Рождественская яблонька

«В этом году мы поедем на Рождество в деревню!» - родители поставили восьмилетнюю Катюшку перед фактом всего пару дней назад. И он ее не слишком обрадовал. Не то что бы девочка не любила деревню или не хотела повидать бабушку с дедушкой, просто настроилась уже на другое. Да и дико как-то: ну, что делать зимой в глухой деревеньке, зарывшейся в снег по самые окна? То ли дело город: на Новый год и Рождество здесь всегда весело, много огней, в магазинах продают блестящие яркие шарики, на площадях наряжают елки - красиво, аж дух захватывает! Опять же друзья-приятели… А в деревне что? Народу нет почти, Катюшкины сверстники приезжают только летом. Наверно, их родителям не пришло в голову сослать детей на каникулы в такую глухомань, где нет интернета и даже мобильная связь бессильна. Но папа с мамой были неумолимы:

- Рождество - тихий семейный праздник, нужно встречать его с родными, а со своими друзьями ты еще успеешь наиграться. Да и от компьютера отдохнешь.

Пришлось Катюшке смириться - взрослые всегда все делают по-своему, им бесполезно возражать.

Последний школьный день подошел к концу, и девочка брела домой. Надо бы радоваться: самая короткая четверть закончилась, впереди - две недели свободы, когда можно забыть об уроках. Неужели придется провести их за городом?
 
Повалил густой снег. Катюшка задрала вверх голову в розовой вязаной шапочке с помпоном и высунула язык, пытаясь поймать снежинку.

- Отойди, девочка, мешаешь! - Недовольный мужчина в ушанке отодвинул ее в сторону.

Катюшка вздохнула: всем она мешает! Ну что ж, зато дедушка и бабушка точно ей обрадуются. Бабуля, наверно, приготовит что-нибудь вкусненькое для любимой внучки. А дедушка расскажет историю…

От таких мыслей девочка повеселела и даже заулыбалась. Нечего жаловаться, в деревне на самом деле хорошо, только скучновато, а хочется чуда, тем более под Рождество!

***

Катюшкин дед, Семен Игнатьевич, был человеком необыкновенным: добрый, веселый, всеобщий любимец. Даже животные души в нем не чаяли: куры и цыплята преспокойно забирались к дедушке на колени и гладились, точно котята. Катюшка всегда смеялась, наблюдая, как дед, «облепленный» пищащими желтыми комочками, раскуривает на крылечке самодельную цигарку. А овцы вообще ходили за ним, как привязанные! В придачу ко всему дедушка Сеня заслуженно слыл на всю округу Мастером золотые руки. Если у кого что ломалось, все тащили к нему - мол, почини, Игнатьич, сделай милость! И он чинил: порой самые безнадежные и застарелые механизмы в его руках оживали, словно по волшебству!
Особенно хорошо спорилось у Семена Игнатьевича часовщицкое дело. В хате скопилась целая коллекция старых часов, оживленных дедушкиными умелыми руками. Бывшие хозяева свои агрегаты назад не забирали, потому как не верили, будто они станут исправно работать, а Семену Игнатьевичу жаль было отправлять их на помойку, вот и приживались все на бревенчатой стене старого деревенского дома.

Бабуля злилась, ворчала на деда:

- Проходу нет от твоего хлама! Убрал бы ты его, в самом деле, от греха подальше! Не ровен час свалится на кого-нибудь!

Но Семен Игнатьевич никогда не вступал в спор, только добродушно улыбался, и бабушка, побурчав для приличия, успокаивалась, а часы так и висели на своих местах.

***

Родители привезли Катюшку в деревню сразу после Нового года, и тотчас отбыли обратно в город, обещаясь вернуться через несколько дней, к Рождеству. 
Девочка заметила, что тикающего полку прибыло: в избе, почти у самого входа, приютился с десяток всевозможных часов! Смотрелись они интересно и даже загадочно, но вот ночью Катюшка никак не могла заснуть: все эти починенные механизмы повадились отбивать время на разные лады - которые звонили каждый час, которые через полчаса, да еще шальная кукушка, вырываясь из допотопных ходиков, истошно верещала свое «ку-ку»!

Катюшка ворочалась с боку на бок, пыталась считать баранов и мечтать о подарках, но все было тщетно. Промаявшись некоторое время, она поняла, что заснуть, скорее всего, не получится. Девочка выбралась из-под одеяла, прошлепала по теплому деревянному полу в центральную комнату и принялась разглядывать беспокойные диковинки.

За окном было белым-бело, на ясном ночном небе перемигивались крупные звезды. Еще выше завис янтарный полумесяц, и в его свете комната с часами казалась охваченной неведомыми чарами. Катюшка залюбовалась зрелищем: даже спать расхотелось. Вдруг девочке почудилось, что за ней наблюдают: нечто притаилось за красной занавеской у печи. Катюшка почему-то ни капельки не испугалась и отдернула ткань. За ней скрывались… еще одни часы - куда более чудные, чем все прочие! Девочка сразу же вспомнила мультфильм про домовенка Кузю и ходики с глазами, смотревшими из стороны в сторону. Сейчас перед ней был точно такой же «глазастый» механизм!

Катюшка тихонько засмеялась, протянула руку и за что-то зацепилась: на пол просыпалась непонятная труха… На ощупь она оказалась очень хрупкой и больше всего походила на сухие листья. Кто и зачем запрятал их в старинные часы?! Катюшкино сердечко затрепетало в предвкушении тайны. «Надо утром спросить дедулю про «глазастика» - решила она.

Девочка забралась обратно в постель и уснула. На сей раз даже бесконечные «тик-таки» не смогли потревожить ее сон.

***

Катюшка чувствовала себя сыщиком, ведущим очень важное расследование, поэтому пристала к дедушке с расспросами сразу после завтрака.
 
- Деда, откуда у тебя вот эти часы? - Она ткнула пальчиком в сторону занавески.
- Да старика одного, он, почитай на самой окраине нашей деревни жил… - Тут дедушка сделал таинственное лицо, отчего глаза его стали по-ребячьи озорными, и заговорщически прошептал - люди говорили, будто он колдун!
- Да ну, не может быть! Что ты мне сказки рассказываешь, я ведь уже большая! - Обиделась Катюшка, сморщив курносый нос.
- Конечно, большая, - согласился Семен Игнатьевич, - потому я и говорю тебе правду.

Внучка забралась к деду на колени и выжидательно уставилась на него.

- Не поручусь на сто процентов, - признался дедушка, - люди сказывали… Старичок этот жил один-одинешенек, ни с кем не знался, кроме меня, да и то лишь потому, что время от времени ему чего-нибудь починить требовалось. Вот лет пять назад и принес он мне часы с глазами, да так и не забрал. А я, как водится, починил их и повесил к печке.

- Так давно? - Изумилась девочка. - Почему же я раньше их не замечала?
- Видать, часы тоже непростые, захотели тебе именно сейчас показаться.
- А с тем стариком что случилось? - Девочка нетерпеливо теребила дедову рубашку, пропахшую махоркой и морозом. 
- Ничего особенного, помер наш деревенский чародей пару лет назад. Дом его и по сей день стоит заброшенным - местные не ходят туда, боятся, хотя старичок, вообще-то, был безобидный. Ну, разве чудаковат малость, да ведь то невеликий грех…
- Деда, почему ж его колдуном-то окрестили?!
- Даже не знаю, - потер подбородок дед Сеня, - он, бывало, все рассказывал о любимой яблоньке, которую посадил своими руками давным-давно. Она уж и плодов не давала, но срубить дерево старик не мог, потому что, по его словам, яблоня та волшебная: может желания исполнять! Только для этого нужно прийти к ней именно в рождественскую ночь и попросить, чего хочется больше всего на свете.
- Неужели правда исполнится? Прямо все - превсе?! - Загорелись у Катюшки глазёнки.
- Понятия не имею, Катенок, я-то сам ничего не пробовал загадывать. По мне - живи, пока живется, а все, что надобно, само собой выйдет.

***

Ясное дело, Катюшку разобрало любопытство. Она не особенно верила в дедову историю: а ну как он специально ее придумал, чтобы внучка не скучала? Но заброшенный дом деревенского чародея и волшебная яблоня будоражили воображение - надо все изучить на месте. Хорошо бы здесь была лучшая подруга Анька - с ней не так страшно… Но Анька осталась в городе, значит, придется разбираться самой. Катюшка оделась и выскользнула на улицу.

Избушка местного колдуна почти развалилась и поникла, словно неведомая тяжесть тянула ее к земле. Под порывами морозного колючего ветра старые бревна скрипели, жалуясь на горькую долю…

Вокруг - ни души: видно, дедуля не преувеличил страхи местных жителей, но городской девчонке, мечтавшей о приключениях, было интересно. Катюшка быстро прошла между яблонями, размышляя, какая из них должна оказаться волшебной. Пока ни одно из повстречавшихся деревьев, по Катюшкиному мнению, не могло претендовать на эту роль.

Но вот та, что росла в самой глубине сада…. Она была выше и ветвистее других. А еще - казалась очень-очень старой, гораздо старше, чем даже  Катюшкина бабушка. Девочка подумала, что именно эта яблоня ей и нужна. Серая кора заиндевела на морозе и покрылась коркой. Катюшка ласково погладила шероховатую поверхность. Затем пушистой варежкой потерла замерзший покрасневший нос.

Она уже давно мечтала о двух вещах. Во-первых, ужасно хотелось завести дома, ну, хотя бы хомячка, а во-вторых, Катюшкин покой еще летом похитила великолепная кукла в невероятно красивом нарядном платье. Девочка увидела ее в супермаркете - и сразу влюбилась!

Но, увы - мечты, вроде бы такие незатейливые, оказались неосуществимыми. Мама категорически возражала против любой живности в квартире, даже самой маленькой. Непререкаемым тоном она заявила, что ей вполне достаточно самой Катюшки и ее папы. Что же до куклы, то нарядная красавица с роскошной прической стоила баснословно дорого.

Катюшка перепробовала все средства убеждения: слезы, обещания всегда хорошо себя вести, учиться на одни пятерки, ходить в магазин и выносить мусор по первому требованию. Девочка попробовала объявить молчаливый бунт и два дня демонстративно не разговаривала с родителями - ничего не помогло. Папа с мамой вовсе не расстроились, а потом Катюшка уже и сама забыла, что сердится на них. Приближался ее восьмой день рождения, но даже он, по мнению родителей, не был поводом для сумасшедших трат.

- Покупать такую дорогую игрушку, чтобы потом поставить ее на полку и любоваться - нет уж, уволь, - решительно объявила мама.

В итоге в свой день рождения Катюшка стала обладательницей настольной игры, набора для плетения, детской косметики и нового рюкзака, еще каких-то милых, но не очень нужных ей мелочей, а самые желанные подарки так и остались неполученными…

И отчего взрослые такие суровые? Как будто сами никогда не были детьми! Или, когда вырастаешь, все забывается? Интересно, почему? Катюшка никак не могла понять. «Вот вырасту - и стану совсем другая, и своей дочке все-все разрешать буду» - пообещала она себе.

Девочка все еще стояла под яблоней, и ей вдруг почудилось, что дерево тянет к ней ветви, словно хочет обнять…

- Да ведь завтра Рождество! - Воскликнула Катюшка и даже в ладоши захлопала.
Яблоня слегка покачнулась, - подтвердила, заодно обрушив за шиворот горсть холоднющего снега. Девочка ойкнула, а потом стала размышлять: а что, если старый чудак ничего не придумал, когда рассказывал дедушке про удивительную яблоньку? И потом, рождественская ночь ведь особенная, вдруг и нынче произойдет чудо? Вообще-то, сомнительно: чудеса, похоже, позабыли дорогу в мир, насыщенный техникой. Но… так хотелось верить!

***

Сочельник получился гораздо веселей, чем ожидала Катюшка. Кроме родителей, в деревню пожаловали еще мамины брат и сестра с семьями, и маленький деревенский домик наполнился смехом и веселым шумом.

Правда, Катюшкиных ровесников среди них не было, но ее это не печалило. Девочка обожала многолюдные посиделки!

Синеглазые январские сумерки смотрели в окна. Снег хрустел сочно, вкусно, как квашеная капуста из деревянной кадки, что бабушка прячет под полом. Ветер завывал, стучался в двери - просил пустить его в дом. Внутри тепло: радостно потрескивает огонь в печи. Желтый свет лампы дарит уют. И так хорошо становится, и, кажется, во всем мире нет места лучше, чем утонувшая в сугробах деревенька, затерянная на самом краю земли… Все это промелькнуло в Катюшкиных мыслях, пока она, отодвинув старенькую линялую занавеску, смотрела во двор сквозь морозные узоры. Все-таки здорово, когда есть деревня, и дом с печкой, и бабушка, и дедушка с золотыми руками и еще более золотым сердцем! 

- Катя, за стол! - Окликнула ее мама. Пришлось послушаться. А, впрочем, пахнет вкусно, да и есть уже хочется!

Все гомонили, желая друг другу здоровья. После бабушкиного пирога и третьей чашки чая Катюшка начала клевать носом, но вдруг ее как молнией ударило: колдовская яблоня! Сегодня же как раз ночь на Рождество! Вот те раз - чуть самое главное не проспала!

Миссия у Катюшки намечалась непростая: незаметно выйти на улицу, добежать до заветного дерева и вернуться обратно, причем желательно, чтобы ее никто не хватился…

Как ни странно, получилось все довольно легко: взрослые увлеклись каким-то серьезным разговором и перестали замечать маленькую девочку. Катюшка мышкой шмыгнула в сени, а оттуда - на улицу.

Идти было трудно: за день снега навыпадало - видимо-невидимо! Он проглатывал сапоги по самые колени, но девочка твердо вознамерилась попытаться - нельзя же в самом деле упускать свое счастье только потому, что тебя лень одолела и в сон клонит!

Над головой раскинулось небо с рассыпанным звездным бисером. И Катюшке показалось, будто рождественские звезды куда крупнее и ярче, чем те, что загораются каждый вечер.

***

…Сад деревенского колдуна встретил Катюшку тишиной. Сердце стучало оглушительно: очень хотелось верить в рождественское чудо, но коварные сомнения все же оставались: такое ведь бывает лишь в книжках… Но Катюшка решилась: обняв серый ствол старой яблони и крепко зажмурившись, она горячо прошептала свои самые сокровенные мечты! Шероховатая холодная кора легонько царапала щеку…

***

После праздника Катюшка вместе с родителями вернулась в городскую квартиру и сразу же побежала в свою комнату. Первое, что бросилось ей в глаза, была клетка, в которой шумно возилась пушистая морская свинка! А на кровати, прислонясь спиной к подушкам, сидела… вожделенная кукла, та самая, из супермаркета, в нарядном платье с оборками! Катюшка не могла вымолвить ни слова, с трудом веря своему счастью!

Она так и не решила до конца, что же произошло на самом деле: то ли родители все-таки решили сделать ей роскошный подарок, то ли яблоня и впрямь оказалась волшебной…

***

Чудесную историю Катюшка под большим секретом поведала Аньке, но та восторг не разделила, только хмыкнула, совсем как взрослая.
 
- Деревья не могут исполнять желания, - авторитетно заявила лучшая подружка. - Тебе принес подарки Дед Мороз. Ну, или родители!
- Ну да! Что-то Дед Мороз не торопился! Я давно уже просила зверюшку и куклу, а родители сразу сказали, что не будут мне ничего покупать!
- А давай проверим! - В Аньке проснулся азарт.
- Как?! - Удивилась Катюшка.
- Я поеду с тобой в деревню, в гости, и тоже загадаю дереву желание! Если оно исполнится, я тебе поверю!
- Но ведь загадывать надо именно в рождественскую ночь, иначе не выйдет, - так дедушка сказал, - робко возразила Катя.
- Ерунда! Если дерево волшебное, оно волшебное всегда, а не только в Рождество! - Убежденно объявила недоверчивая Анька и прищурилась. - Или ты все придумала?
 
Катюшка ничего не придумывала и поэтому приняла план. Правда, поехать к бабушке с дедушкой получилось только летом. Но подруг ждало разочарование. Когда девочки пришли к саду колдуна, то обнаружили… россыпь серых трухлявых пеньков. Семен Игнатьевич потом поведал, что там собрался строить дом какой-то заезжий дачник, вот и расчищает место.

- Да это и к лучшему, - убежденно сказал дедушка, утешая внучку, которая горько рыдала, уткнувшись носом ему в грудь: очень уж жаль ей было волшебную яблоньку. - А то ишь, чего придумали: чудеса проверять! Чудо - оно на то и чудо, в него верить надо!


Рецензии