Малый. Записки автолюбителя

На легковом автомобиле, который принадлежал Егору, было установлено два аккумулятора.

Первый, отвечал за пуск двигателя, размещался под капотом.
Второй, стоял, как и все заместители начальства в человеческой сфере деятельности, сзади, в багажнике, на одном уровне с запасным колесом. 
 
Он был невидим, но как любой заместитель начальника, легко мог заменить или взять на себя всю полноту власти, в данном случае завести двигатель и обеспечить током всю электросистему автомобиля.

Но по воле судьбы, в его обязанности входило подать электричество на освещение салона, электронные замки дверей, багажника, сигнализацию, датчики и приборы на панели управления.
 
Был у него и ещё один очень серьёзный  долг - в момент запуска двигателя, обеспечить током электронный клапан подачи топлива.
 
Когда начинал работать двигатель, вся полнота власти выработки электричества переходит в руки генератора.
 
Аккумулятор, о котором идёт речь, родился в солнечном Марселе, на юге Франции. Это обстоятельство, очень льстило ему.
 
Подумать только, Марсель – третий город Франции, на берегу Средиземного моря, один из самых крупных портов и такая замечательная история.
 
Конечно, его изготовили в цехе фабрики, где-то в промышленной зоне, но это не важно. А важно было то, что на пластиковой стенке справа, приклеена этикетка с надписью – сделано во Франции.
 
Действительно, качество было высоким, и он был молод, изящен, полон сил и энергии.
Когда его купили и поставили вместо старого аккумулятора, прошло целых восемь лет.

Первый раз, когда наш аккумулятор почувствовал признаки старости, прошло уже почти четыре месяца.
 
Это случилось на стоянке ночью. Он отдыхал, тихо и мирно спал. Вдруг внутри что-то защемило, потом запекло. Боль начала перемещаться вниз, потом всё успокоилось.

Проанализировав ситуацию, он понял, что частичка активной массы, которой была заполненная положительная пластина, откололась, не спеша выпала из своей ячейки, и также не спеша осела вниз, на дно, между опорных призм.
 
Пластиковый сепаратор, который установлен между отрицательной и положительной пластиной, немного задерживал скорость падения жизненно важного тела активной массы, тем самым увеличивал время мучения.
 
Когда пришло время заводить двигатель, наш аккумулятор подал сигнал на приборную панель, в виде красного прямоугольника, с одной стороны «плюс» с другой «минус». 

Егор понял, что пришло время малой батареи, но  махнул на этот сигнал рукой, мол, пусть работает, сколько проработает.

Сначала запуска двигателя сигнал загорался, потом исчезал, так как генератор давал возможность аккумулятору зарядиться и поправить свои возможности на небольшое время.

Процесс старения батареи продолжался. Активная масса сыпалась, уже и отрицательных пластин.
 
Аккумулятор всё настойчивее уведомлял хозяина, что время окончательного выхода из строя близок. В переводе на человеческий язык, время смерти близко и ничего с этим не поделаешь.

Так прошли ещё два месяца, казалось, что всё нормально и «малый» будет «жить» дальше.

После очередной недельной стоянки автомобиля, Егор, привычно повернул ключ в замке зажигания, и вместо привычного красного сигнала зазвучал пронзительный настойчивый звуковой сигнал.

Не веря, что двигатель не заведётся, хозяин повернул ключ в позицию запуска. Главный аккумулятор весело закрутил коленчатый вал двигателя, но тот не запустился.
 
Егор, чуть подождав, второй раз повернул ключ в позицию запуска двигателя, тот опять отказался запускаться. – «Малый» умер,- подумал водитель, и ещё раз повернул ключ. Мотор упорно не запускался.
 
- Так можно посадить и большой аккумулятор,- досадно засверлила мысль хозяина автомобиля,- надо менять тактику.

От своего неблагодарного упорства, повернул ещё раз ключ в замке зажигания, получив тот же результат. 

- Двигатель можно завести, толкая вперед автомобиль, включив третью передачу, или четвертую, или вторую, в общем, любую, лишь бы завёлся,- рассуждая так в уме, Егор попросил коллег подтолкнуть автомобиль.
Толкали долго и безуспешно.

– Надо провода, другой автомобиль с рабочей батареей, подсоединить «малый» аккумулятор, тогда заведётся,- крутилось в голове, пока разочаровано благодарил товарищей.

Открыв багажник, поднял коврик, присоединил провода переносной батареи, предназначенной для запуска двигателей, к клеммам, которые принёс механик.

Двигатель весело запустился с пол-оборота коленчатого вала, радостно погасли сигнальные красные окна на приборной панели.

Механик радостно похлопал Егора по плечу, сказал:- Теперь езжай в магазин, покупай новый аккумулятор, а этот на мусор.

- Вот и жизнь прошла,-  шевельнулось в мозгу аккумулятора сделанного во Франции,- сейчас поедем в магазин, хозяин купит новую батарею, а меня сдаст в этот же магазин на утилизацию. На утилизации меня разберут по частям, свинцовые пластины на переплавку, пластиковый корпус и сепараторы на переработку, электролит в емкость, сделанную из нержавеющей стали.

После, ему пришла ещё одна мысль:- Откуда я это всё знаю? Может я, уже проходил такой круг, может и не один раз?

Ему стало так грустно и тяжело, что та энергия, что приходила к нему от генератора совсем не радовала и не веселила. На клеммах показались слёзы разочарования, тяжести скорого прощания с жизнью.

Он вспомнил тот день, когда ленточный автомат приклеил к боковой стенке «сделано во Франции», когда бережно сняли с конвейера и поместили в ящик для транспортировки.

Когда его поставили на автомобиль, когда первый раз открыл клапан топлива и завёлся двигатель.
               
                ***


Рецензии