Бабушка

«А что мы сегодня делать будем? Мы пойдем гулять? Можно я порисую?» - Даша сыпала вопросами, не дожидаясь, когда бабушка ей ответит, а просто спрашивала.
 Она была счастлива, сегодня вместо детского сада её привели к бабушке и дедушке. Родители затеяли ремонт и её, как самую маленькую, чтоб не мешалась под ногами и не дышала краской, передали на воспитание любимой бабули.
«Ба! А что ты делаешь? А давай я тебе помогу, - щебетала девочка, засовывая свой любопытный нос в маленькие ящички кухонного буфета. Не увидев там конфет, она обошла бабушку с другой стороны и продолжила, - бабуль, ну давай я тебе помогу».
Бабушка, спокойно прибрав на кухонном столе после завтрака Дашули и выслушав сто тысяч вопросов любимой внучки, достала лежащую на холодильнике тетрадку и пару шариковых ручек.
«Пойдем-ка, солнышко, покажешь мне старой чему тебя в садике научили. Мама сказала, ты буквы теперь знаешь и даже меня научить можешь».
Даша немного смутилась.
«Я? – И неуверенно кивнув, добавила, - я немного, совсем чуть-чуть, ба».
Переместившись в гостиную за большой обеденный стол, Даша раскрыла тетрадь. Пока бабушка ходила в поисках своих очков, девочка успела порисовать. На тетрадном листочке появилось кривое солнышко с косыми лучами, маленький домик с трубой, пара елочек и несколько цветочков на тонких ножках.
«Ну, вот и я, - бодрым голосом отозвалась бабушка, подсаживаясь к столу, - теперь можно и буковки писать». Она надела очки и привычным быстрым движением причесала волосы красивой гребеночкой, закрепив её на волосах, чтоб те не падали на глаза, и взяла ручку.
Даша, как завороженная смотрела на бабушку. Ей очень нравились красивые бабушкины гребешки и гребеночки.
«Показывай!» – Весело сказала бабушка. Внучка встрепенулась и переключила внимание на тетрадку, лелея в своем сердце мечту, что, когда она вырастет, бабуля обязательно подарит ей один из своих гребешков. Похвалив внучку за красивый рисунок, бабушка перелистнула страничку и, как прилежный ученик, начала старательно выводить буквы по Дашиному совету.
«Нет! Не так, бабуля! Ты неправильно пишешь, - приговаривала маленькая Даша, внимательно рассматривая прописанную букву «Ш» на тетрадном листе, — вот, смотри, ба, как надо». И Даша, с трудом держа ручку еще неловкими пальчиками, прописала, приговаривая: «Один, два, - от усердия девочка даже немного пыхтела, склоняясь над тетрадкой, – три, и еще вот сюда палочку пишем - четыре».
Девочка облегченно выдохнула и показала прописанную букву бабушке. Та, посмотрев, что написала внучка, важно протерла очки, еще раз посмотрела на буковку и вдруг возразила: «Ну и совсем не так! Правильно писать вот как: одна, две, три, четыре», — и аккуратно прописала четыре вертикальные палочки на одной горизонтальной.
Даша рассмеялась.
«Бабуля! Как же так? Нас в садике учили, я точно знаю, что палочек – три», - и снова прописала букву «Ш» только чуть быстрее и увереннее.
«А вот и нет, - с лукавым прищуром ответила бабушка и еще раз написала букву из четырех вертикальных палочек, – ты же сама считала: один, два, три, четыре».
Даша сердито пыхтела.
«Хорошо, Дашенька, научи меня писать грамотно, а то я, видать, совсем буквы позабыла. Я ведь в школе-то всего три класса закончила, да и давно это было. Давай ты на листочке пиши, а я ненадолго схожу на кухню, а потом посмотрю и обязательно научусь».
Услышав такие слова, девочка немного растерялась и задумалась, жалко ей стало любимую бабушку: «Все вокруг буквы знают, читать могут, а бабушка – нет. Нехорошо это. Она ведь ни книжку, ни газетку прочитать не может. Вон их на столе сколько лежит. А если Даша вдруг далеко уедет и письмо напишет, как же бабуля его прочитает?»
Дашенька сама совсем недавно начала изучать азбуку, и знала далеко не все буковки, а только Д, А, Ш, П и М, но у неё уже получалось их писать и даже складывать в слоги. Посмотрев на бабушку серьезным и внимательным взглядом, девчушка утвердительно кивнула, решив, что она обязательно научит бабулю и читать, и писать, и сказки сочинять. Сядут они тогда на диванчик в обнимочку и будут друг другу книжки читать.
Пока Даша писала буковки, бабушка успела сходить на кухню, погреметь кастрюльками и вернуться обратно. В комнату она вошла с маленькой баночкой из-под яблочного пюре, наполненной водой, в одной руке и серой маленькой коробочкой новых акварельных красок в другой. Дашины глаза засияли. Показалось, что она даже взвизгнула от счастья.
Бабушка поставила баночку на стол, положила рядом краски и перевела взгляд на тетрадочку: «Ну что, моя хорошая, написала для меня буковки? Устала наверное? Давай дадим пальчикам отдохнуть, а потом порисуешь красками. Пойдем на кухню, я тебя покормлю. Время пролетело, мы и не заметили». Из кухни пахло чем-то знакомым и очень вкусным. Дашенька, почувствовав, что проголодалась пока писала буквы, без колебаний слезла с высокого стула и побежала вперед бабушки мыть руки, а потом и за стол. За свой стол!
Когда дед и вся семья были на работе, бабушка делала для Даши «персональный столик». Кухня была маленькой, но обедать в комнате было не принято. На разделочном столе бабушка обычно что-то готовила, поэтому для внучки она брала большой стул с высокой спинкой, ставила его возле окна, покрывала красивой салфеточкой и приставляла к нему маленький детский стульчик. Они всегда старались быть поближе друг к другу, Даше было повеселее, бабушке спокойнее.
Забежав на кухню, Даша увидела свой персональный столик, а на нем тарелочку с любимыми бабушкиными пельмешками, как всегда маленькими и ровными. Вверх клубился теплый пар с ароматом пельмешек и лаврового листа. Он уже давно добрался до Дашиного носа и манил её. Выдав внучке полюбившуюся той дедовскую вилку и налив в блюдце сметанки, бабуля присела на табурет рядом.
Перерыв оказался коротким. Внучка, довольно ловко выковыряв из пельменей мяско, съела со сметаной все тесто и довольная принесла бабушке тарелку. Знала бабушка, что это старшие братья её так есть научили. «Девчушка мяско достанет, а эти оглоеды и рады, с её тарелки его вытаскают да съедят», - сердилась бабушка. Но Даше и не жалко было: «Самое вкусное, бабуля – это тесто, а его я съела». Так было и в этот раз.
«Спасибо!» - защебетала девочка, прижавшись к бабушке.
«На здоровье, лапушка!» - и бабушка мягкими руками обняла Дашу, погладила её по голове и поцеловала в самую маковку.
«Бабуль, а сейчас рисовать можно?»
«А в садике у вас в это время тихий час. Может, поспишь?» - в надежде спросила бабушка.
«Я чуть-чуть, только солнышко, а потом поспим. Можно?»
Такой вариант устраивал обеих, и бабушка охотно согласилась.
Даша, дождавшись долгожданного момента, открыла новые краски. В середине коробочки лежала кисточка. Перевернув лист тетради, девочка нарисовала солнышко, как и договаривалась с бабушкой. Но почему-то оно получилось кривое. Маленькая художница еще раз набрала на кисточку краску и нарисовала полукруг сначала в одну сторону, потом в другую, затем попыталась закрасить серединку, но получилось что-то совсем не похожее на солнце. Тем временем, приготовив для внучки кроватку, к столу подошла бабушка.
«У меня не получается», - Даша чуть не плакала.
«Может, я попробую?»
Бабушка взяла кисточку, обмакнула её в краске, поставила вертикально на лист бумаги и быстрым движением повернула её, как волчок. На Дашу смотрело круглое солнышко, как раз такое, как она хотела. Заметив, что внучке понравилось, бабушка повторила то же самое еще раз. И рядом появилось еще одно.
Даша повеселела и уже сама держала в руках вредную кисточку, которая все время норовила выскользнуть из рук. Она обмакнула кисть в желтую краску, поставила вертикально и медленно, придерживая второй рукой, повернула кисточку, как учила бабушка. На листе появилось еще одно круглое веселое солнышко. Девочка повторила фокус одной рукой и через минуту с листа смотрела уже целая поляна солнышек.

***
Даша почти закончила генеральную уборку. Оставались только антресоли старого шкафа, на которых хранились старые семейные альбомы, и еще какие-то мелочи. Девушка отложила тряпку и достала альбом, тот, что лежал ближе всех. Старые черно-белые фотографии. Родные любимые лица. Большая семья и все еще живы. "Сколько лет уж прошло?" - Даша смотрела на помутневшие от времени фотографии. Воспоминания уносили далеко-далеко: вот ей всего год, и она на коленках у любимой бабушки, а здесь ей около трех, и она шагает с мамой за ручку, а вокруг весна и солнце, а вот ей уже пять, и она в детском саду на Новогодней елке.
Несколько фото лежало вне рамок. Даша помнила откуда они, но почему-то раньше не обращала внимания, что с обратной стороны все фотографии подписаны: «Мам! А кто подписал эти фотографии? Это ведь не твой почерк?»
В комнату вошла мама.
«Бабушка».
Даша замолчала.
«Успела. Научилась, - пронеслось в голове Даши, — значит у нас получилось. Только не я ей, а она мне весточку отправила».
«Знаешь, мам, а ведь писать и рисовать солнышко меня научила бабушка, самое тёплое солнышко на свете».


Рецензии
Елена, талантливое, светлое, доброе повествование!
Очень понравилось!
Спасибо!
По душе пришлось!
Будьте счастливы!

Пожалуйста, послушайте мою песню "Письмо маме"
Ссылка в Ютубе: письмо маме 1 - you tube
Там на фото пожилая женщина в платке.
С уважением, С.Т.!

Тёплый Сергей   13.04.2023 18:32     Заявить о нарушении