19серия Благополучный россиянин

БЛАГОПОЛУЧНЫЙ РОССИЯНИН, 22-серийный сценарий Ирины Неклюдовой по роману И.А.Кущевского «Николай Негорев или благополучный россиянин» (1871г) 19 СЕРИЯ (3часть, 7глава) ОВЕРИН КИДАЕТСЯ В БЕЗДНУ

ИНТ. КОМНАТА МАЛИНИНА. ДЕНЬ.

Малинин сидит над раскрытой тетрадью и старательно заучивает наизусть лекцию. Закрывает глаза, шепчет, подглядывает в тетрадь. Переворачивает страницу. Там лежит голубая Лизина ленточка от волос, вместо закладки. Миша Малинин целует эту ленточку. Радостно потягивается. Закрывает тетрадь.

НАТ. САД НЕГОРЕВЫХ. ДЕНЬ.

Изумлённый Малинин ходит по саду. Подходит к дереву. Осторожно трогает рукой содранную кору.

МАЛИНИН
(с ужасом)
И стрелялись?.. Как такое возможно?
(едва бормоча)
Такое кровавое дело совершилось…

ИНТ. ГОСТИНАЯ ДОМА НЕГОРЕВЫХ.

Входит Николай.

 НИКОЛАЙ
А где Миша?

АНДРЕЙ
Уже убежал к разлюбезной своей Софье Васильевне. Наверное, опять за советом. И судя по тому, как он приходит от своего нового друга необыкновенно розовым и счастливым, Софья Васильевна умеет его поддержать. Не то, что мы.

НОВИЦКИЙ
Как он может столько текста заучивать наизусть?

АНДРЕЙ
(Лизе)
Всё ради тебя, сестрёнка. Я клянусь, когда он отсчитывает в записках громадное число страниц и кладёт, вместо закладки, твою ленточку, он думает только о вознаграждении.

Андрей целует руку сестры. Потом шутливо её приобнимает.

АНДРЕЙ
Я думаю, он не встаёт с места, покуда не доходит до закладки. Тут он, конечно, с умилением целует ленточку, а может быть, и не выстаивает против соблазна отрезать от нее небольшой кусочек и полакомиться им после трудов праведных.

Лиза довольно улыбается и треплет брату волосы.

НИКОЛАЙ
(Новицкому)
А как мы с тобой будем готовиться к экзаменам? Взять, например, лекции по юридической энциклопедии. Рассказывать своими словами мысли профессора Герца нет никакой возможности за полным отсутствием каких бы то ни было мыслей в его перечислениях и фразистых бесконечных периодах, где разные ученые термины, путаясь в бестолковой сумятице, производят невыразимую философскую чепуху.

НОВИЦКИЙ
Студент шестидесятых годов, твердящий взубряжку, не хуже бурсака, университетские записки, может быть принят за карикатуру! …Но так делают все, чтобы выдержать экзамен, заучивают слово в слово бессмысленный набор фраз юридической энциклопедии.

Андрей начинает пародировать профессора Герца, говоря еле слышно и жутко шепелявя. Все хохочут. Лиза счастлива.

АНДРЕЙ
Любовь и юриспруденция – вещи несовместимые. Но может ли быть любовь без юриспруденции, а юриспруденция без любви? Рассмотрим по периодам. Вот например, Малинин… Несчастный влюблённый зубрит сутки напролёт записки профессора Герца, приближая таким образом предмет своей страсти…

ИНТ. КОМНАТА СОФЬИ ВАСИЛЬЕВНЫ. ДЕНЬ.

Софья Васильевна и Миша Малинин разговаривают.

СОФЬЯ ВАСИЛЬЕВНА
(грустно)
Миша, не отчаивайтесь. Надейтесь на лучшее. Всегда нужно надеяться. Лиза обязательно вас полюбит, и вы будете счастливы.

В дверь стучат.

 СОФЬЯ ВАСИЛЬЕВНА
Войдите.

Входит Николай Негорев.

СОФЬЯ ВАСИЛЬЕВНА
(испуганно)
Это вы?!

Николай видит грустного Малинина и удручённую Софью Васильевну. В комнате царит непривычный беспорядок. На полу изорванные клочки бумаги. Всюду раскрытые книги. Николай снимает шляпу, кладёт тут же на комод.

НИКОЛАЙ
Кажется, я к вам в недобрый час.

СОФЬЯ ВАСИЛЬЕВНА
(с изнеможением опуская руки)
 Что-то у меня в последнее время мало задается добрых часов.

ГОЛОС ЗА КАДРОМ НИКОЛАЯ
Ну, опять пойдут кислые сцены: уксус, клюквенный морс, лимонная кислота…

Николай говорит, стараясь придать словам тон некоторого участия, но его слова, против воли, наполняются каким-то ироническим смыслом.

НИКОЛАЙ
Что с Вами опять?

СОФЬЯ ВАСИЛЬЕВНА
 Всё пустяки.
(небрежно, пытаясь казаться спокойной)
 У меня немного болит голова.

Николай смотрит на неё, потом на Малинина, который, кажется, хочет что-то выразить глазами и подергиваниями плеч. Николай не понимает. Молчание становится неловким.

ГОЛОС ЗА КАДРОМ НИКОЛАЯ
Не вовремя гость – хуже татарина. Как бы поскорее уйти…

СОФЬЯ ВАСИЛЬЕВНА
(очень твердо и спокойно)
Мне очень повредила эта нелепая дуэль, но я не виню Андрея Николаича, и мы с Вами, надеюсь, по-прежнему останемся друзьями…

НИКОЛАЙ
На правах друга, позвольте мне посоветовать Вам не обращать особенного внимания на праздные толки и сплетни…

СОФЬЯ ВАСИЛЬЕВНА
 Я на них и не обращаю, но…

НИКОЛАЙ
Ваш отец? Его мнение о Вас, мне кажется, извините за резкость, заслуживает всего меньше внимания.

СОФЬЯ ВАСИЛЬЕВНА
(с жаром)
 Мне нет никакого дела до отца!

Она встаёт, подходит к своему письменному столу, хватает какое-то заклеенное письмо и подаёт его Николаю.
(шёпотом)
 Прочитайте.

Софья Васильевна стоит в выжидающей позе, опустив свои коротенькие ручки по складкам платья. Николай не без изумления вскрывает конверт. Письмо писано рукой Софьи Васильевны.

ГОЛОС ЗА КАДРОМ НИКОЛАЯ
 «Узнав, в чём дело, вы поймёте, что на словах я этого никогда не в силах буду сказать; я поэтому решилась написать Вам всё, что нужно. Я убедилась, что люблю Вас. 
(прочитав эту фразу, Николай краснеет и никак не может остановить дрожь руки)
 Если Вы сочувствуете мне, этого не нужно говорить на словах. Я это пойму и без того. Если нет, постарайтесь больше не видеться со мной, так как, Вы сами поймете, Ваше присутствие будет для меня мучительно. Я долго боролась с собой, решаясь тысячу раз не видеться с Вами, но у меня не хватает теперь сил. Уйдите от меня».

Николай читает ещё раз фразу «Я убедилась, что люблю вас», потом ещё раз, не без волнения, перечитывает всё письмо. Софья Васильевна пристально смотрит на Николая. Тот боится поднять глаза.

СОФЬЯ ВАСИЛЬЕВНА
 Глупо?

Николай силится что-то сказать, но ему мешает смущение.

СОФЬЯ ВАСИЛЬЕВНА
 Глупо?

НИКОЛАЙ
(сочувственно)
Напротив, очень, очень…

ГОЛОС ЗА КАДРОМ НИКОЛАЯ
Умно… И так неожиданно…               

Николай встаёт, зажигает спичку, поджигает письмо. Горящее письмо опускается на пол. Николай смотрит, как оно горит. Николай постепенно успокаивается. Когда остаётся один черный пепел, по которому прыгают редкие огненные букашки, Николай берёт шляпу. Софья Васильевна пугается, она в смятении.

НИКОЛАЙ НЕГОРЕВ
Завтра утром я зайду к вам.

Малинин, ничего не понимая, смотрит на происходящее, как на какую-то таинственную ворожбу.

МИХАИЛ МАЛИНИН
 Что ты говоришь?
 
СОФЬЯ ВАСИЛЬЕВНА
 Он сказал, что вы очень добрый и милый человек.

Софья Васильевна с небывалой веселостью дёргает невинного Малинина за ухо.

МИХАИЛ МАЛИНИН
(хохочет, серьезно изумлённый)
Не может быть!

НИКОЛАЙ
(Малинину)
Ну, пойдём.

МИХАИЛ МАЛИНИН
Пойдём.

СОФЬЯ ВАСИЛЬЕВНА
(весело)               
 Заходите!

ИНТ. УЛИЦА. ДЕНЬ.

Николай Негорев и Миша Малинин идут по улице.

ГОЛОС ЗА КАДРОМ НИКОЛАЯ
Я имел твердое намерение жениться тотчас же по окончании курса, но никогда до этого не думал о женитьбе, и теперь мне предстоит не только подумать о ней серьезно, но еще и решить, кто из двух лучше: Аннинька или Софья Васильевна. Я хочу быть спокойным семьянином, любовные интриги мне отвратительны.      

МИША МАЛИНИН
Как Софья Васильевна весёлая сделалась? Отчего?
   
Малинин продолжает что-то говорить, Николай его не слушает.

ГОЛОС ЗА КАДРОМ НИКОЛАЯ
Я чувствую себя бесконечно сильным сравнительно с бедной девушкой, у которой первое чувство смяло все ее бессильные теории и убеждения, взлелеянные с такой заботливостью. Бедняжка училась ботанике и гордилась своим трудом, воображая, что ушла вперед от своих сверстниц; ее идеал девственницы, посвятившей себя на служение наукам, был в ее мечтах почти осуществлен, и вот…

МИША МАЛИНИН
(весело)
Я, в отличие от тебя признаю безграничную равноправность женщин, а в Софье Васильевне вижу некоторое осуществление своего идеала свободной женщины. А ты считаешь женщину ниже мужчины и признаёшь законным ее рабство.

ГОЛОС ЗА КАДРОМ НИКОЛАЯ
(невольно улыбаясь)
Я испытываю то неприятное сознание своей силы сейчас, какое испытываешь, стоя перед гнездом ласточки, где она так заботливо хоронит своих детенышей, когда стоит только протянуть руку, чтобы долговременные заботы и хлопоты разрушились бесследно. Неприятно разрушать. И мне, пожалуй, немного неприятно, что я разрушил тихие, спокойные дни Софьи Васильевны. Радоваться особенно нечему, исключая разве поощренное самолюбие.

МАЛИНИН
(весело громко ораторствуя)
Она вполне возвысилась над вашим значением женщины: ou menager, ou courtisane (или жена, или любовница), возвысилась до значения муж-чи-ны! За ней всякие ухаживания бесполезны, и следовательно…               

НИКОЛАЙ
(перебивая)
 А ты пробовал ухаживать?

Малинину обидно, он что-то мычит себе под нос.            

НИКОЛАЙ
Ты попробуй.

ГОЛОС ЗА КАДРОМ НИКОЛАЯ
(злобно)
«Возвысилась до значения мужчины»… Возвысилась до смелости не скромничать и не дожидаться объяснения, а самой вызывать мужчину, и всё тут!

НИКОЛАЙ
Замолчи, пожалуйста, меня стошнит от твоей чепухи!

Малинин в недоумении.               

НИКОЛАЙ
 Ступай к нам, Лиза тебя зачем-то давно дожидается…

МАЛИНИН
 Она дома?

НИКОЛАЙ
Да, да, ступай. Я скоро приду. Ты не уходи без меня.

ИНТ. ПРИХОЖАЯ ДОМА ШРАМОВ. ДЕНЬ.

ОЛЬГА
Вы не хотите к нам зайти?

НИКОЛАЙ
Лиза хочет что-то устроить и попросила Анну зайти к ней.

По лестнице спускается довольная Анннинька. Берёт Николая под руку, они идут к двери. Аннинька оборачивается и показывает Ольге язык. Ольга ревностно хмыкает.

НАТ. ДАЛЬНЯЯ БЕСЕДКА ГОРОДСКОГО САДА. ДЕНЬ.

ГОЛОС ЗА КАДРОМ НИКОЛАЯ
Чем заканчивается любовь с Аннинькой? Сценой с трогательными объяснениями в полуразломанной беседке, украшенной рукописными пакостями местных канцеляристов, запачкавших стены своей неподобной прозой и стихами. Но здесь по-прежнему уединённо и тихо.

Аннинька бросается порывисто целовать Николая. Николай останавливает её.

НИКОЛАЙ
(серьёзно)
Вот что, Анюта, что ты думаешь о будущности наших отношений?

АННИНЬКА
(бормочет, впиваясь в шею)
 Я ничего не хочу думать.

Николай крепко берёт Анниньку за руки и усаживает на скамейку.

НИКОЛАЙ
Это всё ребячество, и его нужно кончить. Мы должны или обвенчаться, или разойтись.

Аннинька, потеряв возможность укусить шею возлюбленного, в порыве страсти грызёт себе губы.

АННИНЬКА
Я – твоя раба! Чем ты больше деспот надо мной, тем лучше. Я хотела бы, чтоб ты бил меня, топтал, рвал… Делай со мной, что хочешь.

НИКОЛАЙ
Я хочу жениться.

АННИНЬКА
 (без всякого оттенка печали)
На другой?

НИКОЛАЙ
Может быть.

АННИНЬКА
Женись… Я буду твоей любовницей, твоей слугой. Я буду целовать твои ноги; я – твоя раба.

Аннинька вырывается и падает Николаю в ноги. Николай поднимает её и усаживает на скамейку.

ГОЛОС ЗА КАДРОМ НИКОЛАЯ
Что за кошачьи страсти! Нет, это не жена…

НИКОЛАЙ
Выслушай меня. Если я женюсь на другой, я не буду твоим любовником.

АННИНЬКА
 (скрежеща зубами)
Ты – мой царь, мой бог. Я молюсь на тебя…

Аннинька крестится и рвётся всем телом, чтобы поцеловать Николая. Тот сдерживает её, сердясь.

НИКОЛАЙ
Я больше не знаю тебя. Слышишь, между нами всё кончено.

Аннинька хрустит зубами, кажется, не понимая услышанного.

НИКОЛАЙ
Понимаете, между нами всё кончено, и мы больше никогда не увидимся один на один. Пойдемте, я провожу Вас к нам.

ГОЛОС ЗА КАДРОМ НИКОЛАЯ
Кажется, моя холодность произвела надлежащее впечатление…

Николай вежливо кланяется. Аннинька хватает его за горло и начинает душить гибкими пальцами.

АННИНЬКА
 (шипит, стараясь вцепиться зубами)
 Я тебе перегрызу горло.

Николай не без усилия отталкивает её, хватает под руку, и тащит из беседки. Аннинька покорно идёт за ним, но не успокаивается.

АННИНЬКА
 Я сделаю хуже,
 (Шипит, до крови кусая губы)    
 Я найду других…

НИКОЛАЙ
Мне совестно слушать эти мерзости.

АННИНЬКА
Ты их увидишь!

Аннинька щипает Николая так, что он невольно вскрикивает. Николай насильно вытаскивает Анниньку на главную аллею, где есть люди.

АННИНЬКА
 (злорадно раздражаясь)
Из-за тебя я паду низко. Я паду на панель…               

ИНТ. ГОСТИНАЯ ДОМА НЕГОРЕВЫХ. ДЕНЬ.

В гостиной один Миша Малинин. Входят Николай и Аннинька.

НИКОЛАЙ
(кричит отсутствующей Лизе)
Лиза, к тебе Аннинька.
(шёпотом Анниньке)
Помните, что всё кончено.

Аннинька подходит к Малинину и начинает душить его в своих объятиях. Малинин шалеет, ничего не понимая, не знает, что предпринять. Наконец, ему удаётся вырваться.

МАЛИНИН
Моё сердце уже принадлежит другой! Я не могу… Простите…               

АННИНЬКА
Ах!

Аннинька кидается целовать Малинина. Малинин убегает. Аннинька вызывающе смотрит на Николая. Выходит Лиза.

ЛИЗА
А где Миша?

АННИНЬКА
Позорно бежал!

ЛИЗА
Николя?

НИКОЛЯ
Малинин был грустен. А Аннинька была так любезна…

АННИНЬКА
Я так мучила его, что твой Малинин показал тыла…

Аннинька хватает Лизу и тащит за собой в её комнату. Лиза оглядывается на Николая. Николай разводит руками. В этот момент входит Андрей.

АНДРЕЙ
Я думаю, что созвучие Стульцев и «stultus», что по-латыне значит глупый, не может быть объяснено простой случайностью!.. А где все?               

Николай ничего не отвечая, выходит. Андрей остаётся один.               

ИНТ. КОМНАТА НИКОЛАЯ. НОЧЬ.

Николай не спит, ворочаясь в кровати.

ГОЛОС ЗА КАДРОМ НИКОЛАЯ НЕГОРЕВА
Мне с небольшим двадцать лет, я очень мало знаю женщин и, блуждая в миллионе незнакомых сомнений, естественно, должен чувствовать немалое затруднение. Какие они разные, Аннинька и Софья Васильевна. Такие разные, что и сравнивать нельзя.

ИНТ. КОМНАТА НИКОЛАЯ. УТРО. 

Николай просыпается, торопливо одевается, выходит из комнаты.

ИНТ. СТОЛОВАЯ ДОМА НЕГОРЕВЫХ. УТРО.

Савелий ставит столовые приборы на стол. Видит идущего мимо Николая. Хочет что-то спросить, но не решается.

ИНТ. КОМНАТА СОФЬИ ВАСИЛЬЕВНЫ. УТРО.

Софья Васильевна очень смущена. Николай наклоняется и целует её в темя. Она слегка вздрагивает. Николай берёт её за руки и усаживает на стул. По лицу Софьи Васильевны разливается широкий румянец, глаза блестят кротким участием. Она, кажется, не может и не хочет говорить.

НИКОЛАЙ
(пожимая ее маленькую ручку)
Нам придется поговорить довольно подробно. Согласны ли вы быть моей женой?

Софья Васильевна слегка касается тонкими пальцами руки Николая.

СОФЬЯ ВАСИЛЬЕВНА
(с больной улыбкой)
Да, но подождите, дайте мне немного вздохнуть!
 
НИКОЛАЙ
Месяца через два. Я выдержу экзамен, и мы тогда можем обвенчаться. Поцелуемтесь.

Софья Васильевна с улыбкой поднимает голову, они спокойно целуются. Николай пожимает Софье руку.

НИКОЛАЙ НЕГОРЕВ
Мы будем счастливы…

ГОЛОС ЗА КАДРОМ НИКОЛАЯ НЕГОРЕВА
Рассудительный поцелуй. Это не бешеные институтские лобызания Анниньки. Как мне очень нравится в моей невесте отсутствие всякого нахальства страсти и разнузданности чувств.

СОФЬЯ ВАСИЛЬЕВНА
 Знаете что, напьёмтесь чаю и пойдёмте куда-нибудь отсюда. Моей весёлости тесно в этой комнате. Я хотела бы увидать Лизу и сказать ей всё: она будет рада.

НИКОЛАЙ
Пойдемте к нам.

СОФЬЯ ВАСИЛЬЕВНА
 Да. Знаете, я хотела так устроиться, чтобы не переезжать даже из этой комнаты к своему мужу и жить по-прежнему на свой счет, но…

НИКОЛАЙ
Но… все это глупости. Постараемся быть счастливы, как удастся, без теорий.

Николай берёт её под мышки и поднимает высоко. Софья Васильевна легка, как ребенок. Она краснеет и боязливо ёжится. Ей очень идёт страх; она в это время как будто хочет свиться в клубок своим гибким телом, слегка наклоняясь вперед. Николай садится на диван, смотрит, как невеста ловкими руками проворно перекладывает книги со стола, чтобы опорожнить место для чайного прибора.

НИКОЛАЙ НЕГОРЕВ
(любуясь ее маленькой уютной фигуркой)
Откуда вы приобрели такие пугливые ухватки?

СОФЬЯ ВАСИЛЬЕВНА
(с улыбкой)
 Я совсем не пуглива; не знаю, отчего это кажется. Так создана.

НИКОЛАЙ
Может быть, детство…

СОФЬЯ ВАСИЛЬЕВНА
О нет!
(с живостью)
Я вовсе не была загнанным ребенком; я пользовалась даже властью над отцом, когда он не бывал пьян. Вот пьяных я… признаться, и теперь очень боюсь…

Николай и Софья Васильевна пьют чай.

НИКОЛАЙ
(серьёзно)
Софушка, ты должна отказаться от недозволенных начальством затей, так как семейное счастье немыслимо, если одному из супругов будет угрожать опасность…

СОФЬЯ ВАСИЛЬЕВНА
(смущаясь)
Знаете, я бы скорее решилась навсегда расстаться с Вами, но не пожертвовала бы своими убеждениями, если б сама уж давно не отказалась от того, что Вы называете затеями.

Слова эти она произносит очень серьезно, даже с оттенком некоторой обидчивости, давая  понять, что имеет свои убеждения и намерена поступать сообразно им, независимо от желаний мужа. Николаю это не нравится, но он не возражает.

СОФЬЯ ВАСИЛЬЕВНА
(разливая чай)
 Всё это случилось очень странно, Лиза и Андрей Николаич очень удивятся. Как мы будем жить?
  (Вдруг смеётся, восклицая)
Я никак не могу себя представить в другой комнате и при другой обстановке. Мне даже как-то смешно вообразить два знакомых семейства: ведь, я думаю, Лиза выйдет замуж за Малинина.

НИКОЛАЙ
Она его будет держать под башмаком.

Веселое расположение духа делает Софью Васильевну очень болтливой. С лица ее не сходит яркий чахоточный румянец.

СОФЬЯ ВАСИЛЬЕВНА
Да, да, да! Представьте, Малинин, в старости, с крестом на шее, обвожжанный (оседланный-совр.) собственным чадом, прытко бегает в роли лошадки по комнатам, соблюдая при этом осторожность, чтобы не услышала старуха жена и не распекла за дурное поведение… Или Лиза, окруженная множеством детей…

НИКОЛАЙ
Сколько будет детей у нас?               

СОФЬЯ
Не могу вообразить себя матерью…

НИКОЛАЙ
(бесцеремонно)
Почему же?

Софья Васильевна съёживается, кашляет и отвечает пугливым жестом, просящим не задавать подобных вопросов.

СОФЬЯ ВАСИЛЬЕВНА
(приветливо улыбаясь)
 Лучше пойдёмте скорей к Лизе.

Николай подаёт старомодную черную бархатную шляпку.

СОФЬЯ ВАСИЛЬЕВНА
(завязывая ленты, смеясь)
 Однако ж наше объяснение вышло очень прозаично.

НИКОЛАЙ
(улыбаясь)
А вы хотели чувствительного объяснения с коленопреклонением?
 
СОФЬЯ ВАСИЛЬЕВНА
(смеясь)
Чем меньше поэзии, тем ближе к делу. А всё-таки я желала бы посмотреть Вас коленопреклоненным, пожалуй, даже с пистолетом в руках, отъезжающим на погибельный Кавказ…

НАТ. УЛИЦА. УТРО.   

Всю дорогу Софья Васильевна смеётся и болтает без умолка. Николай пытается взять её под руку.

СОФЬЯ ВАСИЛЬЕВНА
(убирая руку)
Я не привыкла ходить под руку, но постараюсь приучиться, сделавшись Вашей женой.   

НАТ. САД НЕГОРЕВЫХ. УТРО.

Николай и Софья Васильевна проходят через сад, в котором неожиданно встречают Анниньку под руку с Андреем. Аннинька вспыхивает, смотрит на Николая презрительно-равнодушно. Николай со страхом отворачивается, чтобы не встретить её взгляда.

АНДРЕЙ
А мы с милой Аннинькой решили прогуляться перед завтраком.
(шёпотом Николаю)
Я получил неожиданно наследство по восходящей линии, за которое, впрочем, благодарю.

ГОЛОС ЗА КАДРОМ НИКОЛАЯ               
Будет скандал, но всё равно, нужно выйти из ложного положения. Лучше сразу.

НИКОЛАЙ
Я женюсь, вот моя невеста.

СОФЬЯ ВАСИЛЬЕВНА
 Прошу любить и жаловать.

Софья Васильевна кланяется, съёжившись, выжидательно глядит на Андрея, точно просит его о чём-то и боится, что он откажет.

АНДРЕЙ
 Ваш жених, не примите за комплимент, величайшая свинья. Он разговаривал со мной вчера и не сказал об этом ни слова.

АННИНЬКА
(Андрею)
 Пойдёмте.   
               
Аннинька силой тащит Андрея за собой.

АНДРЕЙ
Постойте, мой ангел, такой неожиданный случай!

СОФЬЯ ВАСИЛЬЕВНА
 Мы идём к Лизе. Она дома?

АНДРЕЙ
(кричит вслед)
Дома, дома. Ступайте, а мы ещё погуляем и придём!

Андрей относится к Анниньке чуть грубовато. И Николаю становится жаль её. Он невольно оглядывается. Андрей что-то громко говорит и ерошит рукой девичью прическу. Оба идут быстрым шагом.

ИНТ. ПРИХОЖАЯ ДОМА НЕГОРЕВЫХ. УТРО.

Лиза в радостном порыве обнимает Софью Васильевну, не давая ей раздеться. Шляпка мешает, но Лиза, не обращая на это внимания, исцеловывает Софье Васильевне всё лицо. У Софье Васильевне – одышка.
   
ЛИЗА
 Как же вы объяснились?

Софья Васильевна, освободившись от её ласк, начинает развязывать и снимать шляпку.

СОФЬЯ ВАСИЛЬЕВНА
 Не умно… как делаются вообще все эти вещи? Я написала Николаю Николаичу письмо.

НИКОЛАЙ
Вроде того, как ты писала к Оверину.

СОФЬЯ ВАСИЛЬЕВНА
 (настойчиво кивая головой)
 Нет, лучше, у меня было нечто вроде просьбы об определении на вакантную должность законной супруги…

ИНТ. У ДОМА СОФЬИ ВАСИЛЬЕВНЫ. ВЕЧЕР.

СОФЬЯ ВАСИЛЬЕВНА
 Знаете, не будем никогда говорить друг другу ты. Это сближение очень пахнет халатом и двуспальной периной…

НИКОЛАЙ      
Ваши слова пахнут теорией супружеской жизни, но я согласен, нам не к чему менять привычного обращения на Вы.

СОФЬЯ ВАСИЛЬЕВНА
 Завтра я рано утром приду к Вам. До свидания.

Николай целует руку Софье Васильевне. Весёлая Софья Васильевна с легким и юрким поклоном забегает в дом.

ИНТ. КОМНАТА НИКОЛАЯ. ДЕНЬ.

МАЛИНИН
Это правда? Ты подал прошение об увольнении из числа студентов?

НИКОЛАЙ
Да!

МАЛИНИН
Ты, должно быть, порядочный гений! Это дерзкое намерение держать кандидатский экзамен уже через три месяца.

НИКОЛАЙ
Поверь, через три месяца всякий простой смертный, вроде тебя, может сделаться кандидатом юридических наук. Это конечно немалый подвиг зубрить бессмысленную галиматью наших университетских записок, и у меня нередко кружится голова от наплыва собственных имён и трескучих фраз.

МАЛИНИН
У тебя отличная память!

НИКОЛАЙ
У тебя не хуже.

МАЛИНИН
Пожалуй, я попробую готовиться с тобой, но университет не брошу.

ИНТ. МОСТ ЧЕРЕЗ РЕЧКУ. ПОЗДНИЙ ВЕЧЕР.      

На небольшом мосту через городскую речку стоят, глядя в воду, Андрей и ССЫЛЬНЫЙ ДЕКАБРИСТ. О чём они говорят, не слышно. Андрей что-то протягивает декабристу. Тот отстраняет руку, уходит прочь. Андрей смотрит ему вслед.

ИНТ. ГОСТИНАЯ ДОМА НЕГОРЕВЫХ. ВЕЧЕР.

Покорно улыбающийся Новицкий стоит перед диваном, на котором лежат лоскуты и новая ткань. Новицкий служит моделью. Лиза держит на его плечах своё новое платье, которое она шьёт сама.

СОФЬЯ ВАСИЛЬЕВНА
Лизонька, давай пришьём потайной карман. Вот здесь. Никто не догадается. Мне так нравится твоё новое платье.

ЛИЗА
Если бы не ты, я бы ни за что не начала шить сама.

Входят Николай и Миша Малинин. Протягивают две раскрытые  тетради.

НИКОЛАЙ
Мы готовы! Проверяйте. Начну я!

Девушки с радостью откладывают шитьё. Лиза берёт тетрадь Малинина, Софья – Николая. Обе садятся на диван. Малинин закрыл глаза и шепчет текст лекции.

НИКОЛАЙ
Юридическую историческую протяжённость нужно разделить на периоды, чтобы лучше разобраться во всех тонкостях данной науки.

ИНТ. ГОСТИНАЯ ДОМА НЕГОРЕВЫХ. ВЕЧЕР.    

ЛИЗА
Слово в слово!

СОФЬЯ ВАСИЛЬЕВНА
Вы оба изумляете меня дрессировкой своей памяти.

НОВИЦКИЙ
Да, без запинки заучивать слово в слово целые страницы нечеловеческих измышлений профессора Герца. Это не каждому под силу. Вы точно выдержите экзамен!

ЛИЗА
Присоединяйтесь к ним.

НОВИЦКИЙ
Вот уж точно, мне этого не нужно. По выходе Малинина я надеюсь получить золотую медаль и уехать за границу. Для хорошего настоящего не следует жертвовать лучшим будущим, тем более, что три года не пропадут даром, так как, получая стипендию, можно спокойно жить и учиться помимо университета.    

ИНТ. ПЕРЕД ДВЕРЬЮ В ГОСТИНУЮ. ВЕЧЕР.

Андрей серьёзен. Он прислушивается к разговору.   

ИНТ. ГОСТИНАЯ ДОМА НЕГОРЕВЫХ. ВЕЧЕР.

Входит весёлый Андрей.

АНДРЕЙ
О, какое изысканное общество!

Андрей садится за стол в позе важного начальника.               

АНДРЕЙ
Вы готовы сдавать экзамен?

НИКОЛАЙ
Советую и Вам заняться подлинным делом, во имя себя и…

АНДРЕЙ
(не дав договорить)
Негорев, что же Вы? Я ждал от Вас глубокомысленных замечаний о пользе зубрёжки, а вы вместо этого навязываете своё мнение? Кому это нужно?

Лиза и Софья хохочут. Андрей подскакивает с места.

АНДРЕЙ
…Гайм не понимает Гегеля, наподобие беззубого Герца…

Андрей изображает Герца, идёт его походкой к дивану и падает между Лизой и Софьей Васильевной.

СОФЬЯ
Ой, уже поздно! Опять я припозднилась…

ЛИЗА
Замечательно, значит, заночуешь у меня!

НОВИЦКИЙ
Я побегу, пожалуй. Губерния гудит. В городе спокойно, но все говорят о крестьянских беспорядках…

Андрей внимательно всех оглядывает.

НИКОЛАЙ
Эти наивные русские бунты…

МАЛИНИН
Ну почему, может они не такие уж наивные.

НОВИЦКИЙ
Если так пойдёт и дальше, скоро потребуются воинские команды для водворения тишины и спокойствия…

АНДРЕЙ
Которые, даже при содействии розог, не вдруг обратят заблудших на путь истины…

МАЛИНИН
(с таинственным ужасом)
Мне недавно пытались сунуть в руки прокламацию…

Андрей внимательно и сосредоточенно на него смотрит…    

ИНТ. КОМНАТА НИКОЛАЯ. НОЧЬ.

Малинин лежит на матрасе на полу.   

МАЛИНИН
Как нехорошо быть бедным человеком, но, впрочем, личные достоинства иногда могут с избытком вознаградить недостаток состояния…

Николай молчит.

ГОЛОС ЗА КАДРОМ НИКОЛАЯ
Когда-нибудь мы все поймём, что сегодняшние наши дни – самые счастливые.

ИНТ. КОМНАТА АНДРЕЯ. УТРО.

НИКОЛАЙ
Ты идёшь завтракать? Все тебя заждались!

Николай видит стопку прокламаций.

ГОЛОС ЗА КАДРОМ НИКОЛАЯ
Я имею твердую решимость отдаляться от всех вещей этого рода.

АНДРЕЙ НЕГОРЕВ
Хочешь, подарю экземплярчик.

Николай нехотя берёт листок в руки, стряхивает его, поднимает к глазам. Начинает читать…

ГОЛОС ЗА КАДРОМ НИКОЛАЯ
«Доколе быть нищете в просвещённом обществе?..» «Собирайтесь под наши знамена, мы достаточно сильны, нас много…»

Николай комкает бумагу и бросает в печь.

НИКОЛАЙ
(презрительно)
Для кого это писано?

АНДРЕЙ НЕГОРЕВ
Для всех…

НИКОЛАЙ
И для крестьян?

АНДРЕЙ НЕГОРЕВ
И для крестьян.

ИНТ. КОМНАТА НОВИЦКОГО. НОЧЬ.

Новицкий спит. Оверин ходит по комнате из угла в угол. В его руках листок прокламации. Время от времени он останавливается, заглядывает в листок. Снова ходит, что-то обдумывая. Просыпается Новицкий, смотрит на Оверина, отворачивается.

ИНТ. КОМНАТА НОВИЦКОГО. УТРО.

Новицкий просыпается. В комнате нет ни Оверина, ни кулька с его имуществом. На столе записка. Семён берёт её в руки, читает.

ГОЛОС ЗА КАДРОМ ОВЕРИНА
«Извините, что я мешал вам спать, я больше не буду жить на этой квартире. Книги на всякий случай сберегите. Если узнаете о моей смерти, можете воспользоваться как книгами, так и бумагами. Тут есть записка о периодах поколений. Вычисления не кончены, но основная мысль довольно ясно высказана вначале. Я хотел сделать попытку вывести исторический закон периодов возрождения. Дело в том…»

Новицкий опускает руки. Во взгляде – испуг, удивление и возмущение. 
               
НАТ. У ДОМА ОВЕРИНА. НОЧЬ.

К дому подходит Оверин, дёргает за верёвку звонка. Никто не открывает. Дёргает настойчивее, заглядывает в окно.

ИНТ. ПРИХОЖАЯ ДОМА ОВЕРИНА (ВЗГЛЯД ЧЕРЕЗ ОКНО). НОЧЬ.

По лестнице, тяжело шаркая ногами, медленно и осторожно спускается СТАРЫЙ ЛАКЕЙ. В дрожащих руках подсвечник с горящей свечой.

ИНТ. ДОМ ОВЕРИНА. НОЧЬ.

Старый лакей подходит к двери.

СТАРЫЙ ЛАКЕЙ
Кто там?

ОВЕРИН (ГОЛОС ЗА КАДРОМ)
Владелец. Сергей Степанович Оверин.

Старый лакей радостно крестится. Открывает дверь. Оверин входит.

СТАРЫЙ ЛАКЕЙ
Батюшки, Серёженька!
Я же тебя, Вас, младенцем нянчил…
Что-то теперь будет.

НАТ. ДЕРЕВНЯ. УТРО.

На площади толпятся КРЕСТЬЯНЕ.

1-ый КРЕСТЬЯНИН
Говорят, что дворяне скрывают настоящий манифест. Государь подарил нам отменно плодородную землю и предлагает выселиться туда всем желающим крестьянам.

КРЕСТЬЯНКА
А где эта земля-то? Где?

СТАРЫЙ ЛАКЕЙ
(с благоговением)
Братья, к вам, с болью сердечной пришёл мой барин… Слушайте его внимательно и с почтением.
(вдруг со слезами умиления)
Я сам когда-то носил его на руках.

2-ый КРЕСТЬЯНИН
(говорит медленно, уважительно)
Говорят, барин тоже был в заговоре с прочими дворянами, но побоялся Бога и, ради спасения души своей решился открыть злокозненные замыслы своих товарищей.

ОВЕРИН
(с горячностью убеждая)
Вас долго обманывали, и обманывают сейчас. Против вас всегда был гнусный заговор, вступитесь за свои законные права…
 
НАТ. ДЕРЕВНЯ. ДЕНЬ.

Из деревни выезжают длинной вереницей обозы крестьян. На обозах скарб и дети. Люди идут пешком, немногие на лошадях.

НАТ. ДЕРЕВНЯ. ВЕЧЕР.

На лошадях залетают СТАНОВЫЕ. Проезжают по деревне. Она полностью пуста. На одной из завалинок сидит СЛЕПОЙ СТАРИК, рядом некрасивая РЯБАЯ БАБА.

СТАНОВОЙ
Говори, где все?

РЯБАЯ БАБА
Поехали лучшую долю искать.

СТАНОВОЙ
Куда это?

СЛЕПОЙ СТАРИК
Куда глаза глядят.

Становой плёткой бьёт рябую бабу. Она молчит, чтобы не напугать старика. В глазах ненависть.

ИНТ. САЛОН БУРОВА. ВЕЧЕР.

Мужчины играют в карты за столом. Дамы поодаль сидят кружком. ОДНА ИЗ НИХ читает письмо.

ОДНА ИЗ ДАМ
«Человек, о котором кричит теперь вся губерния, вовсе не имеет тех свойств, какие я предполагал в нём встретить. Я ожидал увидеть зверя с необыкновенной силой, со всклоченной бородой, очень похожего на разбойника с большой дороги. Оверин не имеет в своей наружности ничего ужасного; глаза его даже довольно симпатичны».

Среди дам заметно оживление.

ОДНА ИЗ ДАМ
«…Только очень строгий очерк рта свидетельствует о фанатической неумолимости и непреклонности этого человека. Он среднего телосложения и очень бледен, впрочем, может быть, вследствие голода и дальних переходов.

ИНТ. САЛОН ШРАМОВ. ВЕЧЕР.

Мужчины играют в карты за столом. Андрей что-то рисует на листочке, поглядывая на дам. Дамы поодаль сидят кружком. ДРУГАЯ ДАМА читает продолжение того же письма.

«Старик, его сопровождающий, тоже очень худ и бледен; он высокого роста и совершенно седой. Они встретились со мной в лесу, и, признаюсь, я очень испугался; старик схватил под уздцы пристяжную, (лошади бежали тихой рысью). Оверин подошел ко мне и задумчиво, даже как будто рассеянно спросил, нет ли у меня хлеба? У меня был с собой погребец, но в нём ничего не было, кроме чаю, сахару и немного рому. От страха, не помня, что я делаю, я открыл погребец. «Извините, мы у Вас возьмем сахар: мы ничего не ели два дня», сказал мне Оверин и высыпал сахар в полу своего оборванного сюртука. Старик взял и графинчик с ромом. Только отъехав с версту, я вздохнул свободно».   

ОФИЦЕР, ПЛЕМЯННИК БУРОВА
Дамы-то наши словно помешались. Одно и тоже письмо по всем салонам читают.

КТО-ТО ВАЖНЫЙ
(презрительно)
Все наши дамы без ума от оверинских деяний.

КАТЕРИНА ГРИГОРЬЕВНА
Я нахожу, что Оверин может быть героем современной эпической поэмы во вкусе Байрона.

ВОЛОДЯ ШРАМ               
(с оттенком некоторой презрительности, рисуясь рукой на перевязке)
Всё это не больше, не меньше, как выходка сумасшедшего.

ОЛЬГА
Ты – злобный завистник! Оверин – настоящий!

Андрей подаёт Ольге листок. Это карикатура, где Оверин, нарисованный довольно похоже, едет на ободранном Россинанте, с котомкой за плечами, в сопровождении изнурённого Санчо Пансо. Она сначала хохочет, а потом быстро прячет листок в рукав платья.

АНДРЕЙ НЕГОРЕВ
Оверин, жевавший где-нибудь в лесу черствую корку хлеба, никогда не поверил бы, сколько женских сердец готовы пасть к его ногам по первому призыву.   

НАТ. ГУСТОЙ ЛЕС. ВЕЧЕР.

Прислонившись к дереву, сидит уставший Оверин и жуёт чёрствую корку хлеба. Рядом, свернувшись клубочком, спит старый лакей.

НАТ. ГОРОДСКОЕ ФОТОАТЕЛЬЕ. ДЕНЬ.         

В фотоателье заходит несколько женщин. Среди них Ольга.

ФОТОГРАФ
Боже, какая красота! Проходите, проходите скорее… Я весь к вашим услугам… Ну, что же вы, милые дамы, смелее… Я сделаю шикарнейшее фото под стать вашим красотам…

Ольга протягивает фотографу листок-карикатуру на Оверина.

ФОТОГРАФ
Я так полагаю, этот герой нужен каждой?

ОДНА ИЗ ДАМ
(робко)
Мне две.

ДРУГАЯ ДАМА
(бойко, с вызовом)
А мне три!

ФОТОГРАФ
А вы будете делать собственные снимки?

ВСЕ ДАМЫ
Нет!

НАТ. ОДНА ИЗ ДЕРЕВЕНЬ. ДЕНЬ.

На площади массовая порка крестьян. Вдоль дороги разбитые телеги, разбросанный всюду хлам. Кричат дети.

НАТ. ДРУГАЯ ДЕРЕВНЯ. ДЕНЬ.

КРЕСТЬЯНИН
Что хошь барин со мной делай, не буду больше задарма работать!

ИНТ. ДОМ НЕГОРЕВЫХ. ДЕНЬ.

МИХАИЛ МАЛИНИН
(пожимая плечами)
 Кажется, он такой смирный был и никогда не дрался. Ну, происшествия нынче случаются!

ЛИЗА
А что?

МИХАИЛ МАЛИНИН
Да как же! Тут дуэль, а тут опять Оверин!

ОЛЬГА РОТАРЁВА
 Я уверена, что крестьяне считают его за блаженного. Тем более, что он в последнее время начал ходить босиком, в одной рубашке, как калика перехожий. Этакая сила воли!

АНДРЕЙ    
Откуда же сие известно стало?    

СЕМЁН НОВИЦКИЙ
 Ему недостает только вериг.

МИХАИЛ МАЛИНИН
(восклицая)
Что, если он соберёт войско, начнет чеканить монету и лить пушки!

Все смеются.
 
АНДРЕЙ НЕГОРЕВ
(смеясь, ероша у Малинина волосы)
 И тебя позовет отливать пули.
(уверенно)
Нет, Оверин сейчас борется с ветряными мельницами.
(внезапно задумавшись)
А мельницы, как известно, шпагой не победит.

ОЛЬГА
(настороженно)
О чём это ты?               

Андрей, словно спохватившись, подскакивает, хватает Ольгу за руки, и они начинают кружит по комнате. При этом Андрей поднимает и опускает руки так, как будто это крылья ветряной мельницы. Ольга радостно хохочет. Вдруг Андрей резко останавливается.

АНДРЕЙ
Что это? Кто это? Пастушья собака? О, не-ет… Это переодетый агент!

Андрей прячет Ольгу за свою спину. Хватает её, тащит в другой конец комнаты. Все хохочут. Кто-то пытается их ловить.

АНДРЕЙ
Вон лодка. Отплывём на остров Томаса Мура.

Аннинька дёргает Малинина за рукав.

МИША МАЛИНИН
Томас Мур написал о наилучшем устройстве государства и о новом острове Утопии.

Аннинька удивляется и не понимает. Андрей толкает Ольгу, заставляя сесть на пол.

АНДРЕЙ
Ах, ой, лодка без вёсел! Бежим…

Андрей резко поднимает Ольгу. Сам вскакивает на стул.

АНДРЕЙ
О, моё возлюбленное стадо, хотите услышать речь великого мужа, спасителя человечества?

СЕМЁН НОВИЦКИЙ
Из твоих юмористических предположений разных сцен оверинского путешествия можно составить очень порядочный роман.

НАТ. ЛЕС. ДЕНЬ.            

На Оверина и его спутника (старого лакея) нападают НЕСКОЛЬКО КАЗАКОВ. Старый лакей стреляет. Ранит одного из казаков. Тот в гневе стреляет в ответ. Старый лакей убит. Оверина связывают. Он кусает за палец СОЛДАТА. Солдат кричит.

ИНТ. ГОСТИНАЯ ДОМА НЕГОРЕВЫХ. ВЕЧЕР.

Вбегает запыхавшийся Малинин. Бросает газету на стол.

МИХАИЛ МАЛИНИН
(сокрушаясь)
 Погубил себя ни за грош! И для чего это он всё затеял?!

АНДРЕЙ НЕГОРЕВ
 Однако ж его комедия будет иметь, кажется, трагическую развязку.

НИКОЛАЙ
Не будет ли это уроком для других комедий?

АНДРЕЙ
(задумчиво)
 Да-а, и другие комедии близятся к развязке. К эпилогу, кажется, все сойдемся в одном месте.

Андрей указывает в окно на видневшуюся вдали башню. Солнце садится и освещает шпиль. Шпиль тянется далеко в небо, а тень от башни накрывает всю улицу.


Рецензии