После десятого просмотра Чапаева

  Бессмертный "Чапаев (1934) братьев Васильевых и сорежиссёра
Юрия Музыканта.

  Фильм -- не без кучи удачных элементов (включая самого Чапае-
ва), но шибко заточенный под совсем уж простонародье и с множес-
твом небрежностей и натяжек.

  Уже самое начало фильма озадачивает: Чапаев мчится на пулемёт-
ной тачанке С БУБЕНЦАМИ. Как он их выдерживает, я не знаю: мне
бы они вынесли мозг минут за двадцать. И они ж вдобавок демаски-
руют эту самую тачанку: с ними не подкрадёшься, не проскочишь, не
улизнёшь. Кстати, чехи, охранявшие мост, по этим бубенцам и об-
наружили приближение Чапаева.

   Командир взвода Жихарев, уличённый комиссаром дивизии в попус-
тительстве грабежам, театрально хватается за пистолет, а комиссар
театрально перехватывает его руку, аж став на цыпочки, как будто
оба разыгрывают высокую драму с элементами пантомимы.

  Комиссар принуждает Жихарева написать приказ по взводу перед
тем, как Жихареву садиться под арест за попустительство грабежам.
Я два года служил на должности, приравненной к должности коман-
дира взвода, но не написал за это время ни одного приказа. И даже
мой начальник, служивший на должности, приравненной к таковой
командира роты, за время моей службы, насколько помню, ни одного
приказа не написал: устных приказов бывало достаточно, хотя все
наши солдаты -- в отличие от чапаевских -- умели читать.

  Едва успели доставить во взвод приказ Жихарева -- о возвраще-
нии крестьянам награбленного -- как награбленное было тут же
возвращено (ничего не успели выпить, съесть, хотя бы зажарить?!),
а крестьяне тут же сговорились отправиться по этому поводу с
благодарностью к Чапаеву и таки отправились. Мне кажется, на
самом деле всё происходило бы гораздо медленнее, не без трений --
и заняло бы дня два, а не один насыщенный вечер, как в бессмерт-
ном кино.

  Накануне боя с каппелевцами Чапаев хвастается перед Петькой,
что ему, Чапаеву, в дивизию аж самолёт передали (но тот много
бензина жрёт). А то Петька, будучи чапаевским ординарцем, про
переданный самолёт не знает. На самом деле в дивизии ж поди
только и разговоров было, что про новую могучую технику.

  Каппелевцы на следующий день наступают красиво и мужественно
-- и мысленно я почему-то с ними, пардон, хотя меня и смущает их
курение в строю. Они мне социально ближе, наверное. Но наступают
они странно: на подходе к позиции противника не рассыпаются в
цепь, а начинают бежать в его сторону кучно. А это ж опытные
офицеры, у большинства из которых за плечами наверняка даже
Первая Мировая. А когда по ним, скученным, начинает стрелять
пулемёт (один на полк или на дивизию?), они не залегают (хотя уже
подошли на расстояние броска гранаты, то есть, осталось совсем
чуть-чуть), а бегут назад, что для них гораздо опаснее. И дейст-
вующая вместе с ними казачья конница почему-то ждёт, пока их
отгонят единственным пулемётом, а не старается ударить одновре-
менно во фланг или даже в тыл (на то ж она и конница, вообще-то).
Боюсь, Чапаева бы от такой бестолковости сюжета покоробило.

  С Анкой-пулемётчицей в этом бою тоже сплошные странности. Бело-
гвардейский пулемётчик убивает красного пулемётчика непонятно с
какой позиции (этот момент режиссёрами замят: типа обойдётесь),
но с первой же очереди. Можно сказать, снайперски. Но в дальней-
шем этот каппелевский пулемётчик себя почему-то не проявляет:
наверное потому, что сформулированная режиссёрами сверхзадача --
оставить Анку за пулемётом одну -- уже выполнена. Или просто
патроны закончились.

  Где располагается Анка -- каждый додумывает сам: то она за каря-
гой, то каряги уже нету. Бойцы перекрикиваются с ней так, как
будто она на одной линии с ними, но их рядом с нею не видно. Во-
обще-то пулемёт размещают обычно так, чтобы он был немного в тылу
или мог стрелять во фланг наступающим.

  Потом, откуда в степи коряга, и почему местное население не
утащило её на дрова? И зачем размещать пулемёт возле коряги, если
она -- скорее ориентир для вражеской артиллерии, а не средство
маскировки. Впрочем, белые наступают почему-то без артиллерийской
поддержки. И это на самого Чапаева!

  Самое странное случается, когда подоспевает на помощь Чапаев с
одним кавалерийским взводом (одним на полк, надеюсь, а не на ди-
визию) -- правда, многочисленным, как как эскадрон: Анка радостно
встречает Чапаева глазами ПЕРЕД своим пулемётом, хотя Чапай дол-
жен бы появиться на поле боя вроде как СЗАДИ неё -- подтянувшись
из тыла. Ну, может, она упустила момент его выдвижения, потому
что он на этот раз был без бубенцов.

  Белогвардейцы решают уничтожить Чапаева вместе с его утратившим
бдительность штабом, но новый комиссар дивизии -- Седов -- не
дремлет и предлагает Чапаеву удвоить посты. Руководящая роль пар-
тии и её мудрость показаны, всё чин чином, но удвоение постов
почему-то не помогает, белогвардейцы вырезают спящих дозорных и
зачем-то пускают сигнальную ракету, хотя в ночи она всенепременно
привлечёт внимание невырезанных удвоенных постов и просто красно-
армейцев, вышедших до ветру.

  А к Лбищенску белые выдвигаются долгой дорогой ЧЕРЕЗ ЛЕС. Прос-
тите, а леса в тех местах и на самом деле имеются? Там ведь вроде
как степи вообще-то.

  Чапаевцы отходят к какому-то зданию, но не занимают в нём кру-
говой обороны, потому что казаки наседают только с одной его
стороны, а с другой стороны Анка спокойно ускакивает за подмогой
(никто даже не выстрелил ей вслед). Почему на казаков нашло такое
затмение, и они предпочли лезть на чапаевский пулемёт, а не в
обход идти, режиссёры умалчивают.

  Зачем напоследок раненный Чапаев со товарищи так стремился
переплыть реку под носом у неприятеля, мне тоже не понятно. Воз-
можно, на другой стороне были какие-то особо густые заросли камы-
ша и пр., а на стороне Лбищенска их не было. Но показанный в
фильме вид реки о наличии зарослей не свидетельствует. Если
заросли отсутствовали и на другой стороне, тогда получается
абсурд, потому что дальность прицельного выстрела из винтовки
Мосина и из пулемёта Максима много больше ширины реки. Отступать
вдоль реки, наверное, было вернее. И давать последний бой. Воз-
можно, в реальности так и случилось, но режиссёрам с какого-то
рожна показалось что попытка переплытия выглядит эффектнее. А
может, чапаевцы не догадывались, что для белых это был только
налёт (а не попытка захвата территории) и режиссёры уже слали с
фронта подмогу. То есть надо было бы рассыпаться и пересидеть в
кустах и буераках.

  Кстати, люди пишут, что историческая достоверность фильма,
почти никакая, поэтому я тут её даже не затрагиваю. Скажу только,
что детали реальных событий в Лбищенске, излагаемые в Википедии,
говорят далеко не в пользу чапаевцев.

  Но при любом раскладе реальный Чапаев -- герой, и в фильме он
-- удачно скроенный симпатяшка из народа. Недообразованный народ
любил в киношном Чапаеве выдающегося СВОЕГО. Мне же свои -- ско-
рее каппелевцы. Иначе говоря, мне в том фильме тоже есть кем ра-
довать глаз. Возможно, часть успеха фильма в своё время каппелев-
цами и обеспечивалась: красиво шли навстречу смерти, интеллиген-
ция. Да и лысый полковник Бороздин неплох: умён, культурен, про-
фессионален, благороден, вежлив, сдержан, подтянут, смел, инициа-
тивен, за подчинённых не прячется. Короче, он -- одна из режис-
сёрских удач в этом фильме.Или даже пример для советских команди-
ров (не с простоватого же Чапаева им хотелось его брать, хотя в
киношном Чапаеве тоже "что-то было").

  Что смущает: людям втюхивали псевдобиографическую сказку, со-
впадавшую с действительностью хорошо, если процентов на 5, а те
переживали, как за реальную историю. Ну хорошо, не знали они про
5-процентность совпадения: думали, что истинно там, может, про-
центов 80%. И люди ведь переживают, бывает, даже по поводу заве-
домо полностью выдуманных историй, да ещё пренебрегают при этом
собственными важными делами типа чайника на включённой плите.

  Оправдаем их так: в "киносказках" демонстрируется не неправда,
а ДОЛЖНОЕ, и люди переживают именно за него: за то, чтобы "добро"
оказалось сильнее "зла" в результате киношного расклада ходов.
Это их обнадёживает, укрепляет в благих намерениях, чуть-чуть
спасает друг от друга.

  Ещё вариант оправдательной трактовки этого фильма. Такое кино
надо воспринимать, НЕ ВСМАТРИВАЯСЬ в "технические" детали, а
всматриваясь только в лица, реплики, характеры. Условностно, так
сказать. Иначе будет, как если бы ты в театре придирался к тому,
что декорации -- это не настоящее.


Рецензии
Да уж. Разделали фильм по полной. Все недоработки и натяжки отметили. Это называется выискивать блох. Обычный прием критиков, когда по существу сказать нечего.

А по существу, значит судить произведение искусства как произведение искусства, а не как инструкцию по пришиванию пуговиц. Тем более использовать его как исторический источник. Наверное, военные историки, обладающие знанием материала, могут написать об этом аргументированно и со знанием дела. А так: каждый суслик -- агроном.

Фильм снят в 1934 году, когда звуковому кино не было и 10 лет от роду. И, естественно, все приемы такого кина шли от театра. А в театре важен жест, резкая реплика, такая, чтобы в последних рядах было слышно. Здесь нет места психологическому анализу, еле уловимым движениям лица, тем более промелькнувшим в сознании мыслям.

Если правильно понять специфику раннего кино, когда еще только рождались такие приемы, как крупный план, закадровый голос, параллелизм кадров, показ внутренних переживаний через как бы дымку полусна, то кино сделано очень даже неплохо и выразительно.

Ну а что касается образа Чапаева, то он, конечно, слеплен по заказу сверху, и оценивать его нужно именно как киношний персонаж, а не как воплощение исторического лица. Киношний Чапаев -- как и любой художественный персонаж : романный ли, театральный или киношний -- судится из авторского замысла и только из него и его воплощения. Другое дело, что и сам авторский замысел, как часть художественного произведения допустимо рассматривать под лупой критического анализа.

Владимир Дмитриевич Соколов   22.03.2024 08:14     Заявить о нарушении
У меня конкретно и по существу, а у Вас тра-та-та, типа захотелось поговорить на тему, показать себя и т. д. Показали, спасибо!

Александр Бурьяк   21.03.2024 18:30   Заявить о нарушении
На это произведение написаны 3 рецензии, здесь отображается последняя, остальные - в полном списке.