Зимнее обострение23

 РУССКАЯ БАНЬКА!

В Европе лгут про наш народ:
Мол, кроткий он, забитый,
Живёт в лесах, среди болот –
Нечёсаный, немытый...

Но сотни лет в чужих краях
Дивились русским баням
Надменный брит, спесивый лях
Согласно всем преданьям.

Крестьянский труд и сложный быт,
Но люд наш - не бездельник!
И искони усладой был
В народе банный веник!

В субботу банный день - уклад!
Дымок с утра клубится...
Коль шли в семье дела на лад,
Как в баньке не помыться?

И чужеземец удивлён,
Как, распалясь, славяне
Стегали веником вдвоём
Собрата, друга в бане!?

Дубовый веник - для мужчин,
Для женщин - из берёзы -
От всех недугов и кручин...
И нипочём морозы!

С размаху, распалясь, - в сугроб
Иль в прорубь - с головою!
Исчезнут хворь, прострел, озноб
И боли за спиною.

И, как исконная черта
Прямой души крестьянской,
Вошла навеки чистота
И в дом, и в дух славянский!



    Уходит в белых ризах  (Стирка)

С годами вспоминается, поверь,
Мне мама... С жгучей болью ностальгия:
В субботу застилала нам постель,
А простыни с мороза приносила.

О, как же, мама, ты была права.
Жизнь изменилась... Время быстротечно.
Всё чаще вспоминаются слова...
А мамы наши, как и все, - не вечны...

Блаженство детства поросло быльём,
И белых простыней давно не стелют.
При каждой стирке со своим бельём
Я сыплю "белизну" - пускай отбелит.

Та белизна нас с детских лет звала
Быть чище, милосерднее, добрее.
И мамины слова я пронесла
Сквозь годы. До сих пор их нет мудрее!

Мелькнуло что-то светлое вдали,
Над горизонтом безвозвратно тая.
За матерями русскими с земли
Уходит в белых ризах Русь святая.

Александру Блоку

Ночь. Улица. Прохожий некий
Сутулится под проливным дождём.
Усталый Блок выходит из аптеки
И, глядя вдаль, стоит под фонарём.

Он без зонта. И боль в груди опасна.
Всё чаще сердце стонет от тоски.
Среди друзей волненье не напрасно...
Уходят годы, в серебре виски.

Своей безудержною тяжкой ношей
И непосильным грузом бытия
Трагедия судьбы и непохожесть
Сломили волю в серости дождя.

Жизнь угасала, словно сигарета,
Как век Серебряный, как стык эпох.
"Он весь - дитя любви, добра и света",
Как воин чести, как земли пророк!



Снеговик

Я смотрю, как плачет снеговик,
Медленно утрачивая жизнь.
Он под солнцем тает, как ледник,
Жертвенно поддавшись воле тризн.

Рыхлым стал, осунулся и сник,
Отпугнув прохожих, детвору.
Словно в одиночестве старик,
Он готов растаять поутру.

Наблюдаю, стоя у окна,
Бедолаги снежного удел.
Только знаю: жизнь прожил сполна,
Радостью наполнить мир успел!

Зима

Тройка мчит по стёжке белой,
Лай собак затих вдали.
Под окном стучат капелью
С крыш цветные хрустали.

Ветер с сосен что есть мочи
Осыпает в блёстках пух.
День короток. Ближе к ночи
Хрипло прокричал петух.

Жизнь застыла. Всё немеет...
Только радостно луна
В небе светит! Нас согреет
Кружка тёплого вина.


В рыданиях мать задрожала

В рыданиях мать задрожала,
В слезах проклиная судьбу.
А дочка невестой лежала
В зловеще-нарядном гробу.

Фотограф удобную точку
Для съёмки последней искал.
А мать поправляла у дочки
Охапки безжизненных калл.

Когда же её закрывали
Под стук молотка и сердец,
На гроб ненаглядной упали
Сражённые мать и отец.

С тех пор пронеслось дней немало,
Но горечь Донбасса в душе
Саднящей и ноющей раной,
Хоть лет мне немало уже...


***
И я учусь ценить простое.
Я изымаю в нем печаль.
Пусть будет капелька левкоя,
Пусть будет память
Сквозь вуаль.

Женское счастье

Пусть тихо стоит у окна одиночество
И прячет под маску печальный свой взгляд.
Мне в женское счастье поверить так хочется,
Но тучи былого нас тянут назад.

И, кажется, радость уже не воротится,
Жалея её, плачет дождь за окном.
Лишь женское сердце мечтою наполнится,
И счастье отыщет дорогу в наш дом.

И тучи обид отойдут и рассеются,
И затеряется ключ от невзгод.
На счастье пьянящее вместе надеемся,
Нас снова закружит любви хоровод!

Вновь тихо стоит у окна одиночество,
И прячет под маску слезинки из глаз.
Мне в женское счастье поверить так хочется,
Я жду! Непременно придёт этот час!





Ах, сентябрь

Отцветают осенние флоксы,
К зимней спячке готовится сад.
В суете запоздавшие осы,
И от ветра шальной листопад!

Из души ускользает прочь зависть
И тоска, что приходит подчас.
Ярко-рыжий фонарик – физалис, –
Для кого ты горел - не погас?

Ах, сентябрь, – бабье лето согреет
Черноплодки тяжёлую гроздь.
Я иду опустевшей аллеей
И мечтаю... уж так повелось...

Святки

Занесло всю хату снегом!
По колено снег кругом.
И морозец белой негой
Обновляет сад и дом.

Вся семья у самовара,
Из трубы валит дымок.
А из сенцев воздух паром
Напустил сосед-дружок.

Ребятишки гладят киску,
И смеются, и галдят!
Каждый тычет носом в миску
Кошку Мурку и котят.

А котята все пискливы
И беспомощные: чмок!
Кошка схватит их игриво
И в корзинку - под бочок.

Счастья детям привалило!
Манит снежный их простор.
На салазках шаловливо
Оглашают визгом двор!

А мороз снежку подкинул!
Лепят бабу! Вот восторг!
И на снежную перину
Стражем ставят у ворот!

Вот денёк пошёл на убыль.
В небе яркая луна!
И от ветра щёки, губы
Стынут. Святки! Кутерьма!


И падал снег...

А снег валил... И так хотелось жить.
Пусть жизнь сложна... Из плена многоточий
Остаться в стихотворной строчке,
Ворвавшись в жизнь твою без капли лжи.

Волшебный снег - пушистой пеленой
И невесомой, (в детстве так бывало),
Укрыл всю землю белым покрывалом,
Спустился, как хранитель-ангел мой.

Покаявшись, очистится душа
Под музыку шального снегопада.
И жизнь осознаётся, как награда,
Как Божий дар смотреть, любить, дышать.

И падал снег... И продолжалась жизнь!
Душа жила без скверны и обмана.
И в исповеди поздно или рано
Все чувства перед Богом обнажит.

Тайга

Всё зовёт меня тайга,
С детства края нет милей.
Ждут родные берега,
Нет сибиряков добрей!

Возвращается во сне
Лес – волшебный чародей,
Хвойной лапой машет мне:
Приезжай, ждём поскорей.

Мне б забросить все дела
И умчаться в дивный сон,
Пусть летит мечты стрела
В царство мхов, на хвойный трон.

И укроет, как шатром,
Ель мохнатая меня.
Звонким, чистым ручейком
Запоёт душа моя!

Сибирь

Над Суготом небо белоснежное,
На Оке аукает паром.
Чья-то песня, добрая и нежная,
Входит в душу, словно гостья в дом.

В белой пелерине кедры рослые,
Снежные макушки тополей.
И скрипят под ветром сосны взрослые,
На сугробах тени от плетней.

Прислонилась робкою девчоночкой
Звонкая к калитке тишина.
Полночь одинокой собачёночкой
Топчется у жёлтого окна.

Снится лето, небо сине-синее
На тропе взволнованной строки...
Скоро утро. Лес покрылся инеем,
И горланят солнцу петухи.

Я живу

Я на многом поставила крест.
И хотела уйти в никуда
Из годами насиженных мест,
Где встречались мне боль и беда.

Но акценты расставила жизнь,
Растворяясь, по кругу иду.
А внутри еле слышно: - Смирись...
Суть усвой. Будь с собою в ладу.

Путь упрямо ищу и кричу:
Заблудилась в ночной я тиши.
То на помощь зову, то молчу,
А вокруг - светят лишь миражи.

И на лжи я поставила крест.
Вновь сложились в куплеты слова.
Слава Богу - ещё Совесть есть.
Я жила! Я живу! Я жива!

*****

Он кажется своим, родным...
Но нет: проходит мимо.
Он ошибаться не привык.
И это объяснимо.

Идёт по жизни без забот:
Сегодня здесь, а завтра - мимо!
А послезавтра завернёт
Туда, где было мило.

Его не ждут ни там, ни тут...
Он мчит по жизни пассажиром!
А я всё жду свою мечту,
Но обещанья лживы.

Но вот беда: попалась я
В его заманчивые сети.
Свели с ума его глаза...
Им доверяла на рассвете.

***

Наш нелепый союз без признаний, свиданий
И без пылких объятий, без встреч, расставаний.
Как осколки любви важность слов: «Я скучаю»,
Но в ответ средь гудков слышу: «... я обещаю...».

Необычный контакт многоточий и точек,
Мне а подарок волнующий стих!.. среди прочих...
Среди ночи звонок: "От тебя жду совета!"
Деловые вопросы... И нет в них ответа.

Эта странная связь у двоих непохожих,
Одиноких и близких, по жизни прохожих.
Как друзья мы, без цели, без общего дома...
Эта чудная связь в мире многим знакома.
****

Развею страх, найду свой верный путь.
И смысл сей жизни, и призванья суть.
Смахну всю пену лжи, порока муть...
Ведь главное – не сбиться, не свернуть!

***
Брожу одиноко тропинкой знакомой.
И песнь соловья слышу вновь в тишине.
Напившись росы, становлюсь невесомой,
Как ветер, как птица, лечу в полусне.

А хочется жить по возможности проще,
Как тёплое солнце, как счастья мечта.
Как трель соловья в тихой утренней роще,
Как свежесть росы и лугов красота.

********************
Ты найди меня

Летний вечер не уходит...
Пусть я снова не права!
- Не ищи меня у входа -
Через час вернусь иль два...

Осторожно, незаметно
Проскользну за сквозняком.
И останусь предрассветным,
Непогасшим огоньком

До полуночи, а утром
За рекою на траве
Я осяду перламутром
В полусонной синеве,

Летним ветром, облаками,
Недосказанностью фраз
И бессмертными стихами...
- Ты найди меня сейчас!

Летний этюд

Мне снились полей золотые колосья
И луч, пробивающий брешь в синеве;
И лета макушка - пора сенокоса!
И легкого ветра объятья в траве.

Как нежно берёзки прижались друг к другу,
Листвою загадочно шепчут: - Привет!
И птицы поют голосистые фуги,
К утру успокоясь, встречают рассвет.

Кузнечиков стрёкот... Блаженно дремота
Меня одолела в покоях травы.
А с ветки свалился птенец желторотый...
Ему, как и мне, снились яркие сны!

Мне снится деревня и детства раздолье:
Покос, разнотравье! Вдали от тревог.
И есть на планете такое приволье,
Легко где дышать, где ты не одинок!

Присеймье

А над Сеймом встаёт конопатое солнце,
Ночью дождиком щедро омыта земля.
Сейма гордый изгиб, молчаливые сосны...
И раскинулись вглубь золотые поля,

Заливные луга и песчаные пляжи...
Лёгкой дымкой дрожит тёплый воздух, хмельной.
Как погаснет закат, ночь туманами ляжет,
Задремавшую Тускарь укрыв пеленой.

Над неспящей волною луна золотая,
И скользит, и дрожит над водой яркий след.
На заре птичий хор зазвенит, не смолкая,
Над лесами, полями, встречая рассвет.


Как всё начиналось...
к юбилею г. Курчатова

Тропой проторенной над речкой
За скрытый соснами простор
Несешь ты воды быстротечно,
Скрываешься за косогор.

На берегу долины прежней,
За Сеймом поймы не найдёшь.
И над простором волн безбрежных
От изумления замрёшь:

Перед тобой заплещет море
В подножье мелких деревень,
Заблещет радуга над взгорьем
Зажжённых городом огней!

И сердце радостно забьётся,
Воспев неугомонный век,
А в песне гордость отзовётся
За то, что сделал Человек!

***********
В этом мире красиво стареть
И достойно прожить мне не ново,
С грузом опыта жизни узреть
В строках выцветших мудрое слово.

И оставить свой след на Земле,
Поделившись мечтой сокровенной,
Чтоб душа не исчезла во мгле,
Затерявшись в просторах Вселенной.

И остаться в сердцах у детей,
Быть опорою и вдохновеньем
В аромате пшеничных полей,
Средь цветущих весною деревьев.

И остаться закладкой в стихах
В моих новых неизданных книгах.
В милых просьбах своих, в пустяках...
И в дочерних вечерних молитвах.

*************
ПРЕДАН ДОМ

Продан дом как с молотка!
Родовым не стал гнездом .
И в нагрузку пса, кота
Передали заодно.

Продан дом. Жила семья:
Деток куча - мал-мала...
И проблемы бытия
Отражали зеркала.

Продан дом. Своим трудом
Он построен был с умом.
Для родных он стал мостом -
Был связующим звеном.

Продан в нём фруктовый сад
И цветы что под окном.
Сохранён их аромат
И семьи фотоальбом.

Продан дом. Стенай и плачь!
Кто-то скажет: поделом...
От семейных неудач
Поделён был дом судом.
Предан дом.

Тайга

Всё зовёт меня тайга,
С детства края нет милей.
Ждут родные берега,
Нет сибиряков добрей!
Возвращается во сне
Лес – волшебный чародей,
Хвойной лапой машет мне:
Приезжай, ждём поскорей.

Мне б забросить все дела
И умчаться в дивный сон,
Пусть летит мечты стрела
В царство мхов, на хвойный трон.
И укроет, как шатром,
Ель мохнатая меня.
Звонким, чистым ручейком
Запоёт душа моя!


Рецензии