О месте поэзии в современных реалиях

***

Если оглянуться на скорость научно-технического прогресса, то можно невольно задаться  вопросом, какое влияние в дальнейшей перспективе он окажет на повседневную жизнь людей.

Может ли «поэт» быть востребован в цифровых реалиях, напоминающих без пяти минут киберпанк? Будет ли ему там место? Может ли он занять такую же престижную нишу, как программист высокого класса или инженер, работающий на запуске баллистических ракет? Есть ли у него что-то не техническое, чем он способен с ними «потягаться»? При произношении слова «поэзия» на ум могут прийти разные образы. Например, это может быть Лермонтов, проживший недолгую, но насыщенную жизнь, как «последний романтик». То же самое можно сказать про Пушкина и Байрона. И это касается не только XIX столетия, подарившего миру классику мировой литературы, но и XX века, который известен Есениным, Маяковским, Блоком и многими другими.

Отсюда вытекает следующий вопрос: есть ли место самому понятию романтики в текущих условиях жизни, предельно оцифрованной и комфортной? В этой реальности, в которой все стремительно пытаются математически спрогнозировать и подсчитать. В потребительской жизни, идеал которой — отсутствие риска. Отсюда же вытекает и еще один вопрос: возможна ли романтическая жизнь без риска? Само поднятие этого вопроса уже делает его риторическим. Ответ ясен сам собой.

Так или иначе, во все времена поэзия была романтична. Она ставила переживание в моменте превыше комфорта, определяла непредсказуемость жизни как высшую ценность, поскольку в таких условиях человек способен переживать. С поэтической точки зрения, такая способность является мерой его человечности. Напрашивается следующий вывод. Отнимите у человека возможность рисковать, и он перестанет переживать. Отучите его переживать, и это отнимет у него восприимчивость к романтике. Отнимите у него романтику, и он утратит вкус к жизни. Утратив же вкус жизни, он перестанет ценить, читать или писать стихи.

Таким образом, находится и ответ на вопрос, поставленный в тезисе. В современных цифровых реалиях поэзия неактуальна. Во всяком случае, в том виде, который она представляла собой в классические времена. Отсюда же следует, что романтика сегодня — это вызов, более актуальный, чем раньше, до наступления эпохи общества потребления. И поэзия, как ее спутница, является суть тем же. Перед ней стоит вопрос выживания. Останется ли она такой, какой была (с тем, что ее как таковую определило) или трансформируется, приняв диктат Замятинского мира сухих чисел? Мира, медленное наступление которого мы наблюдаем сейчас.

07.01.2023.


Рецензии
Уважаемые Авессалом!

Я думаю, что и в наше время, и после нас романтика будет. Количество романтиков, как я считаю, всегда небольшое. Не бывает много "безумцев праздных, пренебрегающих презренной пользой". Да это и хорошо, Нормальных людей должно быть большинство.

Григорий Рейнгольд   09.01.2023 07:09     Заявить о нарушении
Григорий, взял под козырек. Благодарю Вас за обратную связь )
С Новым Годом Вас и пусть все будет хорошо )

Авессалом Гандиев   09.01.2023 12:38   Заявить о нарушении