Духовная лестница на примере алхимического текста

            Духовная лестница на примере алхимического текста.

             Уровни нравственности -  это ступени самосовершенствования, как эволюция  путём самовоспитания... Однако, прямой линии "восхождения" нет. Жизнь, бывает и ломает, и тогда вдруг неожиданно для самого себя обнажаются какие-то совершенно мерзкие черты, которые  были латентны, т,е. запрятаны где-то в недрах тени личности  (термин К.Г.Юнга), которые прятал, скрывал в себе, открещивался от них..., а   бывает, что тебя манёвренно  втаскивают в чужую игру, заставляя играть по чужим правилам, и ты понимаешь, что у тебя есть выбор:
а) принять их правила и стать частью этой системы,
б) какое-то время играть по навязанным тебе правилам, понять их, чтобы потом играть по своим,
в) остаться собой, сохраняя своё лицо, возможно потеряв при этом всё...
При первых двух вариантах "этапы нравственности" летят в "тар-тарары".
Можно ли за это осуждать? Нет.
Жизнь тестирует и посвящает... Неявное выражено символикой, знаками... Сакральные тексты говорят аллегориями.. 
События жизни также символичны...
Так например, круг, обозначающий всё и во вся, мистический символ, где сливаются небо, вечность и материя (вселенная), символизирует, что всё в круге и все в круге.. Сансара - круг, Уроборос - круг, но и кольцо от "Вия" тоже круг. Т,е. Круг это и ограничение тоже... А вот интересно: что там за кругом?....
Знаменитое алхимическое "из свинца в золото" - ни что иное, как внутренние процессы в сознании...  это можно продолжать долго, но...
Ни один внешний ритуал не посвятит тебя так, как ты это сделаешь сам, прокладывая собственную  дорогу...
            Обратимся к алхимическому тексту:

            "На определенном этапе алхимического делания застывший материал должен быть подвергнут прокаливанию (по-моему, эта стадия называется кальцинацией). То есть мы максимально сгущаем свою сущность. Как бы это объяснить... В общем, после долгих лет следования пути саморазвития, ты начинаешь понимать, что ангельские хоры не поют, левитация не выходит и вообще, в мире все меньше и меньше чудесного, непривычного, того, что ты привык принимать за контакт с богом. И ты начинаешь черстветь. Да, достаточно просветлённый, да, дошедший до некоторого уровня, но... что дальше? Продолжать жить по накатанной - скучно и не соответствует пути мистика (от кризиса к кризису), а направление движения к свету становится совсем уж непонятно. И вот тогда есть смысл максимально сгустить свою материальность, чтобы устать от нее и, оттолкнувшись от дна, выплыть, наконец, к настоящему, обыденному свету. Тому самому, который не впечатляет до неофитской дрожи, но который составляет собой все и без которого не может быть чувства наполненности. Нужно устать быть снобом, скептиком, гуру и прокалить свое сердце тайным огнем, обновив собственную природу. Огонь нужно разжигать медленно, чтобы поддерживать равномерное нагревание всей поверхности своего атанора. Ну вот я и свалился в патетику алхимических гримуаров.
Но самое главное, и самое неожиданное, случается, когда этот алхимический мир становится для тебя единственной объективной реальностью. До этого времени всё, в большей или меньшей степени, казалось искателю игрой и любой кризис проходил в режиме автопилота, потому что путь (Бог, Свет, вселенная) выводил искателя из любых тупиков. Но на определенном этапе и после определенного количества уроков нужно научиться быть не просто проводником света, но добывать его самостоятельно. Вот здесь и может повториться ситуация, подобная случившейся с главным героем "Ангела западного окна". Алхимик ждёт, но тайный огонь никак не пробуждается под его атанором, никто не посылает ему откровений, свет не приходит, реакции не идут. Это значит, что путь требует подтверждения убеждений действиями и ожидание здесь бесполезно. Собственно, дальнейшие действия зависят от того, в какой точке пути находится искатель и какое направление указует ему внутренний компас...", "Путь Святых Иоаннов".

             Это замечательный алхимический текст.
Вот только автор (наверно умышленно) кое-что не досказал... Что же?
              Например  то, что когда ты сгустишь материальность и устанешь от нее - ты, да, от нее оттолкнешься "к свету", но платой за это будет крах твоей материальной системы  (и в конце концов, в  мире материи ты  этим сильно подорвешь себя и вновь начнешь думать о материальном,  т.е. о том,  от чего ты с радостью оттолкнулся...). Не каждый выдержит это испытание,  поэтому, как говорится - возьми ответственность за последствия.
               Также  недосказано то, что достигнув "этой высоты", у путника наступает период отчаяния и сильной затяжной депрессии: он уже  не может быть прежним, но и сил "быть проводником света" тоже нет (материальная система-то рухнула, а куда ты в этом мире без нее?)., нет ни желаний, ни подкрепляющих убеждений...  Ничто не работает... Дружеские слова поддержки по сути  отстраненных  от тебя, твоих проблем и твоего состояния друзей ли,  "братьев","сестер" ли по духу, или прочих товарищей, тоже не действуют: ты вообще один и  словно завис между мирами... Помощи нет ниоткуда, и ты словно висишь, подвешанный в воздухе, цепляясь за невидимую ниточку... Насколько я понимаю,  часто это соответствует аркану Тарот  Повешанного, и  это может быть очень надолго.

"Мой голос тих. Я отыскал слова
В пустых зрачках полночного покоя.
Божественно пуста моя глава,
И вне меня безмолвие пустое.

Скажи, я прав, ведь эта пустота
И есть начало верного служенья,
И будет свет, и будет наполненье,
И вспыхнет Роза на груди Креста?

...Но нет ответа. Тянется покой,
И кажется – следит за мной Другой,
Внимательно и строго ожиданье,

И я уже на грани естества,
И с губ моих срываются слова,
Равновеликие холодному молчанью...",

C. Калугин
             Следующее, что не сказал автор - это то, что свои резервы кончаются...
Ошибка многих думать, что "взял, зажёг свой Свет да и делов-то.."
Особенно этим грешат начитавшиеся  рериховского пафоса  "светочи-светоносцы" , одержимые идеями "светить и вовлекать в свой Свет других"...  (еще одна из иллюзий "духовников", но по факту  довольно агрессивных людей).
На деле, кто действительно достиг этого этапа - испытывают состояние сродни умиранию ... И это очень тяжело: ведь горизонта не видно...и нет ничего, что бы тебя обнадёжило...
На этом этапе действовать не хочется,  и нет стил, и это невозможно... Надо пережить, если не сломаешься.
" Собственно, дальнейшие действия зависят от того, в какой точке пути находится искатель и какое направление указует ему внутренний компас...", здесь автор прав. Но часто и компас молчит, и интуиция тоже. И куда бы ты не двинул себя усилием воли - тебя словно выталкивают оттуда.
Этап Повешанного , ничего не сделаешь... Здесь учатся жертвенности, часто неблагодарной,  неоценённой, никому не нужной, но нужной тебе одному...
Скорее всего, когда-нибудь он закончится сам, естественным образом (если вылержишь), но когда это будет  - не знает никто...
На этот раз всё сказано удивительно верно.

"Я не такой как прежде,
И даже в словах молчанье,
Но отсутствие надежды
Это ещё не отчаянье.

Я отошёл от той меры,
Что жизни мерил теченье,
Но отказ от веры
Это ещё не отреченье.

Из движения вырванный,
Потому я и стал другим,
Но неудовлетворенность миром
Это ещё не недовольство им.

Всегда один между людьми,
С кем рядом не становись,
Но отсутствие любви
Это ещё не ненависть.

Опускаясь всё ниже и ниже,
Всё-таки продолжаю петь,
Но отрицание жизни 
Это ещё не смерть...",

Сергей Веселов

                Попадаешь как в чёрную дыру на очень долго,  на несколько лет (месяцами тут не отделаться). Рушится словно карточный домик  вообще всё, начиная от старых связей (рушатся знакомства, дружбы, обостряются разногласия с родственниками, потому что у них на тебя своя картина мира, пути   расходятся, становится понятно, что иллюзия общения не заменит качества  общения, если кто-то состоит  в браке - и брак полетит в тар-тарары, потому что псевдо отношения тебя больше не устроят), заканчивая полным разрушением представлений о себе, переживаниям глубинного одиночества, скорее всего, что и с  местом работы тоже будет полный крах. Это пройдёт цепочкой, где каждое её звено будет затрагивать и включать другое...
Вот это и есть то самое настоящее посвящение, в виде этого экзамена жизни, которое встретит в своей жизни дошедший до этого уровня человек . Одно из... 
Включится и физическое тело тоже, потому как оно первым отреагирует на то, что будет происходить в душе, психосоматику никто не отменял. Пока сознание всё осмыслит - физическое тело уже отреагирует...
В итоге в привычном для себя обществе ты станешь чужаком. Люди интуитивно это будут считывать и начнут сторониться тебя. У них появится сначала отчуждение от тебя, а потом неприязнь. Ты стал инаковый, а значет ты непонятен, а значит чем-то опасен ... Их эгрегоры начнут тебя вытеснять.
Это примерная общая схема, вся разница лишь в том насколько глубоко  тряханёт тебя этот процесс. Если процесс настоящий - тряханёт глубоко.
Внутренние ломки тоже будут сильны.. Ты будешь искать причины в себе, винить себя, но в тоже время ты будешь понимать, что всё равно не сможешь уже быть другим... Одиночество заставит тебя тянуться к людям, но чаще всего за свою доброту ты будешь получать скорее что извращенные  откаты...
Круг общения очень сузится. Хорошо, если там вообще кто-то останется. Если такой человек найдется - береги его, это Твой человек  (не зависимо от пола и возраста).
Ты начнёшь видеть людей... Видеть их суть,  снимая каждый раз своим внутренним зрением всю шелуху  их имиджа  (манерность, одежду, косметику - если это женщины, внешнюю приветливость и всё прочее), ты будешь смотреть прямо в сердцевину...  Игры людей  перестанут ппедставлять  всякий интерес... Но от этого твоё одиночество будет  лишь сильнее...
            К этапу полнейшего одиночества в разных эзо-традициях подходят по-разному.
Кто-то проходит испытание одиночеством в социуме, а кто-то умышленно лишает себя всякой связи с миром. Вот как описывает этот этап на своём пути великий тибетский мастер:
"Я прожил в гроте три года. Всё это время я питался сосновыми иголками и зелёными побегами травы, а питьём моим была вода из горных ручьёв. Со временем мои штаны и башмаки износились, и у меня осталась только ряса, прикрывавшая тело. Мои волосы и борода отрасли более чем на фут, так что я завязывал волосы в узел. Мой взор стал огненным и пронзительным настолько, что те, кто меня видел, принимали меня за горного духа и убегали. Таким образом, я избегал разговоров с посторонними.
В течение первого и второго года моего затворничества я испытал много необычных переживаний, но я воздерживался от их анализа и прогонял их, фокусируя ум в одной точке воспеванием имени Будды. В горных далях и среди болот на меня не набрасывались тигры и волки, меня не кусали змеи и насекомые. Я не жаждал ничьей симпатии и не ел домашней пищи. Лёжа на земле и глядя в небо, я чувствовал, что вобрал в себя мириады вещей. Я испытывал огромную радость, будто был дэвом (богом) четвёртого неба дхьяны. Я считал, что самым большим бедствием для мирского человека является наличие у него рта и тела. Я вспомнил одного древнего мудреца, который сказал, что его нищенская чаша может “заглушить звон тысяч колоколов”. Поскольку у меня не было даже чаши, я испытывал безмерную свободу и ничто мне не могло помешать. Таким образом, ум мой был чист и свободен, и с каждым днём я становился сильнее.
Зрение и слух обострились, походка стала лёгкой настолько, что мне казалось, будто я летаю по воздуху. Казалось необъяснимым, каким образом мне удалось достичь такого состояния. На третий год я мог, совершенно не уставая, в своё удовольствие, передвигаться с места на место на любые расстояния, куда захочу. Было много гор, на которых можно было остановиться, и диких трав, которыми можно было питаться, так что я отправился странствовать по разным местам. Так незаметно прошёл год.

— Мои 28-й, 29-й и 30-й годы (1867-1870; мастер Чань Сюй-Юнь).

                Ну и по  этой затронутой теме конечно впечатляет мудрость Гаутамы Сиддхартха
"Победи себя - и ты выиграешь тысячи битв".
В этой фразе глубинный смысл.
              Впрочем, от Гаутамы перенесёмся к западным философам)
Здесь очень уместно провести паралель, например с Ницше.
Ницше презирает аспект самолюбования, он пишет: "даже когда человек сидит на вершине горы и занимается медитацией, он на самом деле любуется собой: «смотрите, как я возвышаюсь над всеми вами, ведь я медитирую здесь на верху, а вы все там-внизу у подножия..."
Поэтому думать о некой своей "Высшей сущности", или как это нам кажется - что-то делать относительно её -  это ещё не означает приближаться к ней).
              По сути, все мы шуты/дураки в этом мире... И большинство так и умрут полными дураками... Арена Тарот "Дурак" символично обозначает карту:
Дурак стоит одной ногой перед обрывом, сейчас от земли оттолкнется вторая нога и сделает этот шаг в пропасть.. Собака умнее: инстинктивным умом животного она предупреждает... Но дурак не знает сомнений... Радужные перспективы,  как он их видит, полностью затуманили его мозг.
Дурак никакой не бунтарь - он просто дурак.
Идеально описание Успенского к этой карте:

            П.Д. Успенский:
"И я увидел другого человека.
Усталый, хромая, тащился он по пыльной дороге, через пустынную равнину под палящими лучами солнца.
Бессмысленно глядя в сторону остановившимися глазами с полуулыбкой, полугримасой, застывшей на лице, плелся он, сам не видя и не зная куда, погруженный в свои химерические грезы, вечно ходящие по одному кругу.
Дурацкий колпак с погремушками, надетый задом наперед, сидел у него на голове; все платье его было разорвано сзади; дикая рысь с горящими глазами прыгала на него из-за камня и впивалась зубами ему в ногу.
Он спотыкался, чуть не падая, но тащился дальше, держа на плече мешок с ненужными, бесполезными вещами, таскать которые заставило его одно его безумие.
И впереди дорогу пересекала расщелина. Глубокая пропасть ожидала безумного путника. И, разевая пасть, из пропасти выползал огромный крокодил. И я услышал Голос, который говорил мне:
- Смотри! Это тот же Человек! Все путалось у меня в голове.
- А что у него в мешке? - спросил я, сам не зная зачем. После долгого молчания Голос ответил:
- Четыре магических символа: Жезл, Чаша, меч и пентакль.

Безумный всегда носил их с собой. Но он не понимает, что они значат.
Разве ты не видишь, что это ты сам?
И, весь содрогаясь, я чувствовал, что это тоже я....", описание Успенского.

           Поэтому, чтобы на самом деле что-то изменилось в себе самом- надо очень устать от себя самого (это первое условие). А чтобы устать...
Перед этим духовным плато есть еще три условия:
а) надо допустить в себе наличие чего-то очень нелицеприятного, например,  тех довольно мерзких качеств, которые мы отрицаем в себе, но презираем в других.
б)  после того, как допустил - принять это в себе. Это следующая ступень - принять и осознать наличие.
в) осознав - ощутить сильное разочарование...в себе самом. 
И только после этого, человек подходит к тому, что ошущает сначала  усталость. Усталость от самого себя. Он больше не хочет быть таким...
Ну а дальше..Дальше начинается тяжелый период (о нем было сказано выше). Когда рушится всё, что было выстроено на той "модели тебя".
Далее...
Все знают эту фразу Ницше
"С человеком происходит то же, что и с деревом. Чем больше стремится он вверх, к свету, тем глубже впиваются корни его в землю, вниз, в мрак и глубину, — ко злу."
Ницше  говорит аллегориями. 
Изначально цитируемая  фраза указывает на то, что пока человек не вытащит и не переработает свою "тень личности ",  свой глубинный айсберг - это будет укоренять его в той "тьме", которую он скрывает даже от самого себя, не желая в себе признавать это. То есть, срабатывает некий закон компенсации:чем одна часть тебя тянется "к выше", тем другая, отвергнутая тобой уходит "к глубже".
            Примерно о том же сказал Гроф:
"Подлинное мужество состоит не в героических усилиях, направленных на достижение внешних целей, а в решимости пройти через ужасный опыт столкновения с самим собой. До тех пор, пока индивид не найдет свою истинную сущность в себе самом, любые попытки придать жизни смысл через манипуляции во внешнем мире и достижение внешних целей останутся бесплодным и в конечном счете обреченным на поражение".
              Очень точно этот момент выразил Юнг:
"Я удивлен, я разочарован и я доволен собой. Я несчастен, подавлен и я с надеждой смотрю в будущее. Я - все это вместе, и мне не под силу сложить это воедино. Я не способен объяснить конечную пользу или бесполезность; мне не дано понять, в чем моя ценность и в чем ценность моей жизни. Я ни в чем не уверен. У меня нет определенных убеждений в отношении чего бы то ни было, нет и абсолютной уверенности. Я знаю только, что я родился и что существую, что меня несет этот поток. Я не могу знать, почему это так. И все же, несмотря на всю неуверенность, я чувствую некую прочность и последовательность в своем самостоянии и в своем бытии", Карл Юнг.

              Этот отрывок Карла Юнга к тому, что сами великие люди зачастую не считали себя никакими "светочами",  мало того,  чаще всего  их вклад в человечество   был оценён лишь посмертно...  Но каждый из них делал своё дело ...Таланты и гении  жили в нищете...
Паганини "благодарные люди" считали дьяволом, а потом   отказывались хоронить...
               Пафосники же , напротив, провозглашая себя светоносцами,  присваивали себе чужие труды или мысли и старались собрать себе аудиторию, поклонников , последователей,  учеников, итд. ..
Здесь встает вопрос различения "кто есть кто"...
Следущее....
Важный момент тоже: далеко не всегда  человек, пишущий о духовности, являющийся по сути учителем этой духовности,  духовен на самом деле. В жизни может быть всё с точностью до наоборот. Достаточно привести в пример Льва Толстого, или Достоевского. ..ну и многих других также...
Поэтому....моё мнение: свой критический  взор надо обращать и на других, и  на себя. На других - чтобы не впадать в иллюзию "желаемого за действительное" ,  не дорисовывать  человека, не очаровываться так, что потом будет больно от разочарования, а на себя - чтобы не возводить на пьедестал самого себя, как это часто бывает...
              Создавая  же что-то - вложить туда часть души, этого уже много...
В плане общения...
Здесь всё и просто, и трудно одновременно. По-возможности оградить себя от ненужного (как пустое время провождение)  либо деструктивного общения - уже хорошо, потому как побыть одному с собственными мыслями - куда будет более продуктивным ...
Спасет ли мир красота?..
Мир спасёт доброта, не важно гений ты, или простой трудяга...
               Кто-то из знакомых рассказывая мне про кого-то,  сказал одну фразу "И что его жизнь? Родился - никто не заметил, умер - никто не заплакал, ну может только родственники вздохули, что жизнь коротка, и всё на этом".
К сожалению,  это очень частый случай.
             Поэтому, чтобы так не было, снова встает вопрос о  собственном вкладе в человеческую матрицу...
То, что ты сделаешь от сердца, или то, куда  ты сумеешь вложить свою душу ...
То и ценно, в том и будет твой свет...


*
Эта работа написана с мобильного телефона, поэтому возможна целая куча опечаток и нелепых ошибок.
По-возможности буду исправлять недочёты.


Рецензии