Валентин Гафт. Он артист и поэт!

Только что по телевизору закончилась трансляция творческого вечера Валентина Гафта «Хрустальный бал «Хрустальный Турандот». Передача шла в повторе, тогда артисту было 80 лет. Звучали поздравления в адрес героя вечера, на сцену выходили артисты, кто-то пел, кто-то играл, а Валентин Иосифович читал свои стихи и эпиграммы на знаменитых людей. Оператор передавал выражения лиц из зрительного зала: то застывшее от умиления, то удивленное, с широко открытыми глазами, то расплывающееся в улыбке.

Валентин Иосифович был одет в обычный костюм, как мне показалось: для удобства. Он всё время сидел в кресле, и ощущалось, как тяжело ему было высидеть длинную программу. Видеть любимого артиста в таком состоянии зритель не привык. Гафт всегда был бодр, активен, энергичен, как и во всех своих фильмах, где он был так хорош. Как быстро летит время… На сцену выходили знаменитые люди и говорили, что Валентин Иосифович – необыкновенно талантливый, хвалили его атлетическую фигуру, женщины подчеркивали его невероятное мужское обаяние, кто-то восторгался его умом, образованностью, интеллигентностью.

Творческий вечер продолжался. Валентин Иосифович читал наизусть свои не длинные, но интересные, проникновенные стихи. В моей душе что-то происходило: я испытывала к артисту невероятное чувство нежности и вместе с тем тревоги, даже слезы навернулись. Иногда он опускал свои большие усталые глаза, чтоб подсмотреть, что дальше по сценарию, и продолжал читать и интересно рассказывать.

Ведущая, принцесса Турандот, объявляла прибывших гостей, которые своим музыкальным номером поздравляли Валентина Гафта. Вышел Александр Ширвиндт. В зале оживление. Звучал тонкий юмор, приличные остроты. На сцене два великих артиста. Всматриваешься в их движения, в их лица и вслушиваешься в каждое их слово, чтобы ничего не упустить: вдруг больше ничего подобного я не увижу. Над залом поплыл голос Валентина Иосифовича, он тихо начал читать:

«Деревья желтые стоят, рванул холодный ветер.
Никто-никто не виноват, что есть осенний листопад,
Что старость есть на свете…»

У меня ком подкатил к горлу. Зритель понимает: нет многих их друзей, коллег – они уходят. Как бы мы этого ни хотели, но жизнь берет свое. А когда зазвучали стихи в память о великих артистах: Андрее Миронове, Булате Окуджаве, Нонне Мордюковой, Екатерине Максимовой, Аркадии Райкине, Владимире Высоцком, Юрии Визборе – казалось, что я почувствовала тяжелое дыхание зрительного зала. Я не могла сдержать слез. Вспоминались кадры из старых фильмов, радиоспектакли и программы, в которых они читали стихи классиков, басни, прозу, пели песни – всё, что я слышала и любила с детства. Я жила в то время, когда они творили на сцене, на экране.

Валентин Гафт – популярный артист, я уверена, что все в нашей стране знакомы с его творчеством. Но он не был моим любимым артистом, как Вячеслав Тихонов, Алексей Баталов, Василий Лановой. Я относилась к его творчеству спокойно, без восторженных эмоций. И вдруг вспомнила первые фильмы, которые я видела с его участием: «Убийство на улице Данте», где Гафт играл отрицательного героя, и фильм по пьесе Алексея Арбузова «Таня». Именно после показа этого фильма, где главный герой Герман в исполнении В. Гафта предает свою молодую наивную жену, я и не воспринимала его как надежного мужчину, артиста-героя, романтика, так как с тех времен, когда я была еще школьницей, симпатия к артистам закладывалась по их ролям. Именно непорядочный персонаж Герман повлиял на мое отношение к Гафту-человеку на долгие годы.

После просмотра передачи «Хрустальный Турандот» я по-иному посмотрела на артиста, заинтересовалась его ролями. Огромный список киноработ, почти пятьдесят спектаклей на ведущих сценах, а ещё радиопостановки, дубляжи и озвучание, – это же огромный труд. Артист всегда много работал, за что был отмечен множеством наград.

Как же я, оказывается, далека от интересных событий, происходящих в культурной жизни страны. Нам, жителям провинциальных городков, недоступны столичные театры, концертные залы. Телевизор для нас всегда был едва ли ни единственным транслятором культурной информации: что покажут – то мы и посмотрим. А ведь и смотреть не всегда хочется из того, что демонстрируют. Из сотни фильмов с участием Валентина Гафта я видела с десяток, а спектаклей за последнее время – вообще только два, и то, когда герою было за 70 лет. Помню, какое сильное, восторженное впечатление произвели на меня спектакли «Заяц. Love Story» и «Трудные люди». Это было точное попадание индивидуальности артистов в героев пьесы. Я с замиранием наблюдала удивительную игру замечательных артистов, мне интересно было слушать их диалоги, наблюдать за жестами, мимикой, прислушиваться к меняющей интонации. В спектаклях они совсем не такие, как в фильмах и репортажах-интервью. Знаю точно, что навсегда в моей памяти останутся эти спектакли и ещё несколько фильмов с участием Валентина Иосифовича: «Воры в законе», «Небеса обетованные», «Анкор ещё анкор!», «12», «Сирота казанская», «Здравствуйте, я ваша тётя!».

Вспомнила, как в 1981 году я была студенткой, училась в городе Ростове. Как-то с подружками после занятий в кинотеатре смотрели фильм Эльдара Рязанова «Гараж». Пораженная остроумием героя Гафта, потом еще раз пошла в кино и на листике в темном зале только и успевала записывать его оригинальные цитаты в надежде запомнить и когда-нибудь применить их в жизни, так сказать, блеснуть умом: «Вовремя предать – это не предать, а предвидеть!», «Золотой мой, что-что, а право-то вы имеете», «И как вы живете с ним? Не жизнь, а именины сердца!», «Как ветеринар я обещаю вам, прожорливый мой, заворот кишок».

Вспомнилась мне программа в эфире одного из каналов, где ведущий, казалось, интересовался больше любовными интрижками Валентина Иосифовича, нежели его творчеством, и как в преклонном возрасте известный артист интеллигентно обходил неприличные вопросы, касающиеся только его самого. Помню, как на страницах интернета познакомилась с поэтом Валентином Гафтом и с огромным удовольствием слушала стихи в авторском исполнении. Для меня не имело значения, что он имел отношения с той или иной женщиной, куда важнее было то, что я узнала ещё одного глубокого поэта, моего современника. Из колонок доносилась проникновенная лирика и такая понятная, близкая, волнующая. Некоторые стихи: «Осень», «Пёс», «Уже от мыслей никуда не деться», «Хулиган» и посвящение Ю. Визвору я переписала в свою тетрадь, которую завела еще в школьные годы, куда записывала понравившиеся мне стихи и выражения. Иногда беру пожелтевшие листы и перечитываю стихи Эдуарда Асадова, Сергея Есенина, Владимира Высоцкого, Булата Окуджавы, поэта-земляка Юрия Макарова. Теперь и стихи Валентина Гафта будут в списке любимых. Благодаря поэзии Валентина Иосифовича я изменила свое, зародившееся в юности, отталкивающее впечатление об актере. Теперь я точно знаю: если на экране Гафт – будет интересно, необыкновенно, правдиво.

Всем известно, что он работал с разными режиссерами, в списке сыгранных им ролей много разнообразных, незабываемых образов: от злодеев до героев. Большое влияние на меня произвела постановка Романа Виктюка «Поэма о Сталине». Гафт – философ. Он не похож ни на кого. Какой замечательный чтец! Как глубоко, как тонко он видит и чувствует нашу действительность. Не зря говорят: «Поэт в России больше, чем поэт».

Хорошо, что среди прочих в телевизионном пространстве есть каналы, на которых транслируют программы, посвященные интереснейшим людям. Я вспомнила множество имен артистов, которым были посвящены такие передачи, документальные фильмы. Всегда смотрю их с удовольствием и обсуждаю с коллегами на работе. Аркадий Райкин, Михаил Ульянов, Кирилл Лавров, Евгений Матвеев, Василий Шукшин, Иннокентий Смоктуновский, Вячеслав Тихонов, Евгений Евстигнеев, Олег Стриженов, Зиновий Гердт, Булат Окуджава, Евгений Евтушенко, Нонна Мордюкова, Любовь Орлова, Валентина Серова, Людмила Гурченко, Георгий Юматов, Евгений Леонов, Владимир Высоцкий, Сергей Юрский, Андрей Миронов. Эпоха великих! Их имена останутся в сердцах многих поклонников. И с трудом вспомню фамилии сегодняшних, так называемых звезд. Другое время, другая энергетика, другие ценности у нового поколения.

После телевизионной программы «Хрустальный Турандот» мне было не по себе. Весь вечер что-то волновало мою душу. Я не ощущала радости и наслаждения от интересной передачи о В.И. Гафте, которую только что посмотрела, а испытывала какое-то беспокойство. Я не могла подавить свои эмоции, слёзы душили. Опять взяла тетрадь, в которую недавно занесла понравившиеся мне стихи, поставила дату и внизу дописала: «Браво артисту Валентину Гафту! Спасибо тебе, Поэт!»


Рецензии