писании — Авесте. Высшим еди-
ным богом провозглашался Митра (бог Света). Он олицетворял
жизненные силы Вселенной, Природу, омываемую лучами Света,
16 17
Жизни, Добра. Мифы повествуют о том, что Заратустра в своих
странствиях пересек священный поток и попал в небесный мир Ор-
музда (Ахурамазды), где получил ответы на вопросы о смысле жиз-
ни и поведении человека на Земле. Потом пророк побывал в Аду,
где злой дух Ариман пытался отвратить его от светлого учения.
Но Заратустра вернулся на Землю и изложил людям свое учение.
Все сущее делится на мир добра и мир зла, царство небесного света
и царство тьмы. Подобно сияющему светилу Ормузд царит на небе
и земле, тогда как все зло в мире представляет собой только тень.
«Необходимость зла в мире равна физическому закону света и те-
ней, но подобно тому как источник света находится во вне, а тень
отбрасывают лишь непрозрачные предметы, так и зло существует
в мире лишь вследствие наличия в нем «непрозрачных душ», кото-
рые не пропускают через себя божественный свет».
Люди должны встать на сторону Ормузда, мирового Добра;
постоянно следить за чистотой своих мыслей, слов, дел, чтобы
преодолеть мировое Зло.
Зороастризм впервые приписывает человеческой природе
тройственную сущность: материальную, энергетическую, духов-
ную — тело, душу, дух. Для человека главными являются два на-
чала — «Урван» (душа) и «Фраваши (дух)». «Тану» (физическое
тело) для души и духа подобно инструменту или коню, на кото-
ром скачет всадник: куда направит всадник, туда движется конь.
Душа и дух не принадлежат смерти, во время гибели физического
тела они отделяются от него.
Таковы основные положения священного писания Авесты,
которое как определяют современные ученые возникло около
1000 лет до н. э.
А приблизительно еще за 1000 лет до этого с того же Иранско-
го нагорья происходило великое переселение народов в Северную
Индию. Они известны во Всемирной истории под именем ариев.
Среди них были вдохновенные поэты риши, слагавшие религиоз-
ные песнопения — мантры. До наших времен дошел сборник рели-
гиозных гимнов ариев Риг-Веда. В поэтической форме там изла-
гаются пророчества и откровения, высшие небесные знания. Само
слово «веда» и означает — ведение, знание. Оно понятно нам без
перевода, потому что русский язык родствен древним индоарий-
ским и входит в современную индоевропейскую семью языков.
Веды очень сложны и часто противоречивы для восприятия,
в них чередуются духовные взлеты с самыми грубыми порывами,
злыми чародействами. Но если отбросить древнейшие примитив-
ные представления, в Ведах поднимаются серьезнейшие вопросы
о причинах и целях существования мира, о назначении в нем че-
ловека. Усилия человека должны быть направлены на то, чтобы
за всем многообразием и сложностью мира постичь единое боже-
ство. В Ведах наряду с гимнами в честь тысяч богов обозначается
понятие Риты — единого миропорядка.
Веданта послужила основной для развития всех дальнейших
религиозно-философских учений в Индии: брахманизма, тан-
тризма, кришнаизма, даже буддизма. Хотя о буддизме разговор
совершенно особый, его учение развивалось во многом как раз
на борьбе с авторитетом Вед, отрицании единого бога. Поэтому
буддизм и получил название «атеистической религии», которая
стала одной из трех мировых религий. Теперь ее исповедуют бо-
лее полумиллиарда людей, ее влияние огромно. Но в данной ра-
боте останавливаться на тонкостях разветвленных направлений
буддизма нет особого смысла.
Ведизм имеет особую значимость для русского мира. Его
взгляды и идеи воплотились в русском фольклоре (начиная с дет-
ских сказок), отразились в той или иной форме в учениях вели-
ких писателей, мыслителей, достаточно вспомнить Льва Толсто-
го, Николая Рериха, Константина Циолковского. Ведизм, как бы
это ни показалось странным, оказал большое влияние на право-
славие. Сама древняя вера руссов еще до Крещения Руси имено-
валась православием. Наши предки издревле были православ-
ными, потому что славили Правь, т. е. следовали стезей Правды.
Они знали Пра-Веды (Книга Велеса).
Но вернемся к христианству, точнее, к его истокам — Ветхому
Завету, Пятикнижию Моисееву. Легендарный Моисей вывел сынов
израилевых из «Дома рабства» в Египте. После долгих, опасных
скитаний они остановились у горы Синай, где, согласно Библии,
был заключен договор (союз) с Богом: «Если вы будете слушаться
18 19
гласа Моего и соблюдать завет Мой, то будете моим уделом из всех
народов, ибо Моя вся земля, а вы будете у Меня царством свя-
щенников и народом святым» (Исх. 19:5–6). Так, по мнению изра-
ильтян, они становятся Народом Завета, Народом Божиим. При-
чем, в отличие от времен Авраамовых, им за это в награду отдается
не одна земля Ханаанская, а все земли без исключения.
Моисей на горе Синай после глубокой медитации получает
озарение свыше, божественное откровение. Всему миру оно из-
вестно как десять заповедей. В них, кроме условий союза с иудей-
ским богом Ягве (Иеговой), звучат впервые для человечества бо-
жественные, высшие истины. Вот великая суть их: почитай отца
и мать, не убивай, не прелюбодействуй, не кради, не произноси
ложного свидетельства на ближнего своего, не желай дома ближ-
него своего, ни жены его, ничего, что есть у него. Заповеди на пер-
вый взгляд простые, но сколько в них глубокого смысла и велико-
го значения для всего человечества! Неоценима заслуга Моисея,
который провозгласил их в те далекие, дикие, жестокие времена.
И даже можно понять слепое преклонение перед иудейским богом
Ягве, ведь народу для их восприятия был необходим знак непо-
средственного присутствия Бога.
Моисей в Египте был жрецом бога Озириса и проходил об-
ряд сурового тайного посвящения, называемого Пастос, или Ри-
туал положения во Гроб. Он производился следующим образом.
Посвящаемый выдерживал очень длительный строгий пост, затем
ему давали особый напиток, состав которого точно не известен,
и помещали в ритуальный храм. Находясь в сверхглубоком тран-
совом состоянии, жрец медитировал, «путешествовал в неземных
мирах». Аллегорическая церемония Смерти и Воскресения выра-
жаются формулой: «Ум потрясен во время смерти так же, как при
посвящении в мистерии» Не все воскресали после такого посвя-
щения, но выжившие становились жрецами, обладавшими досту-
пом к тайным, эзотерическим знаниям.
Египетские жрецы разрабатывали систему троякого изло-
жения мысли. Слова имели обычный смысл, символический
и священный (трансцендентный). Поэтому Пятикнижие Мо-
исеево имеет три уровня понимания, и глубинный смысл его
доступен немногим избранным. Скрижали с записанным Зако-
ном — первый уровень. Далее следует сокрытая часть вероучения
иудеев — «Мишну» (Душа Закона). Душа Закона, раскрывавшая
сущность и назначение человека, была ведома только жрецам —
раввинам — и передавалась «из уст в ухо». Самая секретная часть
религии иудеев — «Каббала» (Душа Души Закона). Первоначаль-
ными книгами Каббалы являются «Книга Творения» (Сефер Ие-
цира) и «Книга Величия» (Сефер Зогар). Далее к ним прибавилась
«Книга Откровения» (Апокалипсис). Каббалисты занимались
и занимаются толкованием сокровенного значения Священного
Писания. Эта тайная доктрина включает в себя герметическое уче-
ние египетских жрецов, эзотерические знания вавилонских халде-
ев, ведические откровения, мудрость древнеиранских магов. Каб-
балу изучали не только религиозные мистики, но и великие уче-
ные, философы. Среди них Парацельс, Якоб Беме, Ван Гельмонт,
Исаак Ньютон, Лейбниц, Френсис Бекон, Спиноза и многие дру-
гие. Известны несколько римских пап-чародеев, несть числа епи-
скопам и священникам рангом поменьше, владевшим оккультны-
ми знаниями. Около 1460 года в Германии Христиан Розенкрей-
цер основал закрытый орден, который разрабатывал религиозно-
мистическое учение на принципах Каббалы.
Орден розенкрейцеров имел различные степени посвящения
своих адептов, соблюдал строгую иерархию и секретность. В на-
стоящее время его идеи скрытно продолжают во всем мире масо-
ны. Это движение изначально предполагает тайну, как устройства
и организации, так и неизреченную тайну первоначальных осно-
ваний, тайну власти над миром природных стихий, над челове-
ком и обществом. Масонство космополитично, это историческое,
духовно-религиозное, культурное и политическое явление необы-
чайной сложности. В нем уживаются гуманистические направле-
ния с сатанизмом, отвлеченные от земных дел духовные поиски
с политической агрессией и жаждой мирового господства. Кстати,
«Волшебная флейта» Моцарта является кодированным гимном
масонства. Но оставим неисчерпаемую тему масонства, к тому же
завуалированную бесчисленным множеством мистификаций,
обывательских спекуляций, и вернемся к Библии.
20 21
В ветхозаветной религии особая роль принадлежит царю Дави-
ду. Он известен как коварный и кровавый завоеватель и как основа-
тель общеизраильской столицы на горе Сион — Иерусалима. С пе-
ренесением туда ковчега Завета Иерусалим становится Святым
Градом народа Божия, а в дальнейшем христианской церкви. Бог
заключает с царем народа Божиего очередной завет. От Давида тре-
буется строгое исполнение законов и страх божий, а в награду Бог
исполнит обетование, предсказывающее идеального царя из рода
Давида, который станет основателем Царства Божия на земле,
Спасителем, Мессией. Когда через тысячу лет среди людей явится
Иисус Назарянин, он и будет назван Христом, Спасителем мира.
Вера в пришествие Мессии была отличием благочестного еврея,
мессианизм — один из главных догматов религии иудаизма.
Жизнь и вероучение Иисуса Христа изложены в Новом Заве-
те, в четырех Евангелиях: «От Матфея», «От Марка», «От Луки»,
«От Иоанна». Они канонизированы церковью и почитаются Бого-
духновенными. Известно, что два Евангелия написаны близкими
учениками Иисуса Христа — апостолами, два других — ученика-
ми учеников. Время написания Евангелий определяется периодом
40–90 лет новой эры, то есть по Рождеству Христову. Но, без сомне-
ний, в дальнейшем Евангелия подвергались многократным прав-
кам, заинтересованным редактированиям. Кроме четырех канони-
ческих Евангелий, существует не признанные церковью апокрифы.
Младенца Иисуса родила Дева Мария в маленьком городке
Вифлееме недалеко от Иерусалима. Так было предписано в Вет-
хом Завете: Мессия появится в Вифлееме. Дабы избежать безу-
много гнева царя Ирода — «избиения младенцев» — семья Иису-
са скрылась в Египте. После смерти Ирода они вернулись на ро-
дину и жили в городе Назарет, Иисус (Иешуа) рос среди про-
стых людей, занятых работой на полях и виноградниках, ухо-
дом за стадами, различными ремеслами. Муж Марии Иосиф был
плотником и обучал своему делу Сына. Больше всего Иисус лю-
бил слушать молитвы и проповеди в синагогах, внимать словам
о Боге, готовясь сказать всему миру Свое Слово.
После сорокадневного поста и искушения дьяволом в пу-
стыне Иисус начал проповедовать и говорить: «Покайтесь, ибо
приблизилось Царство Небесное» (Матф. 14:17). Он учил в мо-
литвенных домах и просто в беседах, исцелял пораженных са-
мыми разными болезнями, бесноватых, парализованных, прока-
женных, даже по свидетельству Евангелий, воскрешал из мерт-
вых. Кроме наставлений и поучений, Он говорил афоризмами
и очень часто иносказательно — притчами. По пути Иисус выби-
рал учеников (будущих апостолов), а множество народа следова-
ло за ним в надежде чудес и исцелений. Главную суть своего уче-
ния Иисус Христос открывает в Нагорной проповеди: «Блаженны
нищие духом, ибо их есть Царствие Небесное. Блаженны плачущие,
ибо они утешатся. Блаженны кроткие, ибо они наследуют землю.
Блаженны алчущие и жаждущие правды, ибо они насытятся. Бла-
женны милостивые, ибо они помилованы будут. Блаженны чистые
сердцем, ибо они Бога узрят. Блаженны миротворцы, ибо они будут
наречены сынами Божиими. Блаженны изгнанные за правду, ибо
их есть Царство Небесное. Блаженны вы, когда будут поносить вас
и гнать и всячески неправедно злословить за Меня; радуйтесь и ве-
селитесь, ибо велика ваша награда на небесах: Так гнали и пророков,
бывших прежде вас» (Матф. 5:3–12)».
Комментировать святые истины, великие мысли неумно
и недостойно, но все же через всю их святость проходит безропот-
ная покорность любому злу на земле и лишь надежда на воздая-
ние на небесах.
Далее следует: «Не думайте, что Я пришел нарушить за-
кон, или пророков: не нарушить пришел Я, но исполнить. Ибо
истинно говорю вам: доколе не прейдет небо и земля, ни одна
йота или ни одна черта не прейдет из закона, пока не исполнит-
ся все» (Матф. 5:17–18).
Вообще, Евангелия в точности соответствуют ветхозаветным
пророчествам: и тому, что Мессия должен быть из рода Давидо-
ва (отсюда номинальный отец Иосиф); и даже тому, что он въе-
дет в Иерусалим на осле (пророк Захария). То есть в точности
должны исполняться любые заблуждения, анахронизмы (кро-
вавые жертвоприношения, обрезания мужчин и т. д.) и явно
агрессивно-националистические откровения Моисея и других
ветхзаветных пророков. А когда хананеянка умоляла помочь ее
22 23
больной дочери, Иисус сказал в ответ: «Я послан только к погиб-
шим овцам дома Израилева».
Думается, с этим согласится только ортодоксальный иудей,
у любого другого человека на Земле такие призывы и взгляды вы-
зовут естественное неприятие.
Впрочем авторы Нового Завета впоследствии понимают это
и спохватываются. В послании к колоссянам святого апостола
Павла читаем: «…нет ни Еллина, ни Иудея, ни обрезания, ни необ-
резания, варвара, Скифа, раба, свободного, но все и во всем Хри-
стос» (Кол. 3:11).
Такие мысли появляются в Библии на новом историческом
этапе, когда христианство стало активно распространятся во все
известные земные пределы и христианское вероучение должно
было адаптироваться к условиям, когда Новый Завет стал пред-
назначен не только для иудеев, но и для всего мира. Так что идею
о Богодухновенности Священного Писания оставим служите-
лям церкви, которые ее сами создали и без которой они, посред-
ники между людьми и Богом, существовать не могли. А еще сто-
ит помыслить о Христе церковно-книжном и о Иисусе Христе —
человеке живом. Историчность Иисуса теперь редко кем ставит-
ся под сомнение, но нельзя олицетворять проповедника и под-
вижника из Назарета с Христом авторов Нового Завета. Человек,
принявший страшную, мученическую смерть на кресте за свои
божественные убеждения и попытку ликвидировать лживость,
фарисейство иудаизма, и богочеловек Евангелий имеют мало об-
щего. Нельзя забывать и об иносказательности Библии, сокро-
венный смысл ее доступен немногим, существует эзотерическое
христианство.
Вернемся к Нагорной проповеди Иисуса Христа. Он обра-
щается к вечным заповедям Моисея и находит силы углубить
и дополнить высшие истины. Если в десяти заповедях говорит-
ся «не убивай», то Иисус Христос изрекает: «А Я говорю вам,
что всякий гневающийся на брата своего напрасно, подлежит
суду» (Матф. 5:22). Таким образом, Иисус призывает людей из-
гнать из самих себя ненависть — источник всех преступлений.
Он борется с корнями зла, с причиной, а не следствиями.
Вот что говорится о верности брака: «Вы слышали, что ска-
зано древними: не прелюбодействуй. А Я говорю вам, что всякий,
кто смотрит на женщину с вожделением, уже прелюбодействовал
с нею в сердце своем; если же правый глаз твой соблазняет тебя,
вырви его и брось от себя…» (Матф. 5:27–29).
Ветхозаветные заповеди требуют соблюдения клятвы, а Хри-
стос утверждает ненужность ее: «Но да будет слово ваше: «да, да»,
«нет, нет», а что сверх этого, то от лукавого».
Впервые для человечества звучит призыв: «Вы слышали, что
сказано: люби ближнего твоего и ненавидь врага твоего. А Я гово-
рю вам: любите врагов ваших, благословляйте проклинающих вас,
благотворите ненавидящим вас и молитесь за обижающих вас и
гонящих вас...» (Матф. 5:43–44).
Какая поразительная мысль! Нелепая на первый поверхност-
ный и ограниченный взгляд и полная особой, парадоксальной
глубины!
И дальше: «И если вы приветствуете только братьев ва-
ших, что особенного делаете? Не так же ли поступают и языч-
ники? Итак будет совершенны, как совершенен Отец ваш Небес-
ный» (Матф. 5:47–48).
Иисус провозглашает: «Не собирайте себе сокровищ на зем-
ле, где моль и ржа истребляют и где воры подкопывают и крадут;
но собирайте себе сокровища на небе…» (Матф. 6:19–20).
Подобные призывы, конечно в иной форме, звучат, как это
ни странно, совсем в другую эпоху, в идеях отрицающих хри-
стианство, в идеологии коммунизма. Моральный кодекс стро-
ителя коммунизма, сознательно или нет, во многом исходит
из Нагорной проповеди. Воспитание, формирование нового че-
ловека является одним из основных условий построения ком-
мунистического общества. И задача эта, как доказывает совре-
менная история, в обозримое время, увы, недостижимая. Чело-
вечество с древнейших времен истово и реально поклоняется
Мамоне, богу наживы. А Библия говорит, что «нельзя служить
двум богам».
Самые сокровенные, самые пронзительные чаяния Иису-
са Христа остались только благородным призывом, не нашли
25
воплощения на земле и погребены мирской суетой не без помощи
христианской церкви.
Христианство, как и любая религия, развивается, и есть люди
и идеи, которые приводят в никуда, а есть привнесение живого,
стремление к Свету, Гармонии, Истине.
Религия — сила невообразимой мощи, концентрирующая
в себе энергию миллионов и миллионов людей. Искренняя вера
творит чудеса, недоступные обыденному разуму. И пусть разви-
ваются любые религии, которые не на словах, а на деле прибли-
жают царство Добра и Гармонии, активно противостоят дьяволу,
сатанизму, хаосу и разрушению. Им нечего между собой делить,
ведь цель у них одна, и именно она будет критерием истинности
религии. Нельзя гордиться, превозносить исключительность сво-
ей и только своей религии, ведь гордыня по той же Библии — са-
мый страшный смертный грех, из-за которого произошло отпаде-
ние от Бога дьявола. Можно не верить в Бога, но нельзя не верить
в высшие, божественные истины, не стремиться к ним, памятуя
о том, что христианские нравственные ценности — великое дости-
жение человечества.
3ЭНЕРГИЯ
И ИНФОРМАЦИЯ
В VI–V вв. до н. э. в Китае жил великий мудрец Лао-цзы. Свои
взгляды на мировоззрение, на все сущее он изложил в «Дао де
цзин» — «Книге о Совершенстве Природы», или «Дао и его
манифестации». Дао понимается как «путь» Природы, великая
закономерность ее движения и развития. Все в мире, в том числе
и человек, появляется и изменяется благодаря Дао. Все, что суще-
ствует и живет, было рождено от «Принципа, который существует
Сам по Себе, развивая Себя из Себя». Так как имя его неизвестно
и непостижимо, Лао-цзы назвал его Дао-несотворенная, нерож-
денная и вечная энергия природы, проявляющаяся периодически.
В мире нет неизменных вещей, и в процессе изменения они пе-
реходят в свои противоположности. Любая энергия имеет перво-
начальные характеристики инь и ян. Бытие существует благодаря
равновесию этих привычных, взаимопротивоположных и вместе
с тем взаимодополняющих начал: светлого, теплого, сухого нача-
ла ян и темного, холодного, влажного начала инь. Вместе они со-
ставляют энергию ци, которая пронизывает все сущее, и человек,
чтобы понять свое место в мире, должен ориентироваться в пото-
ках этой извечной энергии — праматерии.
Даосизм впервые сформулировал смысл жизни челове-
ка как следование естественным законам и вселенскому поряд-
ку вещей. Даосы рассматривали материю как уплотненную энер-
гию, поэтому контроль человека над энергией ци позволял влиять
26 27
на клетки всего организма, изменять деятельность различных ор-
ганов, то есть повышать биоэнергетические и духовные возмож-
ности, приближаясь к вселенскому ритму Дао. «Мудрый чело-
век сливается с природой, поэтому ничто не может ему повре-
дить» (Чжуан-цзы, IV–III вв. до н. э.). Даосизм выдвинул концеп-
цию о взаимодействии тела и духа, составивших даосскую йогу.
Понятия ци (энергия) и шень (дух) не считались равнозначны-
ми. Даосский мыслитель Хуань Чжень о соотношении ци (пнев-
мы) и шень (духа) говорил следующее: «Дух — это дитя пневмы.
Пневма — мать духа. Дух и пневма следуют друг за другом подоб-
но телу и тени… Тело — жилище духа. Дух — господин тела. Если
хозяин пребывает в покое, то дух живет в нем. Если хозяин обе-
спокоен, то дух начинает покидать его. Если дух уходит, то пнев-
ма рассеивается… Дух внутри пневмы подобен зародышу в утробе
матери — они единотелесны по самой своей сути».
По канонам китайской медицины, энергия ци циркулирует
в человеческом организме по определенным маршрутам — мери-
дианам. Меридианы переносят жизненную энергию ко всем вну-
тренним органам, к каждой клетке тела. Все уровни организма —
лимфатическая, кровеносная, нервная система, все мышцы и ко-
сти — считаются вторичными по отношению к ци, о здоровье тела
судят по его энергетическому состоянию.
Умение управлять своей жизненной силой составляет суть
тайного искусства «цигун». Понятие «цигун» многозначно, обыч-
но оно определяется как вид дыхательной гимнастики в китай-
ской народной медицине, но в более полном, углубленном рас-
смотрении «цигун» есть «усердие духа». Китайские мудрецы ле-
витировали, могли управлять природными стихиями, излечивали
многие болезни, продлевали человеческую жизнь.
А в начале нашего третьего тысячелетия возникла теория
и практика эндогенного дыхания. Московский ученый и врач
Г. Н. Петракович предложил принципиально новую гипотезу
о дыхании, согласно которой функционирование клеток в орга-
низме обеспечивается в основном благодаря их периодическому
энергетическому возбуждению, а не за счет доставки к ним кисло-
рода. Энергетическое возбуждение запускает в мембранах клеток
свободно-радикальное окисление ненасыщенных жирных кислот,
которое обеспечивает клетку необходимой энергией и кислоро-
дом. Идеи Петраковича об энергетике клеток стали методологиче-
ской основой для разработки теории и практики эндогенного ды-
хания с использованием аппарата Фролова. Уже доказано, что эн-
догенно дышащие люди заметно молодеют, у них разглаживаются
морщины, исчезает седина, восстанавливается зрение, потенция;
объективно регистрируется улучшение параметров крови, сосу-
дистого русла, сердца, мозга, всех систем организма. Молодость
продлевается до 55 лет, активный зрелый возраст — до 80 лет,
а продолжительность жизни — до 110–115 лет. Осуществляется
на практике то, что провозглашали сотни лет назад даосы.
Воззрения, подобные китайским, существовали еще у ин-
дусов, у которых имелось понятие свабхават, мировая субстан-
ция. Это название происходит от субхава и состоит из трех слов:
су — совершенный, прекрасный; сва — самость и бхава — бы-
тие. Из него происходит вся природа, и в него все возвращает-
ся в конце жизненных циклов. Свабхават — это «пластическая
сущность» материи.
Китайскому ци в индуизме соответствует прана, что в перево-
де с санскрита означает «жизненный принцип». В современном
мире широко известны дошедшие из Индии йогические практи-
ки, но сейчас они превратились просто в комплексы экзотических
гимнастических упражнений, потеряв свой духовный, сакраль-
ный смысл. А слово «йога» в переводе с санскрита означает «сое-
динение», то есть единение человека с окружающим миром, про-
никновение в суть Вселенной.
А теперь с Древнего Востока перенесемся в средневековую
Европу. В трудах великих ученых, врачей, философов того време-
ни Ван Гельмонта, Парацельса мы находим представление о Воле
как едином принципе всякого Движения. Немецкий философ Па-
ульсен ввел понятие волюнтаризма, которое полагает волю в ка-
честве первоосновы мира. Но полностью как философская кон-
цепция волюнтаризм сформировался в XIX веке в трудах Артура
Шопенгауэра. Марксистской идеологией он представляется как
враг материализма и диалектики, предтеча фашизма.
28 29
Однако оставим в стороне политику и прочитаем самого Шо-
пенгауэра: «В действительности нет ни материи, ни духа. Стрем-
ление к гравитации в камне столь же необъяснимо, как и мысль
в мозгу человека… Если материя может — неизвестно почему —
падать на землю, то она может также — неизвестно почему — мыс-
лить… Как только, даже в механике, мы переходим пределы чисто
математические, как только мы подходим к непостижимому мо-
лекулярному притяжению, тяготению и так далее, мы становимся
лицом к лицу с явлениями, которые для наших чувств являются
столь же таинственными как и Воля». Артур Шопенгауэр не был
физиком и уж тем более не мог иметь представлений, которыми
оперирует квантовая физика, но с совершенных позиций его кон-
цепция видится не «реакционным идеализмом», а гениальным
предвидением. Главный труд немецкого философа — «Мир как
Воля и Представление». Так вот, получается, что Шопенгауэр по-
дошел к пониманию сути Бытия гораздо ближе ортодоксальных
марксистов. Просто под понятием Воля он подразумевал энергию,
которая обеспечивает непрестанным движением и способностью
к переменам саму возможность Бытия. А шопенгауэровское Пред-
ставление — это способность человека осмысливать Бытие. А его
слова «нет ни материи, ни духа» подтверждаются данными совре-
менной науки и философии об отсутствии грани между матери-
альным и идеальным.
Академик Н. П. Бехтерева всю свою жизнь посвятила изучению
человеческого мозга. Великий нейрофизиолог писала: «И все-таки
что такое идеальное? Что такое мысль? Получается, с точки зрения
материалистов, — ничто. Но ведь она есть!» Материальность мысли
подтверждают и недавние уникальные опыты по возможности ее
фотографировать. В многочисленных, строго контролируемых экс-
периментах американский сенситив создавал в своем воображении
образы, которые фиксировались фотопленкой.
Вселенная состоит из материи и полей, причем, как доказа-
ла квантовая физика, между ними нет непреодолимой, принципи-
альной границы. Сущность Бытия сводится к движению материи,
к взаимодействию полей. А что определяет способность к дви-
жению, возможность взаимодействия? Энергия, что в переводе
с греческого — деятельность. Отсутствие действий означает и от-
сутствие времени, то есть отрицание Бытия, а значит, Бытие в сво-
ей основе не что иное, как преобразование, пульсирование энер-
гии. То, что древнекитайская мудрость понимала как Дао, Шо-
пенгауэр определял как Воля. А взаимосвязь всех энергетических
преобразований определяется понятием информация. Основопо-
ложник кибернетики Н. Винер дает такое определение: «Инфор-
мация есть информация, а не материя и энергия». Однако с той
поры немало воды утекло, изменялись воззрения, на смену приш-
ли другие понятия. Информация отражает процессы всего проис-
ходящего во Вселенной, она пронизывает весь Универсум, от эле-
ментарных частиц до сложнейших космических образований: пла-
нет, звезд, галактик, метагалактик. Для человека информация яв-
ляется главной сущностью. Академик Наталья Бехтерева отмеча-
ла: «Я сорок лет изучаю мозг, но не могу понять, что это! Человече-
ский мозг — это 14 миллиардов нейронов-клеток, из которых рабо-
тают лишь пять-восемь процентов. В моем понимании, мозг чело-
века — некоторое устройство, настроенное на прием информации».
Откуда появляется новое знание, как возникают открытия?
Ведь многие великие открытия совершили люди, не работающие
в данной области, не имеющие специальной подготовки и обра-
зования: Коперник и Гельмгольц были врачами; Лавуазье, Авога-
дро — юристами, а Джоуль вообще был пивоваром. Да и у профес-
сиональных ученых великие открытия часто наступают в виде ин-
туитивного озарения. Получается, что изобретение ложки, ножа
и вилки, пулемета Максима и т. д. делается логическим путем,
а вот эпохальные открытия, наоборот, не логичны. Люди, постиг-
шие великие тайны, пробиваются через обыденность к Вселен-
ской информации, где известно Все. В поэтической форме об этом
сказано в стихах А. К. Толстого:
Тщетно, художник, ты мнишь, что творений своих ты создатель!
Вечно носились они над землею, незримые оку.
По современным понятиям, информация имеет собственное
поле, то есть представляет собой особую объективную реальность.
31
Вселенское информационное поле — субстанция «тонкого мира»,
первичная основа и фундаментальное свойство Универсума.
Вспомним Библию: «В начале было Слово, и Слово было
у Бога, и Слово было Бог. Оно было в начале у Бога: все чрез Него
начало быть…» (Иоан. 1:1–3). Какое потрясающее, поразительное
предвидение, изреченное в форме, доступной для человека того
времени! Только теперь Слово Бог мы понимаем как единое ин-
формационное поле Вселенной. Информация сама себя порожда-
ет, создает пространство и время. Вселенская информация сохра-
няется вечно, даже после распада материально-энергетического
объекта, ее породившего, будь то живое или неживое. Поэтому те-
ория Большого взрыва, представление о пульсирующей Вселен-
ной не означает ее начала и конца. Материю следует понимать
как осуществление информации. Универсальное информацион-
ное поле направляет, аккумулирует энергию и создает самые раз-
ные материальные объекты, в том числе и нашу голубую планету,
и тебя, человек, и твой дух.
Круг, а лучше сказать, треугольник — триада — замыкается
сам в себе
Единое информационное поле
Дух-астрал Материально-энергетическая
субстанция
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
Материально-энергетическая субстанция представляет собой Про-
явленное, а дух-астрал и единое информационное поле — Непрояв-
ленное Бытие. После биологической смерти человека его дух перехо-
дит в астральный план, то есть в Непроявленное Бытие. Астрал имеет
различные уровни, и в какой из них попадает человеческий дух, зави-
сит от прожитой им жизни, от его мыслей, желаний, поступков. Высшие
сферы доступны немногим избранным, достойным великих Тайн Бытия.
Низший астрал обретают сущности, которые в земной жизни вели себя
грешным, преступным образом, то, что в христианстве называется «не-
прикаянные души». И в астрале им необходимы для подпитки привыч-
ные для них энергии злых чувств, отрицательных эмоций.
По христианству, продавшие душу дьяволу обречены к скитаниям-
метаниям через негативную энергоинформационную связь с людьми.
Отсюда одержимые, бесовские наваждения, приведения, инкубы и сук-
кубы. Сюда же христианская церковь относит НЛО и связанные с ним
феномены.
А вот тут можно усомниться, можно поспорить. Слишком уж антро-
поцентричен, зациклен на самом себе человек. Не стоит упускать из виду,
если не доказанную, то вполне вероятную возможность иного Разума…
В данном трактате осмысливаются сотни книг — от начала разумного
человечества до творений наших современников. Кроме книг, используют-
ся тысячи отдельных статей, очерков, небольших публикаций. Перечислять
их в хронологическом или алфавитном порядке нет смысла. Тем более, кро-
ме написанного, не меньшую роль сыграло услышанное и увиденное: музы-
ка, архитектура, живопись, весь окружающий Мир.
Содержание
1. Парадоксальное единство Бытия . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 3
2. Вера и религии . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 13
3. Энергия и информация . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 25
Заключение . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 31
Евгений Анатольевич Ефрешин
ВЕЛИКАЯ ТРИАДА МИРОЗДАНЬЯ
Компьютерная верстка, дизайн обложки С.И. Захаров
Корректор Н.Г. Любомудрова
Издательство научной литературы
Н.Ф. Бочкаревой
Свидетельство о публикации №223010601100