Дрёмный шаман

Когда-то я видел во снах путешественника трёх миров. Это старый согбенный шаман. Он присел на траву, и, прикрыв тяжёлые свои веки, недвижно безмолвствует. На нём полное его облачение, всё в орнаментах и обшитое гусиными клювами, но маска откинута от лица, а на лице покой — ни одна морщинка не дрогнет. Верный бубен, давным-давно сработанный из ветви Мирового древа, лежит у ног старика. Шаманский костёр не горит, но дрова и сырой можжевельник заготовлены.

Куда ты собираешься отправиться на этот раз, старый шаман? В мрачное царство Эрлика, жене которого на заре своей юности ты стал молочным сыном? Или и вовсе вознесёшься к Тенгри (Ульгеню? Кайракану?)?

Нет, похоже, сейчас он незримо бродит в Мире людей, являясь им во снах. Что хочет сказать? О чём предупредить? От чего уберечь? По крайней мере, мне-то он является — и всегда, что характерно, неподвижным и молчаливым. Молчу и я, не решаясь нарушить его медитативное безмолвие.

И вот в очередном сне приходит некое озарение — бубен ведь тоже молчит и…, а вдруг, не слыша его звонкого голоса, дух шамана никак не может вернуться обратно из своих странствий? С этой мыслью я медленно подхожу к месту для костра, обложенному тремя камнями, затем смотрю на груду хвороста… Вдруг! «Не зажигай огня!» — гулко произносит кто-то незримый. Вздрагиваю от неожиданности, просыпаюсь.

После этого я больше не видел старика во сне. Зато аккурат в то же утро услышал песню «У шамана три руки» группы Пикник. Ну очень интересное совпадение! Послушал её, переслушал, потом много думал… В итоге понял одно — зря я во сне к костру подошёл. Нужно было сразу бить в бубен!

Теперь вот, думаю, а кто-то же ведь должен оказаться догадливее меня? Кто-то же ведь должен понять всё правильно, ударить в бубен, и помочь дрёмному шаману возвратиться из его долгого путешествия? И тут же: а что, если никто, кроме меня, его не видел? Неужели всё пропало, и пути к спасению нет?

С тех пор я постоянно ищу этот путь и не нахожу. Есть лазейка — самому стать камлающим шаманом. Но она с игольное ушко, и в неё не втиснуться мне совсем — таким надо родиться, такого люди не выбирают. Но я знаю ещё, что возможно стать шаманом и не путешествуя в мир духов. Сказитель, поэт или музыкант (при условии, конечно, что они настоящие, а не пласт-массовые) — они тоже шаманы. Они тоже проводники из Мира духов в Мир людей, и, — кто знает? — возможно, даже и обратно.

В общем, можно стать шаманом и не зажигая огня. Он ведь всё равно загорится потом от дыхания, как завещано Шклярским в той песне. Только надо стать. Стать действительно, стать по-настоящему.

И быть.


Рецензии