Рабы немы

1. Пока есть государство - нет свободы, когда будет свобода - не будет государства.

ВИЛ

2. Жить в обществе и быть свободным от общества нельзя.

ВИЛ

3. Среди рабов нельзя быть свободным.

Ю.С.

***

Никто не повинен в том, если он родился рабом; но раб, который не только чуждается стремлений к своей свободе, но оправдывает и прикрашивает своё рабство (например, называет удушение Польши, Украины и т. д. «защитой отечества» великороссов), такой раб есть вызывающий законное чувство негодования, презрения и омерзения холуй и хам.

ВИЛ

Что касается "удушения Польши, Украины и т. д." - "пока есть государство - нет свободы". Есть у революции начало, нет у революции конца. А рабам, если им есть чем осознать свое положение, перспектива разрушения государства должна быть ПОЧТИ фиолетова. Что им терять, кроме своих цепей? Поэтому ребята на вершине пирамидки власти и топят за святые скрепы и прочую пропаганду. И именно поэтому надо защищать чувства дурака от оскорбления. Дурака оболванить проще, он легче поддается внушению. Без дураков государство построить так же нереалистично, как муравейник без рабочих особей. Без дураков, пожалуй, даже кроманьонцы не смогли бы одолеть неандертальцев. Дилемма (Человек Разумный, но желательно чтобы дурак) предполагающая кризис развития человеческой цивилизации. Человечество будет разделено на две неравные части, бла-бла-бла, морлоки, элои, Замятин-Хаксли-Оруэлл и прочий меморандум Бломберга.

А теперь отредактируем цитату Ленина. Деполитизируем, совсем слегка. Уберем уточнение в скобках.

"Никто не повинен в том, если он родился рабом; но раб, который не только чуждается стремлений к своей свободе, но оправдывает и прикрашивает своё рабство, такой раб есть вызывающий законное чувство негодования, презрения и омерзения холуй и хам".

Трудно не согласиться.

***

По-моему, они и обязаны быть послушными, потому что это их назначение, и тут решительно нет ничего для них унизительного.

ФМД


***

И вот... Дураков (свой двуногий скот) одинаково презирают и подлецы-владельцы, местные феодалы и потенциальные западные "освободители". Задача и у тех и у других, в сущности, одна - выработать у паствы нужные именно им условные рефлексы. Навязать нужную версию псевдоистории, святую атрибутику (в идеале, обильно смоченную жертвенной кровью - это для дерева "свободы" естественное удобрение). Забавно здесь то, как долго обе стороны действовали на ниве сей параллельно - это позволяет создать представление о структуре феодальных связей.  И вот, иностранные агенты... Вассал моего вассала - не мой вассал? Восстание местечковых элит или нормализация правовых отношений с элитами глобальными? "Смотреть на пустой мир и читать в нем смысл".

***

Может сложиться впечатление, что автор ставит знак равенства между отечественными сатрапиями и демократической цивилизацией Запада. Это совершенно не так. Несмотря на некоторую осторожную сдержанность (или даже подозрительность) в отношении западных институтов, я признаю современное западное общество вершиной развития человеческой цивилизации и культуры. Это и есть тот максимум, на который оказался способен наш биологический вид.


Рецензии
На это произведение написаны 2 рецензии, здесь отображается последняя, остальные - в полном списке.