О наложении кандалов и тюрем

ОБ ИСКОРЕНЕНИИ ЗЛА

Недавно вышел у меня разговор с одним человеком, который считал, что народное самоуправление возможно. Для того, ЧТОБЫ ЭТА ВЫСОЧАЙШАЯ ПЛАНКА БЫЛА ДОСТИГНУТА, - считал он, - надо ВСЕГО ЛИШЬ просветить народ в части добродетели и ПОЛНОСТЬЮ ИЗЖИТЬ В КАЖДОМ ЧЕЛОВЕКЕ ИСТОЧНИК ЗЛА - ЭГОИЗМ.


Этот человек, кажется, не совсем понимал, о чем говорит. Потому что ЭГОИЗМ – ЭТО, СОБСТВЕННО, И ЕСТЬ САМ ЧЕЛОВЕК - ЕГО «ПОРОЧНАЯ» МАТЕРИАЛЬНАЯ ОСНОВА. Видимо, её-то он и собрался изживать.


НАРОДНИКИ были не так категоричны в своих оценках. Они не собирались «вырезать» эго в крестьянском мире, а, подобно Христу, ОБРАЩАЛИСЬ ДОБРОМУ В ЧЕЛОВЕКЕ – К ЕГО ДУШЕ. Верили в народ и просвещали его.


ЛЕНИН С ПАРТИЕЙ ВЕРИЛИ УЖЕ НЕ В ДУШУ НАРОДА, А В ЕГО РАЗУМ. И просвещали с той же страстностью и самоотречением.


И анархисты верили в народ. Те обращались к народной совести и к его чувству справедливости. И Робеспьер верил. И Томас Мор верил. И Кампанелла, мечтавший построить совершенный город-страну, тоже верил... Вере этой десятки тысяч лет.


А вот Достоевский уже не верил в то, что человечество способно построить гармоническое общество. В одном из своих романов он не только описал такое общество, но и совершенно точно назвал причину его гибели.


Ну, а то, что ЛЮБОМУ замечательно устроенному ИДЕАЛЬНОМУ ОБЩЕСТВУ В ОБОЗРИМОМ БУДУЩЕМ ПРЕДСТОИТ ДЕГРАДИРОВАТЬ И УМЕРЕТЬ ВО ТЛЕНЕ, окончательно изгадившись и изовравшись, - можно сказать наверняка. Ибо на Земле всё со временем деградирует и гибнет. И нет ничего вечного.


Особенно кратковременным бывает, так называемое, гармоничное общество, в котором искусственным методом не дают проявляться злу. В таком случае, ЗЛО ЗАРОЖДАЕТСЯ в более или менее свободной части общества – В ЕГО, СЛАБНУЩЕМ ОТ ПРИВИЛЕГИЙ, И, СВЯЗАННЫХ С НИМИ, ИЗЛИШЕСТВ, ЯДРЕ. В сердцевине чести и совести идеального государства. В ЕГО ЖРЕЧЕСТВЕ - ТО ЕСТЬ, В ПРАВЯЩЕЙ ГРУППЕ. Так случилось в СССР - в стране счастливых строителей коммунизма.


Что касается Достоевского, то в романе "Бесы" во "Сне Ставрогина", в котором он описывал счастливое совершенное государство, - зло проявляется в виде маленького, незаметного красного паучка, прячущегося под листиком одного из кустов. Увидев его, герой понял, что любое счастье, любая гармония, любое правильное общество обречены только потому, что…


ЗЛО НА ЗЕМЛЕ - НЕИСКОРЕНИМО.

И, по сути, ДЛЯ ТОГО, ЧТОБЫ АБСОЛЮТНО ИСКОРЕНИТЬ ЗЛО В ЧЕЛОВЕКЕ, НАДО ЕГО УБИТЬ.

Но почему же невозможно злое в человеке отделить от доброго?

А ПОТОМУ, ЧТО ЧЕЛОВЕК ЕДИН И ЦЕЛОСТЕН.

Где же та грань, которая отделяет добро от зла?

Нет такой грани.

Почему?

Потому что хорошее порождает плохое. Помните, у Булгакова? "Теперь мы будем всегда вместе. Назовут мое имя и тут же вспомнят тебя...".

 ДОБРО И ЗЛО – ЭТО ОДНО.


Грубо говоря, человек напоминает систему сообщающихся сосудов, в которых постоянно идет перекачка жидкости из одного в другой. Как только один переполняется, а другой пустеет, наступает ситуация зла. И если сам человек не урегулирует свое состояние, то за это возьмется природа. Она либо убьет его, разрушив всю систему, либо сделает так, что сам человек, насилуя себя, самостоятельно исправит ситуацию.*

________
* То же самое касается и человеческого общества. Если власть оторвана от народа (один сосуд переполнен), то непременно происходит общественный взрыв. Если же его не происходит, то общество прост гибнет.
________

Идеальное соотношение - равенство справа и слева. Основной критерий истины - МЕРА ВО ВСЕМ. ПОСТОЯННАЯ АСКЕЗА.


НО ОБЫЧНЫЙ ЧЕЛОВЕК НЕ СПОСОБЕН ВСЮ ЖИЗНЬ ЖИТЬ В АСКЕЗЕ.

К такому состоянию он может прийти двумя путями. Либо он наложит на себя аскезу сам, в результате своего доказательного опыта, либо к аскезе его принудят силой, наложив на него физические или экономические кандалы.


Так, например, происходит сейчас в Китае, где общество регулируется с помощью "моральной системы управления". А кончится эта виртуальная тюрьма тем, что произойдет мощный взрыв, который снесет часть государства. Потому что невозможно принудить всех людей быть одинаково моральными и счастливыми в тюрьме.


Но вернемся к «паучку» Достоевского. Что же это за крохотное существо, которое прячется в пышной летней листве  счастливого райского сада? Почему писатель именно его назвал ПОТЕНЦИАЛЬНЫМ И СКРЫТЫМ ИСТОЧНИКОМ ЗЛА?


Потому что зло таится в одной совершенно безобидной «вещи».

Эта вещь называется ЧРЕЗМЕРНОСТЬ.

Именно ЧРЕЗМЕРНОСТЬ ДОБРА ПРЕВРАЩАЕТ ЕГО В ЗЛО.

Аналогично,  ЧРЕЗМЕРНОСТЬ ЗЛА, ЕСЛИ НЕ РАЗРУШАЕТ, ТО ОБОРАЧИВАЕТСЯ ДОБРОМ (Недаром же говорят: «То, что нас не убивает,  делает нас сильнее»,)

В соответствии с этим законом, чрезмерное морализирование становится ханжеством, обычное принятие пищи – обжорством, любовь оборачивается развратом, а забота – надзором.

Происходит и обратный процесс, когда зло, достигнув последней черты, либо саморазрушается (таково было самоубийство развратника и психопата Ставрогина), либо обращается в свою противоположность – в святость (судьба Раскольникова).


“Я — часть той силы, что вечно хочет зла и вечно совершает благо”, - говорит Мефистофель в романе Гёте «Фауст».


Остановить процесс, который каждый миг происходит в человеческих сообщающихся сосудах, на высшей точке достижения, невозможно. Зафиксировав высшую гармонию, Фауст воскликнул: «Остановись мгновенье – ты прекрасно…» - и тут же умер.


Фауст, достигнув самой высокой планки человеческой власти, когда слово превращается в дело,  не знал, что ЧЕЛОВЕК ДОЛЖЕН ПОСТОЯННО ТЕЧЬ.


Так что же остается? Остается признать человека таким, каков он есть – в его целостном противоречии. Не искоренять его «зло», а обучать эмоциональному равновесию. И не с помощью правил, зубрежки и нравоучений, которым нет доказательства, а на практике. Потому что любое насилие над человеком всегда приводит к разрушительным последствиям.


А насилие над обществом неизменно приводит к концентрационным лагерям и к бесконечному страданию, оборачивающемуся либо гибелью, либо взрывом.


Рецензии