Детские забавы
Не дай бог, если проигравший выбирал короткий «зубарь». Под насмешки и шуточки наглотается он волглой весенней земельки, несколько раз сбегает до ближайшей лужи, чтобы рот прополоскать. Если не вытащит, просит разрешения докопаться до «зубаря» руками. Благосклонно кто-то из старших разрешает иногда снять сантиметр земли. И опять «водяга» землю грызет и опять бегает к луже. Это развлечение, пожалуй, было самым частым и интересным в деревенской ватаге. Приходилось и мне землю грызть.
Была у ватаги еще одна игра – в ножички с фигурами. Настоящего, необыкновенного совершенства в ней достиг Вальчик Соцков. Весь комплекс фигур с ножичком (колено, запястье, локоть, плечо, один палец, два, три, четыре, ладонь, рюмка, вилка, подбородок, зубы, нос, рот, лоб, голова, волосы и прочие части тела) он выполнял без перерыва и в таком темпе, что посмотреть на это чудо собиралась вся ватага.
Умение втыкать в землю ножик хоть стоя, хоть на коленках, хоть держа его за лезвие, хоть за ручку осталось на всю жизнь и у меня.
Играли и на деньги: в «биту» и в «стенку». Кто знает, откуда в то время у ребят были деньги, но старшие участники ватаги их все-таки имели. Малышня же только наблюдала за игрой.
Вместо биты использовали обычный плоский камень. На кон стопкой ставились монеты. Метров с пяти каждый играющий старался или попасть битой в стопку монет, или бросить биту как можно ближе к деньгам. Если получался недолет, то играющий выходил из игры. Деньги же его оставались на кону. Затем по очереди битой разбивали стопку. Те монеты, которые переворачивались, считались выигранными.
В «стенку» играли около какого-нибудь дома или забора, но только там, где не было взрослых. Некоторые искусники всегда умудрялись ударять монетой об стенку так ловко, что и пальцы не надо было растягивать, чтобы дотянуться от монеты до монеты. Они всегда, как заколдованные, падали друг на друга или рядом.
Благодатное летнее время пробегало стремительно. Я очень хорошо помню школьный чердак, увешанный пахучими березовыми вениками и ветками рябины и калины с янтарно-красными кистями замороженных ягод. Во рту они растаивали моментально, потеряв и горечь, и кислинку.
Под присмотром мамы с бидончиком в руках я забирался на чердак по приставной скрипучей лесенке, наполнял бидончик ягодами и осторожно спускался вниз. А в доме уже трещали дрова в русской печке и на столе стоял чугунок для ягод. Даже сейчас, через много лет, не могу порой побороть искушение и прошу супругу напарить калины. Парим ее или с медом или с сахаром. А в детстве не подслащенные ничем ягоды мы тотчас же уплетали ложками. И казались они слаще меда.
Свидетельство о публикации №223010600558