Из детского дома

                1.
 Работать в детском доме-интернате для умственно-отсталых детей страшно.И как бы работающие там люди не говорили о доброте этих детей,это обман чистой воды.Приходят туда за большой зарплатой или если в своей семье есть такой ребенок,которого любишь как больного,заранее уговаривая себя все ему прощать.Судьба приводит туда и тех,кто в детстве поразился какой-либо жестокости по отношению к живому существу.Но вдруг если появляются здесь добрые люди по благородству души,то им выпадают сильные страдания.
  Жизнь для того и дается,чтобы решать проблемы.А вот такая проблема:родился ребенок идиот,как называли их в начале девятнадцатого века,или с синдромом Дауна-дауненок, или с гидроцефалией-огромной головой,или наоборот с узенькой головкой недоразвитой.В роддоме таких детей сразу предлагают оставить,чтобы потом поместить в дом малютки,детский дом,после в психоневрологический диспансер.Родителей пугают невозможностью воспитания таких детей.Отказники,так из называют,обижены матерью,может своим поведением во время беременности,может безответственностью в половых связях.Биополе,связывающее мать и дитя,нарушается.Малыш страдает, и добавляется глухота,слепота,припадки.
  Иногда такого ребенка не боятся и берут домой.Это человек будет добрым.А те дети,которых до пяти лет держат в доме малютки,продолжают впитывать в себя нелюбовь окружающих.В них поселяется животный страх смерти.Дети  боятся по-разному.У многих болит желудок,слабо перерабатывают пищу.Они едят и срыгивают.Едят много,даже несъедобное,например,бумагу.Кто-то не слушает окружающих их взрослых,для того,чтобы обратить на себя внимание.Есть дети-молчуны,бояться говорить,и говорят только глазами.Наказаний боятся все,но провоцируют старших,чтобы их наказали.
   Глаза больных детей очень красивые,лучистые,они внимательные ,любопытные.Свет этих глаз искрящийся,глубоко входящий в душу.Глаза не забываются,в них любовь Бога.Хочется поцеловать ребенка прямо в глаза,прижать к себе,защитить от холодного мира.
   Когда детям четыре-пять лет,они живут семейной группой.Не случайно,занимают они в детском доме первый этаж.В палате по десять душ.У них есть спальня,кухня и игровая комната с игрушками.С ними находятся на смене няня и воспитатель.
   В одной из таких групп я работала три года и забыть это время не могу.В детском доме эти группы  называют милосердие.Самыми замечаемыми детьми являются говорящие дети.Это Никита и Алина.Никита Вишняков ,девятилетний мальчик,больше всех и лучше всех помогал старшим по хозяйству.Но не любил,если хвалили не его.Старался быть лучшим.Собратьев мог втихаря обидеть.Его любили и уважали,обращались за помощью.Такой вот тип активной депрессии жил в Никите по вине матери наркоманки.
  Девочка Алина Мигунова,которая говорила и даже пела,была слепой и очень эмоционально-неустойчивой.Переходя от одной деятельности к другой она кричала,брыкалась,дралась.В постели писалась.Но если с ней разговариваешь,она и могла обнять тебя .Такая испуганная утренняя подмерзшая птичка.
  Остальные дети молчали.Неудивительно.У Толи Кусенкова мать-алкоголичка посадила сына в собачью будку.Худенький нервный одиннадцатилетний мальчик ел из тарелки ,наклоняясь над нею,без ложки,помогая брать еду худенькими пальчиками.Как не пытались вложить в пальчики ложку,ничего не выходило.Поэтому его и Алину кормили няня или воспитатель с ложки.
   Настя Чернобривцева,хорошенькая шестилетняя девочка,ела все подряд.Могла съесть кусочек известки,какую -нибудь соринку с пола.Из тарелки она ела сама ложкой,и после еды долго сидела на горшке,потому что животик у нее был оперированным.Когда-то она уже что-то съела и чуть не умерла.Такой нежный черноглазый кругленький карапузик эта Настя.Вполне могла бы жить дома,и была бы сообразительней,чем в чужом доме.Молодые родители испугались,что родился дауненок,и отказались от нее.
   Саша Кокорина,семнадцатилетняя девочка,верхняя половина тела как у взрослой,а ноги и руки маленькие.Взбалмошная и обидчивая,Саша постоянно улыбалась.Когда злилась,могла укусить.Конечно,ее надо было перевести из палаты милосердия на второй подростковый этаж,но ее жалели за безобидность и больной желудок и оставили с малышами до конца,пока не увезли во взрослый диспансер. Няни говорили,что там ее кто-нибудь буйный изнасилует,а потом выкинет в окно.Значит были такие случаи.
    Два мальчика Петя Кручин и Коля Панин были интеллигентно красивыми,от таких детей отказываются интеллигентные родители,чтобы не стыдно было за них перед окружающими,и стараются отправить в далекие детские дома,не видеть и не слышать,  и забыть о их существовании.Им было по восемь лет.Оба были скромными,но капризными,с трудом слушались.на прогулке настроение у них заметно улучшалось,они играли в мячик,смеялись.Наверное,были бы избалованными детьми.
   Надя Боженко похожа на деревенскую девочку,буйная,энергичная,вокруг нее всегда что-то падало,ломалось.Свою порцию она съедала первой и просила добавки.Ела неаккуратно,и когда ей делали замечания,громко психовала.Никогда не наедалась,всегда выхватывала еду у других и моментально проглатывала.На занятиях повторяла показываемые движения,но быстро их забывала.И на следующем занятии снова надо было показывать.
  Лиза Чойкина была самой нервной.Она злилась,кусалась,дралась,не выносила дисциплину.Ей было тринадцать лет,но она не одевалась сама.Приходилось садить ее на колени и одевать.Когда она была в кровати,она скручивалась в одну или другую сторону и произносила трубные звуки.Конечно, у девочки было ДЦП,она не справлялась с болезнью,а нам было трудно справиться с ней. Она последней засыпала и первой просыпалась.Сон несколько смягчал ее характер.Да и другим детям дневной сон помогал.Первые полчаса после сна они были добры и веселы.
   Самой маленькой в группе  была Марина Бузенкова.Такая Дюймовочка на необычный лад.Она тоже была дауненком,а маленькие они хорошенькие.Кукла да и все тут!
  На заре создания детских домов для детей с ментальными отклонениями,как называют их сейчас,обращению с такими детьми учили.В наше время достаточно педагогического образования для завуча и воспитателей,для няни и охранника чем меньше классов,тем лучше,а в администрации сплошь бухгалтеры.Несоответствие занимаемой должности полнейшее!Откуда же взяться правильному подходу к без того испорченной психике детей.
  В нашем детском доме худо-бедно справлялись с кормлением,засыпанием,прогулками,занятиями детей на уровне два плюс два.Шли за детьми:пишет ребенок-пусть всегда списывает тексты,рисует-вот краски,лепит-лепи.Учить этих детей-нервы портить.Зато праздники проводились очень хорошо.Дети,которые читали стихи,танцевали,тренировались участвовали постоянно.Но это в подростковом возрасте. А наши малыши мало что умели,поэтому на все смотрели.Мы придумали для них кукольный театр ,в котором переиграли все народные сказки.Сами воспитатели пели,танцевали,участвовали в постановках.Мой Никита Вишняков показывал спортивные упражнения.Его звали подростки Паучком,так как его ноги были как тонкие лапки и не росли.Врачи определили,что это навсегда.Но я поддерживала в нем дух победы и говорила,что все можно исправить.Мы с удовольствием занимались с ним зарядкой.В определенные дни я водила его на массаж.На прогулки он ездил в кресле,но много шевелился,играл в подвижные игры.Благодаря разнообразной деятельности Никита не стал замкнутым,а оказался общительным человеком.Когда ему исполнилось пятнадцать лет,его забрали в семью.Теперь у него есть мама и папа.Но он очень хочет найти меня,свою воспитательницу,которую он звал Геннадьевной.А я знаю про него все,но не хочу объявляться,потому что тяжело вспоминать мою историю.
  Меня просто лишили детей,к которым я приросла душой.Из-за чьей-то зависти или злобы благодаря няне,которая постоянно жаловалась начальству на меня.
  Прошли годы.Я вспоминаю,как мои дети засыпали.Я их звала"цветочки"
  -Цветочки,фея пришла,сон принесла...
  А Никита или Алина вторили мне:
  -Сон принесла,всем спать...
                2.
                БЕЛОЕ ВРЕМЯ
                Белое время пришло и осталось,
                Страница пустая легла перед нами,
                То,что прожили все без остатка,
                В архиве на полочке следы заметает.
                ПРИПЕВ:
                Кошки мяукают звонче,
                Собаки людей догоняют,
                Звери выходят в город,
                Собраться все вместе решают.

                Новое время без тайн не бывает,
                Позже поймем,что с нами случится,   
                Куда нас направят свежие силы,
                Кто хочет с мольбой обратиться.
                ПРИПЕВ:
                Тонкие нити вьются меж нами,
                Светлыми мыслями их задеваем,
                Созвездия молча за всем наблюдают,
                Советы извне головы получают.
                ПРИПЕВ:
                Время от времени вьюги бывают,
                Пугаются в шуме мысли,мечтания,
                Кажется людям,что так уже было,
                В родные пенаты мы возвращаемся.
                ПРИПЕВ:
    Сочинить песню не трудно,а вот спеть ее,чтобы понравилась и запомнилась,труд двойной.В детском доме существовали поры творческой деятельности.Пели,танцевали,читали стихотворения дети с особым вдохновением.Потому что они хотели быть талантливыми,как другие дети,которых они видели по телевизору.
    В детском доме была ставки музыкального руководителя и танцевального.Музыкой занимался Василий Николаевич Красовский,пятидесятишестилетний симпатичный высокий мужчина,играющий на баяне и с удовольствием исполняющий свои и чужие песни.Танцевальным руководителем была Лариса Петровна Исаева,которая работала и воспитателем.Этих педагогов любили в детском доме все.От них шла особенная энергетика.И песню,которую я сочинила,исполнили в словах и танце.Получился танец белых медведей.И происходило это на новогоднем утреннике,на который мы пошли всей группой,но не в зал на первом этаже милосердия,а на втором этаже реабилитации.Как терпеливо наряжались дети,чтобы быть красивыми:у девочек были завязаны банты,у мальчиков бабочки на рубашках.
    Медленно передвигаясь,мы поднялись на второй этаж,потом в зал,и сели в один ряд.Дети держали друг друга за руки,волнуясь от новизны и необычности обстановки.В концерте участвовали воспитатели и дети.В конце всех пригласили потанцевать.И наши дети очень старательно топали ножками и махали ручками.
   Радость,создаваемая на праздниках,компенсировала все другие недостатки воспитания и обучения.С какой нежностью и любовью дети средних и старших групп относились к младшим.Пропускали вперед,носили на руках,смотрели,чтоб малышей не обижали.Социальная адаптация осуществлялась без каких-либо требований.Дети ощущали себя большой семьей,и в этом была их сила.
   В детском доме для больных детей два мира:мир детей и мир взрослых.Но как везде среди людей есть конфликты.Ссоры между детьми происходят постоянно,так как дети невыдержанны и,кажется,что им нравится ругаться.На самом деле они страдают от шума,беспокойства,силенок у них маловато.И если не присечь ссору на первых минутах,то она перерастет в драку.Понимание этого приходит к воспитателю не сразу.Сначала на его глазах происходят битвы между детьми.Вот когда надо не жалея себя встать грудью на защиту слабого.Свидетелями такого ужаса бывает каждый воспитатель.И по-разному ответит душа его на такое событие.После этого любому здравомыслящему человеку хочется покинуть место события.Но надо быть здесь,влиять на будущее .Каждый ,соприкасающийся с этими детьми,выбирает свою тактику.Вот воспитатель приносит в группу угощение.Другой работник бани надевает  наушники и не слышит детей.Третий пугает их строгостью.Но есть еще общение взрослых между собой.И тут вход идут подглядывания,подслушивания и вываливание грязного белья перед другими.У нормального человека нервы сдают быстро.Долго работают только сами ненормальные.Такими чаще всего становятся в процессе труда.
   А сколько соблазнов окружают?Дети получают пенсии,которые многие годы не контролировались.Один директор заявил,что воспитанники сами делали подарки для детского дома в благодарность.Но эти дети были лежачими и не смыслящими.
   Детей берут под опеку.Значит получают их пенсии.И вдруг взрослый крепкий вполне адекватный парень тонет в реке.А в другой семье ребенка избивают.А в третьей семье двоих детей убивают.Неужели опекуны брали детей для осуществления жестокости?Или не выдержали испытания?
   Все действия требуют порядка.Когда у человека горе,его не трогают,дают это горе пережить.И спрашивают,пережил ли?Радость тоже надо прожить и вернуться к обычной спокойной с определенным выработанным порядком жизни.Взрослые ответственны за порядок,а дети ответственны за его выполнение.
   Из детского дома можно выйти в свободную жизнь.И ребенку и взрослому.Те ,которые научились соблюдать порядок,будут сеять его вокруг.И такие бывшие воспитанники живут у нас в городе.Они получили квартиры от государства.И пусть они будут счастливы,многое пережив,научившись себя обслуживать и трудиться.Те,кто остались в детском доме,еще нуждаются в помощи порядочных людей. 


Рецензии