Понемногу обо-всём. новеллы. юрий юсупов-4. 7. 01

                ПРОДОЛЖЕНИЕ.
                ===============

                МЫ ПРИОБРЕТАЕМ ЦЫПЛЯТ.
                ======================

           Мой друг и приятель- Сашка Степанов привёз на велосипеде,в деревянных
ящиках ,с нашей степной фермы - себе,мне и Гамиру Аптикаеву - суточных,жёлтых,цыплят-пуховичков,пород: БЕЛЫЙ ЛЕГГОРН и РУССКАЯ БЕЛАЯ.
           Неделю,до того,как мы приобрели цыплят,Гамир Аптикаев мне отдал свой
лишний сарай.Этот сарай был очень хороший,сухой,чистый и у него,помимо двери,ещё
была сетка,которая летом,выполняла функцию двери,а сама дверь была открыта.
           Точно такие сараи и были в городе Марганце,на Украине,где проходило моё
детство,на нашем,старом дворе.Такие сараи были очень удобны для разведения кур и
многие наши украинские соседи держали кур именно в таких сараях. Я был очень благодарен Гамиру Аптикаеву за сарай. Итак,у нас,стали жить цыплята-пуховички.
БЕЛЫЙ ЛЕГГОРН и РУССКАЯ БЕЛАЯ,- яйценоские породы кур и они созданы только для того,чтобы нести яйца. У всех яйценоских кур,- полностью отсутствует инстинкт насиживания яиц-инстинкт материнства и среди них,никогда нет квочек,наседок -вообще.Эти яйценоские породы,совершенно лишены гена,который ответственный за материнство и курицы только несутся,а насиживать они не могут вообще,так,как у них
- отсутствует инстинкт насиживания и квохтания - вообще!
Эти породы кур очень скороспелые и уже в возрасте 6 месяцев,молоденькие курочки,ещё сами цыплята,а уже начинают нести первые яички. Ещё гребешки и бородки не выросли,а они уже несутся. Первые их яички- маленькие и на скорлупе их могут
быть мазки крови,так,как у них яйцеводы имеют узкий проход,по которому идёт яичко. Проходит время,яички становятся крупнее,курочки -тоже вырастают и уже яйцевод полностью готов для того,чтобы яйца любого размера смогли проходить по нему и он становится,словно " резиновый "  и при выходе очень крупного яйца,у него-уже вены кровеносные перестают лопаться и из них кровь уже не выходит,как в первый раз,во -время начала яйценоскости.
               Время шло.Цыплята росли недружно. Одни были очень большие,другие
были средние,а третьи- вообще маленькие,хотя они были - одного возраста друг с другом. Это так бывает.Потом,к одному году жизни,их рост и величина полностью приходят в норму и они делаются одинакового роста.
                Когда мои цыплята оперились и у них выросло чисто-белое оперение,у петушков выросли  гребешки и бородки и они стали кукарекать неумелыми
голосками и топтать курочек,а также и драться между собой,чтобы в стае создать иерархию,где сильные цыплята подчинили себе- более слабых цыплят,так все куры в стаях живут,по законам иерархии,тогда я решил наметить петушков и курочек,чтобы их не перепутать с петушками и курочками Сашки Степанова и Гамирки Аптикаева.
                В детстве,я жил с родителями и старшей сестрой,в городе Марганце,на Украине и у нас и наших соседей,во дворе были сараи и держали кур разной окраски оперения,но на нашей половине двора,было чаще больше кур белой окраски оперения и я видел,как наши соседи делали наметки для своих кур.
                Соседи Памфиловские мазали курам и петуху,затылки ярко-розовой,
анилиновой краской. Соседка-тётя Тоня Ткаченчиха мазала своим курам затылки фиолетовым школьным чернилом,соседка-бабка Иваниха -мазала своим курам и петуху
затылки ярко-зелёной бриллиантовой зеленью (Зелёнкой),соседка- бвбка Субботиха-
мазала своим курам и петуху щитки крыльев метиленовой синькой и синькой для подсинения постиранного белья.
                Вспомнив это,я тоже достал чернильный карандаш. Снаружи - он выглядел как простой карандаш,но если его намочить,он становился синевато-голубым. Им,я и наметил своих петушков и курочек,намазав им затылки пятном тёмно-голубого цвета.
                Мы их,стали потихоньку ,резать на обед,сначала - петушков,которых у нас,из цыплят выросших,было больше,чем курочек.Когда мы с мамой- Блюмой Моисеевной Зофман-Садыковой резали петушков,я срезал им гребешки,чистил их от верхней кожицы и мы их варили с петушиным мясом.Такая традиция была у нас,ещё с Марганца,где мы жили на Украине,ещё при жизни нашего папы- Рагиба Румовича Садыкова. Отварные петушиные гребни - это изысканное лакомство. Гребешки очень вкусные  и нежные. В детстве,я и моя старшая сестра Хадича - обожали их есть и папа нам варил петушиные гребешки.
                Я считаю,что самое вкусное: эти петушиные отварные гребни ( пойдут и куриные,если они большие),отварной,коровий язык и отварное,коровье вымя,а также поджаренные,посыпанные солью,свиные шкварки,а также выбитый из косточки,отварной мозок,посыпанный солью.Вот такое,моё личное мнение.
                Наконец,наступила осень и начались холода. У нас остались три курочки-молодки: большая,средняя и совсем -маленькая. Чтобы им не было холодно,мы их взяли домой и держали в кладовке,которая освещалась светом и была очень тёплая и просторная.
                Лето очень быстро промелькнуло и вскоре начались осенние заморозки. Потом выпал первый снег.Наши три курочки были спасены от холода,в кладовке.Потом,на выходные,мы уехали в Салават.Когда приехали обратно...то обнаружили пропажу: большая курочка исчезла без следа,словно испарилась,остались
только средняя и маленькая- курочки.
                Вероятно ,в наше отсутствие,в наш рабочий дом,проник дед Ряскин
-муж тёти Дуси Степановой.Вот он,наверное и хапнул нашу большую и отличную курочку,оставив нам только тех,что были похуже. Он нам достал огромные туши бараньи,которые висели у нас в прихожей,подумаешь- курочка! На здоровье!
Что сделано,то сделано!Ни одна курочка не сравнится с огромными бараньими тушами,которые нам привёз дед Ряскин. Мама мне готовила из них,отличные бараньи
супы. После лыжных ,морозных прогулок,отлично поесть горячий,бараний суп! Это было огромное наслаждение и я ещё жарил очень вкусные бараньи шкварки и посыпал их солью.Это было очень вкусно!

                МОЯ РАБОТА.
                ===========

                В детском,зирганском ревмосанатории,я работал учителем и преподавал русский язык и Любовь Васильевна Воронина.Маму- Блюму Моисеевну Зофман-Садыкову  и
меня,- Любовь Васильевна Воронина возненавидела. По-видимому,она просто мне зави
довала,как я с детьми ,занимаюсь,играю на пианино и пою,готовлю с детьми ,концерты,спектакли,утренники,рассказываю им очень разные,интересные истории и т.д. А может быть,тогда у неё начинал развиваться рак.
               Позднее,Любовь Васильевна Воронина умерла от рака.Любовь Васильевна Воронина,была двойником актрисы- Натальи Богуновой и была на неё похожа,как две капли воды.Ученики были из разных классов,и двоечники и пятёрочники. Я запомнил некоторых,на всю жизнь: Надя Веселова,Катя Кудрева,две деревенские подружки-башкирки и не общавшиеся с другими детьми.
               Очень мне запомнились пятёрочники: Алёша Тептёв,Айрат Зайнуллин,двоечники: Миша Васильев,Иванов,Полуцыган и ещё дошкольник в то время-
- Серёжа Мельник,двоечник - Фанзиль,Лариса Прохорова,Лариса Доронина,Пальчикова и т.д.
Дисциплина у меня на уроке - была отличная и крепкая. Я был очень строгим и очень взыскательным педагогом. Никому поблажек не давал,ругал,часто наказывал,ставил в угол.
               Училась у меня,также и дочь моего старинного друга и приятеля,-
- Толика Шилова из ШРМ,где мы вместе с ним,учились в вечерней школе № 1,в Салавате.Дочку Толика Шилова,- звали - Элинкой,её назвали в честь актрисы- Элины Быстрицкой.
Однажды,Толик Шилов приехал к нам в детский,зирганский ревмосанаторий и очень удивился,увидев меня и маму -там.
               Толик Шилов был очень доволен,что именно я- являюсь учителем его дочери - Элинки Шиловой.

                ВЗРЫВ В КОТЕЛЬНОЙ.
                ==================

               Однажды,рано утром,наша кочегарша Усова вошла в котельную и зажгла по своему обыкновению,спичку.Раздался сильный и мощный взрыв,он вышиб оконную раму котельной,а саму кочегаршу Усову выбросило взрывной волной на снег.
               Одежда на Усовой,загорелась и она стала кататься и кувыркаться на снегу,чтобы снегом потушить разгорающееся пламя. Огонь погас,но кочегарша Усова
получила довольно сильные ожоги. Её увезли на Скорой помощи,в больницу.
               Пожарные быстро погасили в котельной,начинающийся пожар. Детей срочно вывезли в степь. Начался сильный холод. Вся неисправность была в старых трубах,изъеденных ржавщиной  и коррозией. Мы все стали в детском,зирганском ревмосанатории,в своих домах,- различными плитками,обогревателями,калориферами, и различной формы- каминами. Конечно это была достаточно серьёзная,стрессовая ситуация. Но мало-помалу,мы привыкли и к этому-тоже!

                РАБОТА ПРОДОЛЖАЕТСЯ.
                ====================

               Детей осталось у нас,очень мало и все - маленькие. Какая тут могла быть учёба в классе? Их нужно было только накормить,поразвлекать и уложить
спать. Так и закончилось моё учительство. Теперь,мы с мамой- Блюмой Моисеевной
Зофман-Садыковой,приходя на работу,только отрабатывали свою смену: мама- детским врачом-педиатором,а я - воспитателем-педагогом.
                Я играл на пианино,рассказывал детям различные истории из своего детства,пересказывал им книги,которые прочитал,рассказывал им случаи из жизни моих и соседских- кур и голубей. Детям было очень интересно. Потом,мы все смотрели телевизор. Потом,мы с мамой,уходили домой.
Так и продолжалось до весны.

                ( Продолжение следует).


Рецензии