Рождественский штоллен

В волшебное рождественское двухнеделье (с 24 декабря по 7 января) я ежегодно думаю мысль о единстве во Христе тех, кто в Него верит. Разделение христианских церквей на Западную и Восточную никогда не было принято моим сердцем. Оно всегда казалось мне очень искусственным. И как же оно возрадовалось, мое сердце, однажды узнав, как много веков назад мысль о нашем единстве звучала из уст учителей Западной церкви, и как много думали и писали об этом лучшие русские философы, принадлежащие церкви Восточной.

А как давно я сама писала об этом! Возможно, кто-то помнит мои тексты о том, что один у нас Христос, и о том, как хорошо я себя чувствую в любом христианском храме, не различая, к какой конфессии он принадлежит. Видимо, внеконфессиональность у меня в крови. Сознательно крещеная в православии, я вмещаю в себя все христианство, и иначе я не могу.

Но разве только в христианском храме я чувствую себя хорошо?! Я родилась и долго жила на Востоке и всегда ощущала благодать и свет при посещении мусульманских святынь. Если в сердце нашем нет разделения, то оно способно видеть свет там, где он есть, ибо такова природа света – светить всем, не различая мир на наших/не наших, своих и чужих.

Видимо, миссия моя такова, чтобы доносить до людей весть о единстве в Боге, как бы они ни называли Его и какие бы ритуалы ни выполняли.

И вот сегодня я пишу буквально два слова об прекрасной многовековой немецкой традиции, проникшей уже и в другие культуры, печь за несколько недель до Рождества вкуснейшие штоллены, напоминающие рулеты продолговатой формы, наполненные вымоченными в роме или вине цукатами, орехами и пряностями, обильно посыпанные сахарной пудрой и несущие в себе прекрасный сакральный смысл о только что родившемся младенце Христе, запеленутом в белоснежную ткань.

Выдержанные в течение нескольких недель, штоллены приобретают тот самый уникальный вкус, который и отличает их от всех других рождественских лакомств. За много веков существования (с 1329 года) появилось множество рецептов приготовления штоллена, начиная от самого простого (мука, овес и вода) до созданного в начале 21 века рецепта с цукатами, вымоченными в шампанском. Да, да! =)

И, конечно же, штоллен очень напоминает кекс и кулич, но сходство это очень обманчивое. Тот, кто хоть раз в жизни пробовал настоящий штоллен, знает, о чем я говорю.

Сегодня Сочельник, потому как же мне было не поговорить с вами о вкусном! =)

Чудесного Рождества вам, мои дорогие! И знайте, к какой бы вере вы ни принадлежали (уважаю выбор каждого!), в прекрасное зимнее двухнеделье на Землю льется совершенно особенный свет, обнимая собою каждого, на ней живущего, независимо от его веры, ибо он - для всех!

Так давайте же ощутим наше сущностное единство в прекрасном божественном свете, открыв ему свои сердца и вместив!

Обнимаю каждого и люблю всех!

Написала 06 января 2023 года, в Сочельник


Рецензии