Что прошло, уже не придёт обратно

 Лето. Середина августа. Я гуляла в какой-то деревне. Я даже не помнила названия этой местности. Гуляла я на окраине леса. Было очень красиво. Одно только показалось странным - я не встречала людей. Но потом я осознала, что гулять в одиночестве в такой красивой местности не так уж и плохо. Это даже пошло мне на пользу. Прогулка по лесу навевала меня на хорошие мысли, стало легче. Многие задачи решились сами собой. Потом я набрела на какой-то дом. Он был деревянный, никакого ограждения не было. И главная красота этого дома заключалась в том, что его окружало - розы. Много роз. Они были очень красивые, но то, как они пахли,я почему-то, не запомнила. Белые и красные, жёлтые и розовые - всевозможные цвета этих растений я увидела здесь. Может это было и не так. По крайней мере у меня создалось такое впечатление от того, что их было очень много. Мне стало интересно, кто любил розы так же, как и я. А их явно любили, потому что за ними хорошо ухаживали. Дверь была открыта, ведь погода была жаркой. И я решила войти в дом, поднялась по трём ступенькам на крыльцо, отодвинув прозрачную занавеску и, постучав об дверной косяк, вошла. Никто не вышел и ничего не сказал. Я подумала, что, возможно, все спят в такой жаркий день или, может, вообще никого нет дома. Но, тогда зачем оставлять дверь открытой? С этими размышлениями я уже собиралась уходить, как вдруг за спиной услышала какой-то скрип. Повернувшись, я увидела дедушку. На инвалидной коляске.
 - Здравствуйте. Извините, я стучала, но никто не вышел. Я просто розы увидела и... - протараторила я.
 - Здравствуй. Можешь не продолжать, я понял. Сильно розы любишь? - спокойно спросил дедушка.
 - Да, очень. Они такие красивые, и так пахнут!
 - Ну, это не удивительно... - с какой-то грустью ответил дедушка. - Пойдём, ещё кое-что покажу.
И он развернулся на своей коляске, поехал в другую комнату по коридору. Я пошла за ним, осматриваясь. Мы прошли мимо кухни, в которой был выход на задний двор, кажется. Из-за этого было много света, как и во всём доме. И всё было сделано из дерева - шкафы, столы и стулья. Всё было по-простому и красиво. И пахло в доме тоже приятно, но чем, я не запомнила.
 - А читать любишь? - вслед спросил у меня дедушка.
 - Люблю. А что? - в ответ спросила я, идя за ним по коридору.
Дедушка проехал в комнату. Это была библиотека. Книг было довольно много. Но каких жанров, я не помню. Если и были какие-то из них неинтересными, то наверняка очень мало. Пока я исследовала полки, дедушка проехал к столу, который стоял у окна. Он взял какую-то книгу с темно-синей обложкой с края стола. Похоже, она всегда там лежала.
 - У меня есть кое-что для тебя. Подойди. - сказал он, подзывая меня.
Мне стало интересно, почему больше никого нет дома. Неужели тяжело больного дедушку оставили так надолго?
 - А где ваша семья? А то я так пришла к вам, вдруг ещё что-то подумают? - подойдя к дедушке, спросила я.
 - Там. Хочешь, смотри. - недовольно буркнул дедушка, указав рукой на стену около шкафа с книгами. Там висела фотография. На ней было пять человек. Там я узнала дедушку, он был незначительно моложе, но на ногах. Он обнимал какую-то женщину, довольно красивую. Похоже, это было его жена. Ещё на фото было трое парней. Видимо, их сыновья. Семейная фотография. Я хотела что-то сказать, и, повернувшись к дедушке я увидела, как он тихо плакал.
 - Что случилось? Почему вы плачете? - обеспокоенно спросила я, подойдя к дедушке.
 - Нет у меня никого. Один я... - уже спокойным голосом проговорил дедушка.
 - Жены не стало 7 лет назад. А сыновья наши меня во всём винили. Рассорились мы.
 - А как же вы? А дом? - ничего не понимая, стала я расспрашивать.
 - Ну, ко мне соседи приходят. Продукты принести, одному мне тяжело, сама понимаешь, а иногда и в доме помогут убрать. А за розами никто не смотрит. Раньше их гораздо больше было. А сейчас сами по себе они, как и я. - рассказал дедушка.
 - А хотите, я буду к вам приходить? И за розами присматривать буду, и за вами тоже. - предложила я дедушке.
 - Ну, посмотрим. Так-то я не против. А ты то сама откуда пришла? - с лёгкой улыбкой спросил он.
 - А я не знаю... не помню, - растерявшись, проговорила я.
 - Ну как так? - почему-то посмеявшись, сказал дедушка.
Он что-то стал рассказывать о своей семье, о том, как они жили раньше. И даже несмотря на то, что он остался один, без жены и троих сыновей, рассказывал он только хорошее. Мне стало искренне жаль дедушку. Я не стала у него спрашивать, что случилось с его женой и почему они поссорились с сыновьями. Как он оказался в инвалидном кресле, я тоже узнавать не хотела. Я знала лишь, что он не заслуживал такой жизни в полном одиночестве, без семьи. Что бы ни произошло у него и его сыновей, они не должны были оставлять своего отца одного, к тому же тяжело больного. Дедушка показался мне хорошим человеком. Я не понимала, как и почему с ним столько всего случилось. Но я точно знала, что мне совсем не стоит пытаться всё это узнать. Ведь пожилые люди, как правило, очень чувствительны. Вдруг бы с ним что-то случилось, если бы он разнервничался.
 - Ладно, пустое это всё. Что прошло, уже не придёт обратно. Открой, - сказал он, протянув мне книгу с тёмно-синим переплётом. На обложке не было ни автора, ни названия. Открыв книгу, я поняла что всё в ней было написано от руки. Это была записная книжка. А на форзаце было написано: "Что прошло, уже не придёт обратно. Моему любимому мужу".
 - Марией её звали. Машей. Красивая она была, да ещё и умная. Читать она любила, да и сама писала тоже. Тут все её любимые, - он показал на пару полок с книгами.
 - И детям она читала. Я так-то тоже, но у неё всегда лучше получалось. Хорошие вечера у нас были когда-то. Любил я её очень. И она меня любила, и детей тоже. А сейчас один я и любить меня некому,  - поникшим голосом сказал дедушка.
 - А тут всё её. Можешь почитать, если хочешь. Я уже много раз перечитывал, спешить-то мне некуда, -  горестно улыбнувшись, проговорил он. - При жизни читать свои творения она никому не давала. Говорила: "Знать всё положено тогда, когда уже терять нечего".
Я листала блокнот с записями. В нём были и рассказы, и стихи. Но при чтении всего написанного у меня всё больше появлялось странное ощущение того, что я всё это уже читала.
 - Вы знаете, где-то я это уже видела... - задумчиво сказала я дедушке.
 - Надо же? И почему ты так решила? - заговорщески улыбаясь, спросил он.
 - Не знаю. Я ничего не понимаю. - озадаченно ответила я.
 - Ну, потом всё поймёшь. А сейчас иди, книжку с собой можешь взять. - отъезжая от стола, сказал дедушка.
 - Но как же..?
 - Всё потом. К тому же, знать всё положено тогда, когда уже терять нечего, - сказал дедушка.
  Утро. Я проснулась у себя в кровати. Одеяло, как обычно, упало на пол. Я вспоминала всё, что мне приснилось. Я осознала, что все те стихи и рассказы, которые я читала во сне, когда-то написала я сама. Я поняла это по запомнившимся мне стихам и заголовкам рассказов, написанных в этом блокноте с темно-синим переплётом. Ещё у меня крутились обрывки разговоров с тем дедушкой о его семье. Я вспомнила про розы. А ещё мне запомнилась пара фраз. Во сне дедушка как-то сказал мне: "Что прошло, уже не придёт обратно". Чтобы это только значило... Я не знаю. Может мой разум хотел к чему-то меня подвести. А ещё помню такие слова: "Знать всё положено тогда, когда уже терять нечего". И что мне положено знать, а что нет? Может, покойная жена того дедушки в чём-то была права. Но вот есть ли мне что терять? Снова одни вопросы, и никаких ответов.
 


Рецензии