Пётр Чайковский не Евгений Онегин

В 1872 году Пётр Ильич Чайковский познакомился со студенткой Московской консерватории Антониной Милюковой. В 1870-е годы Чайковский был уже автором  многих известных произведений, но  Антонина влюбилась не в гениального  композитора,  а просто в симпатичного преподавателя консерватории.
Она  так и писала в своих воспоминаниях: "я полюбила в нем не гения, а само его лицо, взгляд, приветливость…".

Антонина стала писать  Чайковскому  письма, а он, как интеллигентный человек,  писал ей в ответ,  но тема писем была нейтральной. Он осторожничал, так как сам однажды испытал сильное чувство любви к итальянской оперной  певице Дезире Арто, оставшееся без ответа. 

Это случилось за четыре года до знакомства с Антониной Милюковой. Чайковский влюбился в Дезире и сделал ей предложение руки и сердца. Была помолвка, и Пётр Ильич был счастлив. Но в начале 1869-года Дезире уехала на гастроли в Варшаву, где всего через месяц после отъезда вышла замуж за певца из своей труппы, испанского баритона Мариано Падилью, который через дирижёра Альбрехта велел передать Чайковскому, что тому не следует более встречаться с чужой женой.

Пётр Ильич и сам понимал, что "насильно мил не будешь",  и больше не искал встреч с Арто, затаив свои чувства.  В октябре 1869-го Арто вернулась в Москву и пела  в  опере  "Фауст". Чайковский присутствовал на том спектакле и, по воспоминаниям профессора консерватории Николая Кашкина, плакал, закрыв лицо биноклем.  Боль от отвергнутой  любви  терзала его сердце.

И вот  - новая любовь, только не его, а к нему. 
Антонина Милюкова продолжала признаваться в любви:   "...  где бы я ни была, я не буду в состоянии ни забыть, ни разлюбить Вас. То, что мне понравилось в Вас, я более не найду ни в ком, да, одним словом, я не хочу смотреть ни на одного мужчину после Вас."

Чайковский  был ошеломлён таким сильным чувством к нему и не знал, что делать - сам он любви к Антонине не испытывал, да и воспоминания о любви к Дезире Арто были ещё болезненны. Но проигнорировать "предложение руки и сердца" он тоже не мог. Пётр Ильич решил  встретиться с Антониной и объясниться начистоту. Это было нелегко, но он прямо сказал девушке,  что благодарен ей за любовь к нему, но не может ответить  взаимностью. 

В письме к брату Анатолию Чайковский написал: "Одна девушка даже сама письменно предложила мне руку и сердце, объяснивши, что уже три года влюблена в меня страстно. Она в письме своем обещала быть моей "рабой" и присовокупляет, что имеет десять тысяч капитала. Я ее когда-то видел и помню, что она смазлива, но противна. Вследствие того я ей объявил решительный отказ".

Отказ Чайковского не остановил Антонину, она продолжала ему писать: "Неужели Вы прекратите со мной переписку и не повидавшись даже ни разу? Нет, я уверена, что Вы не будете так жестоки!.. Я готова буду броситься к Вам на шею, расцеловать Вас, но какое же я имею на то право? Вы можете принять это за нахальство с моей стороны…"

И, видимо, находясь в отчаянии, добавила: "Жить без Вас я не могу, а потому скоро, может, покончу с собой. Так дайте же мне посмотреть на Вас и поцеловать Вас так, чтобы и на том свете помнить этот поцелуй. До свидания. Ваша вечно А.М."

Такого конца для Антонины Чайковский решительно не желал. Он попросил девушку дать ему время для размышления.

Пётр Ильич вспомнил  сцену из "Евгения Онегина" своего любимого Пушкина,   где Евгений, прочтя письмо Татьяны,  тактично, но решительно отказывает ей.  Пётр Ильич считал,  что  Онегин поступил несправедливо  с  влюблённой девушкой  – нельзя так сурово относиться к чувствам другого человека, особенно, если они касаются любви.  А что, если бы Татьяна Ларина после сурового отказа Онегина с отчаяния бросилась в пруд, как Бедная Лиза?  А вдруг Антонина и впрямь покончит с собой, и в этом будет виноват ОН?

Чайковский, как благородный человек,  решил поступить вопреки Онегину  и ответил на предложение Антонины согласием. Можно представить, как она была счастлива. 

Пётр Ильич и Антонина Ивановна обвенчались 6 июля 1877 года в церкви Святого Георгия в Москве на Малой Никитской улице.  Ему было 37 лет, ей - 29. Из приглашённых на  свадьбе присутствовали  лишь двое  — брат Чайковского Анатолий и  ученик-скрипач Иосиф Котек. Родственников и друзей поставили в известность  позже. Узнав о свадьбе, отец композитора Илья Петрович обрадовался и сказал сыну: "Я перекрестился и подпрыгнул даже от радости. Слава Богу! Господь да благословит тебя!"

После свадьбы Чайковский написал брату Анатолию: "Вдруг я почувствовал себя спокойным и довольным… Не понимаю, каким образом это случилось! Как бы то ни было, но с этого момента внезапно все вокруг просветлело и я почувствовал, что какая бы ни была моя жена, она моя жена и что в этом есть что-то совершенно нормальное, как и следует быть… Жена моя нисколько мне не противна…"

Но совместная жизнь молодых продолжилась недолго. Вскоре Пётр Ильич понял необдуманность  своего поступка, да и сочувствие к чувствам Антонины прошло. Не осталось ничего, что  могло бы связать  этих двух чужих по духу  людей. К тому же  братья Чайковского сразу невзлюбили Антонину и пытались рассорить брата с женой. Обстоятельства переплелись в такой тугой узел, что его можно было только разрубить: через два месяца после свадьбы, по свидетельству Николая Кашкина, Чайковский  совершил  попытку самоубийства.
 
Пётр Ильич и Антонина разошлись и стали жить врозь, не оформляя развод официально. Поэт К.Батюшков говорил: "Не иметь отвращения и любить — это большая разница".

Чайковский писал друзьям: "… я отдаю полную справедливость ее искреннему желанию быть для меня хорошей женой и другом, и… она не виновата в том, что я не нашел того, чего искал".
А она писала бывшему мужу: "О, если бы я захотела сделать зло Вам, я уже давно, давно бы его сделала. Но зачем я буду брать грех на душу? Какое право я имею судить Вас? Нас будет судить Бог…"
А братьям Чайковского сказала: "Вы все, вы убили мою жизнь!.."

Сам Пётр Ильич хорошо отзывался об Антонине Ивановне, беспокоился о её здоровье, посылал ей деньги  для достойного существования, но личных встреч избегал. Она продолжала писать  ему письма любви, которые надолго "выбивали его из колеи".   

После смерти Петра Ильича Антонина Ивановна написала о нём книгу воспоминаний, в которой очень хорошо отзывалась о муже, говоря, что "он был благородным человеком добрейшей души". Братья Чайковского  были очень недовольны и раскритиковали книгу.

Антонина Ивановна Милюкова (Чайковская) умерла 16 февраля 1917 года, пережив мужа на 24 года.

 Её книга воспоминаний о П.И. Чайковском вышла в свет в 1894 году, в 1913 была переиздана, но широкой известности не получила. Зато широко распространились  сплетни о нетрадиционной  ориентации Петра Ильича Чайковского, потому что люди обожают опорочить и унизить известных людей, цепляясь за маленькую ложь и раздувая её до большой якобы правды, да ещё подмешивают к ней собственные выдумки. Они и сейчас продолжают на все лады повторять  байки о сексуальной ориентации Чайковского, словно этим он и велик.

Пётр Ильич писал в одном из писем: "Я хотел бы женитьбой или вообще гласной связью с женщиной зажать рты всякой презренной твари, мнением которой я вовсе не дорожу, но которая может причинить огорчения людям, мне близким".


Рецензии
Очень понрааилось,спасибо большое дорогая,Мита
С теплом и уважением,

Марина Геннадиевна Куликова   08.01.2023 09:12     Заявить о нарушении
На это произведение написаны 3 рецензии, здесь отображается последняя, остальные - в полном списке.