История одной фотографии
На обратной стороне была надпись карандашом.
Дом приемов. М.О. 1974 год…
История этой фотографии вполне могла быть криминальной.
Объект готовили к сдаче и охраняли.
Для допуска на площадку, заранее заказывали пропуск, при себе должен быть паспорт.
Естественно, ни о какой фотосъемке и речи не могло быть, объект режимный,
«Дом приемов министра обороны СССР», с кинозалом.
Но поздно вечером, когда все рабочие покинули это здание, один человек, фотоаппаратом ФЭД, сделал единственный кадр.
Но начнем с момента появления самой идеи создания на нашем производстве, изделия которое будет украшать холл этого здания.
Ситуация осложнялась тем, что в холле была лестница на второй этаж и наша люстра должна привлекательно смотреться не только с уровня первого этажа, но при подъеме по лестнице и естественно, с уровня2 этажа.
Майский погожий рабочий день 1974 года, на территорию войсковой части въезжает «Волга» главного инженера нашего УИРА.
Дежурный сержант сообщил, что меня вызывает командир.
После службы, я три года проработал на должности начальника производства.
В цехах был хороший станочный парк, был сварочный цех, цех заготовок и окрасочный цех.
Но главная ценность любого производства — это люди.
Опытные специалисты, мастера своей профессии.
Производство было с законченными циклом, мелко серийное. В номенклатуру типовых изделий входило не более десяти позиций.
Захожу в кабинет командира, Александра Ивановича и спрашиваю, вызывали?
Естественно, с высоким начальником поздоровался.
Валерьян Григорьевич спросил, как на новом месте?
Я помню, ты у меня на объекте, налаживал телеуправление КНС. А потом хранилище для кино фото материалов.
Я засмеялся, это было на последнем году службы, в 1969 году.
Я заехал за тобой, и с разрешения командира, отвезу на главный объект нашего главка, дом приемов Министра обороны.
По дороге расскажу задачу, которую мы вместе должны решить.
1974 год, московские дороги свободны, нет в помине современных пробок, машин было мало.
В основном государственный транспорт.
Ленинские горы, вся в зелени деревьев тихая Мосфильмовская улица…
Зеленым забором ограждена строительная площадка, за забором современное двухэтажное здание с плоской крышей. Со двора, можно увидеть футбольное поле стадиона…
Часовой у ворот проверяет пропуск.
Зашли в холл здания, от пола до потолка холла, метров семь.
Лестница вела на второй этаж. С потолка торчал заварной крюк для люстры, из металлической трубы -электрические провода.
Люстра нужна для холла, а холл, визитная карточка всего здания.
Лестница широкая, с дубовыми перилами, лестничные марши с подсветкой бра.
Главный инженер сообщил, такие люстры у нас в СССР не делают, заказали в Чехословакии, но чехи согласились выполнить заказ только на следующий год, а у нас с тобой всего месяц.
Второй вариант, есть у нас на одном заводе, художественная мастерская, там делают витражи панно с подсветом, они тоже будут этим вопросом параллельно заниматься.
И еще, было предложение, со складов хозяйственного управления министерства обороны, можно подобрать люстры для компоновки сборной световой конструкции и вручил мне каталог люстр, которые были на складах.
«Возьмёшься люстру делать, я посмотрел по линии КРИЗ, за время службы ты подал более двадцати рацпредложений».
Само предложение меня заинтересовало.
Полковнику я ответил, что посоветуюсь с бригадиром. Он с улыбкой прокомментировал, Михалыч был опытным линейщиком, воздушные линии, смонтированные его бригадой и в Московской области и в Костроме, и во Владимире, еще долго будут служить людям…
Валерьян Григорьевич, предупредил, приеду через три дня, посмотрим, что вы с бригадиром придумаете…
По пути домой, на станции Комсомольская кольцевая, я рассматривал люстры, которые освещали помещения подземных залов
Это были произведения искусства.
Специальные плафоны, в орнаменте были литые детали из бронзы, цепи на которых висели люстры, сами были произведением искусства.
Куда нам с нашими возможностями, нет цеха художественного литья, нет цеха гальваники, единственные нормальные элементы конструкции, это хрустальные люстры из каталога.
По приезду на производство пригласил в прорабскую бригадира –Александра Михайловича.
Я рисовал разные варианты конструкции траверсы, к которой должны крепиться хрустальные люстры.
На лацкане его пиджака был тогда модный значок «Знак качества».
В народе шутили, мужчина со знаком качества.
Это выражение вполне подходило к нашему бригадиру, он был на высоте не только в электромонтаже, но и на любовном фронте, при наличии супруги и двух взрослых дочерей.
Я начал рисовать пятигранник.
В каждый угол пятигранника подвешивалась люстра.
Надо делать натурный макет.
Когда макет был готов, появилось прояснение в мозгу. Центральная часть конструкции пустая, а как говорили наши предки, природа не терпит пустоты. Михалыч в это время листал каталог хрустальных люстр.
«Начальник иди сюда, есть одна люстра большая, мы ей закроем снизу всю нашу конструкцию. Рисуй размеры траверзы с учетом размеров готовых люстр».
Я посмотрел на часы, было половина одиннадцатого. Пора на отдых.
Михалыч подошел ко мне…
«Я хотел на завтра взять отгул, пока моя женушка гостит у старшей дочери».
Зная слабость бригадира, я ответил,
«Пока люстру не установим в доме приемов министра, походы налево отменяются».
Михалыч почесал свою лысину, улыбнулся и пробормотал:
«Ну начальника бог послал».
Я ответил, что меня к вам прислал прежний командир-мой земляк.
И уже серьёзно:
«Михалыч будем работать…
Люстра будет наша у министра, а не художников из мастерской».
На следующий день к изготовлению люстры подключили слесаря Александра Федоровича. Человек с непростой судьбой, был в детстве вместе с мамой угнан немцами во Францию. Американцы, после Победы, еще полгода не давали возможности выехать в СССР.
Когда траверсу собрали, из гнутого швеллера, поступило предложение от Федоровича…
Просверлить в спинке швеллера отверстия диаметром восемь миллиметров.
Когда разметили и подсчитали, отверстий надо просверлить более тысячи…
Траверсу разобрали, (она была сварена прихваткой) и почти день на двух сверлильных станках, сверлили отверстия. На внутренней стороне швеллера приварили кронштейны для электропатронов.
Траверсу повторно собрали и углы сварили электродуговой сваркой.
Изделие загрунтовали и покрасили белой краской.
Спинку и ножки швеллера с наружной стороны обернули пластмассовым листовым рассеивателем, от люминесцентных светильников.
Лист прогревали электрическим феном, и пластмасса становилась мягкой.
Вставили в электропатроны лампочки накаливания, подключили провода и наш пятигранник засветился!
Было иллюзия, что траверса из хрусталя.
Изготовили из латунных прутков звенья цепей, на которой вся конструкция должна висеть. Михалыч на нашем ЦМС нашел корону от люстры.
К короне крепились все пять цепей, и она будет закрывать крюк и трубу, которые торчали из потолка.
Всю конструкцию подвесили в цеху и стали ждать главного инженера.
Но он не приехал, куда-то срочно вызвали… (у военных такое бывает часто).
Приехал командир УИРА, полковник Иван Васильевич.
Посмотрел на наше рукоделие, вся конструкция выглядела куце, цепи имели без гальваники невзрачный вид, и главное не было люстр.
При осмотре был и наш командир. Иван Васильевич обратился к Александру Ивановичу. Подготовьте помещение, установите крюк, на который будет крепиться люстра. В караульном помещении поставьте три кровати с постельными принадлежностями. Мы с твоим начальником производства едем во Внуково, там ангар ХОЗУ министерства обороны.
Подберем люстры, заберем охрану, и все привезем в расположение в/ч.
К концу дня драгоценный груз под охраной был привезен.
Стоимость малой люстры была три тысячи, а большая, семь тысяч.
Наша световая конструкция стоила двадцать две тысячи.
Кто помнит, в 1974 году автомобиль Волга стоила 8500р., а жигули 5620 р.
В боксе, в картонных коробках, лежал груз стоимостью четыре автомобиля «Жигули».
Сержант из охраны опечатал бокс, а я за подписью командира передал ему список лиц, допущенных к монтажу люстры. В течении недели, график работы был расписан по минутам.
Нужно было отправить цепи на гальванику, сделать гальванопокрытие на короне.
Добавилась головная боль, к чему крепить большую люстру.
И еще задача со всеми неизвестными, чтобы вся световая конструкция представляла одно целое, нужны бусы из хрусталя.
Каждый элемент бус должен иметь два отверстия, для соединительного кольца, из латуни.
Бусы смогли приобрести только пластмассовые с условием, что это временное решение проблемы, а потом их заменят на хрусталь.
«Нет ничего более постоянного, чем временное", гласит восточная пословица.
К концу недели световая конструкция была собрана. Наш командир позвонил в УИР и доложил, работа закончена.
На следующее утро приехал майор-фотограф из главного военного строительного управления Москвы.
На стене гаражного бокса натянули белую простынь, это был фон.
Сделано несколько снимков с разных ракурсов, с включенными лампами, с потушенными, при боковом освещении софитами и со вспышкой.
По окончании фотосессии, майор пообещал Александр Ивановичу, что завтра эти снимки будут у генерала Караогланова Александра Гавриловича.
В те годы он возглавлял наш главк.
Бокс закрыли, опечатали, солдат охраны с оружием, заступил на дежурство.
На следующий день, к обеду пришла телефонограмма:
«Световую конструкцию разобрать, упаковать и с охраной доставить по адресу: улица Мосфильмовская, дом приемов министра обороны. Пришлите специалистов для монтажа».
Подпись, генерал Караогланов.
Монтаж занял три дня, много времени ушло на сборку подвесок и бус. Когда монтаж закончили, в здании кроме нас был еще дежурный сержант.
Михалыч чертыхнулся –забыл сумку с инструментом.
Дежурный его пропустил в здание, а минут через пять наш бригадир вышел со своим инструментом. Мы попрощались, и дежурная машина выехала на Университетский проспект.
Бригадир загадочно улыбался, а потом вынул из полотняной сумки с инструментом, свой фотоаппарат ФЭД.
Я спросил –успел снять. Он ответил, отпечатаю снимки –посмотришь.
В понедельник, бригадир прибыл на работу в костюме и белой рубашке.
Шляпа была неизменным элементом в его гардеробе и скрывала большую лысину.
После выдачи наряд заданий членам бригады, он положил на стол заявление на отгул, Сонька (жена) завтра приезжает, сегодня я отдыхаю…
Под листочком заявления на отгул, лежала эта фотография.
Наша люстра освещала холл дома приемов до 2000 года.
Начальник ПТО был в Доме приемов Министра обороны, по служебным вопросам, и я получил от него эту информацию.
Позже это здание поставили на капитальный ремонт…
Пожалуй и все .
В заключении пропишу куплет стихотворения Роберта Рождественского
Это дар памяти моим коллегам, у которых я учился…
«Мир стареет в былых надеждах,
Но сегодня, как и вчера,
На плечах эту землю держат
И несут на себе Мастера!»
Деревня Охотино. Январь 2023.
Свидетельство о публикации №223010701463
Содержательно.
Поддержу.
С уважением,
Виктор Левашов 14.01.2023 22:09 Заявить о нарушении
Каждый честно делал свою работу. С уважением,
Виктор Девицын 16.02.2025 16:32 Заявить о нарушении
