20серия Благополучный россиянин

БЛАГОПОЛУЧНЫЙ РОССИЯНИН, 22-серийный сценарий Ирины Неклюдовой по роману И.А.Кущевского «Николай Негорев или благополучный россиянин» (1871г) 20 СЕРИЯ (3часть, 8глава) ПОЛИТИЧЕСКИЕ ДЕЛА


НАТ. ПЛОЩАДКА ПЕРЕД УНИВЕРСИТЕТОМ. УТРО.

Студенты и слушатели подходят к университету. У главного подъезда выставлены ПОЛИЦЕЙСКИЕ.  НЕКОТОРЫЕ ИЗ СТУДЕНТОВ, видя это, поворачивают обратно. Софья Васильевна подходит к двери, останавливается, смотрит на выставленную охрану. Подбежавший Крестоцветов открывает перед ней тяжёлую дверь. Они и ДРУГИЕ молча входят внутрь. Тяжёлая дверь захлопывается за ними.          

ИНТ. КОРИДОР. ПЕРЕД КУРИТЕЛЬНОЙ КОМНАТОЙ. УТРО.

У окна стоит растерянный Малинин. Неподалёку от него разговаривает ГРУППА СТУДЕНТОВ с заговорческими лицами.

БЛЕДНЫЙ СТУДЕНТ стремительно подбегает к двери курительной комнаты, дёргает за ручку.

КРЕСТОЦВЕТОВ   
Что, покурить приспичило? Как не вовремя, брат… Дверца-то заколочена…

ЧЕБОТАРЁВ
(заговорчески)               
А может, Вы хотите обсудить важные политические вопросы?               

Бледный студент испуганно убегает.       

МАЛИНИН
(растерянно)
Вы дошутитесь, господа… Это же опасно… Мне написали… В Петербурге начались университетские «истории».

ЧЕБОТАРЁВ               
И предусмотрительное провинциальное начальство решило, что и мы не должны отставать от столичного города…

КРЕСТОЦВЕТОВ   
И тотчас же озаботилось принять меры к устройству «историй», наподобие петербургских.   

ИНТ. МОСТИК В САДУ УНИВЕРСИТЕТА УТРО.

Николай и Новицкий издалека видят, что около главного подъезда университета расставлены ПОЛИЦЕЙСКИЕ. А перед пешеходным мостиком, соединяющем две половины этой части города, скопилась ТОЛПА, в которой есть и КУХАРКИ и ЧИНОВНИЦЫ. Мостик охраняют БУДОЧНИКИ.

ГОЛОСА ИЗ ТОЛПЫ. 1-ый ГОЛОС
Почему не пропускают?

ГОЛОСА ИЗ ТОЛПЫ. 2-ый ГОЛОС
Вы же знаете, другой дороги нет!

ГОЛОСА ИЗ ТОЛПЫ. 3-ый ГОЛОС
Позвольте, нам на рынок нужно…  Он за университетом.

ГОЛОСА ИЗ ТОЛПЫ. 4-ый ГОЛОС
Что происходит?

ГОЛОСА ИЗ ТОЛПЫ. 5-ый ГОЛОС
Подождём, будочники скоро освободят вход.

НИКОЛАЙ
Как долго вы здесь?               

КТО-ТО ИЗ ТОЛПЫ
Да уж полчаса, не меньше.               

НОВИЦКИЙ
(негромко Николаю)
Наверное, будочники ждут, чтобы толпа достаточно увеличилась до того, чтобы можно было заключить о ее неблагонамеренности.

Появляются ЖАНДАРМЫ. Окружают людей со всех сторон.

ЖАНДАРМЫ
 Расходитесь, извольте расходиться!

Николай и Новицкий зажаты всё увеличивающей толпой. НОВЫЕ ЛЮДИ подходят. Эта живая масса кричит, визжит, толкается и давит. Новицкого НЕСКОЛЬКО ЧЕЛОВЕК невольно отодвигают в сторону. Николай пытается пробраться к перилам мостика. Нагайка опускается на чью-то спину. Раздаются крики толпы, ругательства. Николай добирается до перил мостика и прыгает в воду. 

ИНТ. БЕРЕГ РЕЧКИ. УТРО.    

Речушка мелкая. Николай ударяет ногу о каменистое дно. Вслед за ним в воду прыгают другие люди. Жандармы выстраиваются вдоль берега. Люди бредут по колено в воде, не смея выйти на берег. Николай еле дышит от бессильного гнева. Сапоги скользят по галькам. Толпа движется очень медленно, торопясь и спотыкаясь на каждом шагу… Какая-то ИСПУГАННАЯ ЖЕНЩИНА держится за край одежды своего МУЖА ФЁДОРА, мешая ему свободно двигаться.

ИСПУГАННАЯ ЖЕНЩИНА               
Скорее бы до окраин добраться. Чего это они, Федь? Раньше ведь зря никого не трогали.

ФЕДОР
А что мы, хуже Петербурга? Там гонения, а у нас нет!

ДЕВУШКА В МОКРОЙ ЮБКЕ
Каждый выслуживается как может! Власть боятся потерять…      

ФЁДОР
Вот и выслуживаются перед властью.

ИСПУГАННАЯ ЖЕНЩИНА
Да кому нужна их власть, Федь? Мы ж ко всему привычные. Чего они лютуют?

ХРОМАЮЩИЙ МУЖИК
Эх, барышня, это они ещё не лютуют…

ИСПУГАННАЯ ЖЕНЩИНА
Какая я Вам барышня?

ИНТ. КОМНАТА НИКОЛАЯ. ДЕНЬ.

Николай одет в халат. Он отдаёт мокрую одежду Савелию. Савелий выходит. Николай закрывает дверь на замок.

ИНТ. КОРИДОР. ДЕНЬ.

Савелий, слыша как поворачивается замок в двери, останавливается, оглядывается, с удивлением смотрит на дверь.

САВЕЛИЙ
Что ж это с барином приключилось, что за оказия? (перекрестившись)
Прости, Господи.

ИНТ. КОМНАТА НИКОЛАЯ. ДЕНЬ.

 Николай падает в постель, крепко стискивает зубы, зажмуривает глаза, укрывается одеялом.

ГОЛОС ЗА КАДРОМ НИКОЛАЯ НЕГОРЕВА
Напишу о случившемся в Петербург, о глупости последних обстоятельств. Эту бездну зла необходимо остановить… Пока не приняла неостановимые масштабы… 

Николай встаёт, и не помня себя от гнева, с величайшим жаром начинает писать. 

ГОЛОС ЗА КАДРОМ НИКОЛАЯ НЕГОРЕВА               
    Уважаемые члены правительственной комиссии,
…вынужден сообщить о произволе томской жандармерии, без предупреждения перекрывшей дорогу простым жителям на ту часть территории города, которая является важным жизненным сосредоточением многих ремёсел, огромного рынка…

Николай вдруг резко соскакивает, хватает лист бумаги, читает только что написанное, рвёт. В смятении ходит по комнате.               

ГОЛОС ЗА КАДРОМ НИКОЛАЯ
Что за нелепость.

Начинает ходит по комнате. Открывает дверь, выходит из комнаты в коридор прямо в халате, тут же заходит назад. Начинает снимать халат, потом запахивает полы халата обратно. Открывает двери. Кричит в открытую дверь.

НИКОЛАЙ
Савелий, подай обед в мою комнату. Я не здоров.

Николай подходит к окну.

НАТ. САД НЕГОРЕВЫХ. ДЕНЬ.

В пустом саду одиноко со скрипом покачиваются качели.

ИНТ. КОМНАТА НИКОЛАЯ. ДЕНЬ.

Входит Савелий с обеденным подносом. На подносе тарелка с горячими щами, картошка и кусок мяса. Ставит на стол.          

НИКОЛАЙ
Дома брат?

САВЕЛИЙ
 Нет-с, они в театре, с Софьей Васильевной…         

НИКОЛАЙ
Когда придет Андрей Николаевич, скажи, что мне нужно с ним поговорить.

ГОЛОС ЗА КАДРОМ НИКОЛАЯ   
(с досадой)
Нашёл время для водевиля.               

Николай садится есть. Смотрит на пар от щей. Берёт в руки нож, отрезает кусочек мяса. Начинает жадно есть, но вскоре отодвигает тарелку. Встаёт, открывает ящик стола, яростно разбирает свои бумаги. Что-то комкает и бросает на пол.

ИНТ. КОМНАТА НИКОЛАЯ. НОЧЬ.         

Николай спит. Входит Сенька с зажженной свечкой в руке. Будит Николая.

СЕНЬКА
 Барин Андрей Николаич велели вас разбудить… за ними пришли-с!

Сенька ставит свечу на столик у кровати и убегает. Николай вскакивает и начинает одеваться. За стеной, в комнате Андрея стук, шум и шарканье. Раздаётся стук в стену.      

ГОЛОС ЗА КАДРОМ АНДРЕЯ НЕГОРЕВА
(громко)
 Прощай. Может, не увидимся.          

Николай, надевшись второпях, выходит.

ИНТ. ЗАЛА ДОМА НЕГОРЕВЫХ. НОЧЬ.

На столах горят зажженные свечи, в суматохе расставленные по разным местам, так что вовсе не освещают комнаты. Савелий, бледный от страха, торчит у дверей. ПЕРВЫЙ и ВТОРОЙ ПОЛИЦЕЙСКИЕ лениво и осторожно ходят из угла в угол, отдельно друг от друга. Входит Николай.

ПЕРВЫЙ ПОЛИЦЕЙСКИЙ   
Подойдите.

Николай подходит. Первый полицейский оценивающе смотрит на Николая, показывает ему какие-то бумаги.

ПЕРВЫЙ ПОЛИЦЕЙСКИЙ   
Из-звините, что обеспокоил. Сделано распоряжение о вашем арестовании…

Первый полицейский роняет листки, но не обращая на это внимание, выразительно смотрит на Николая. Затем не торопясь наклоняется за бумагами, чтобы их собрать. Николай видит на одной из бумаг донос Стульцева. Этот листок, с доносом Стульцева, полицейский поднимает последним.

ПЕРВЫЙ ПОЛИЦЕЙСКИЙ            
Я имею честь говорить, кажется, с господином Андреем Негоревым старшим?
 
НИКОЛАЙ
(как можно холодно)
Он сейчас выйдет. Вероятно, есть приказ и о моем аресте?

ПЕРВЫЙ ПОЛИЦЕЙСКИЙ
Да-с, и вашей сестрицы… Вы господин Негорев второй?

Подходит Лиза.

ЛИЗА НЕГОРЕВА
 Вот, господа, теперь можете пожаловать, если угодно, в мою комнату: я одета.

Лиза весело отворяет дверь в свою комнату.

ПЕРВЫЙ ПОЛИЦЕЙСКИЙ
(тон извиняющийся)
Мы должны сделать обыск.

ЛИЗА НЕГОРЕВА
 Я могу присутствовать при обыске?

ПЕРВЫЙ ПОЛИЦЕЙСКИЙ
Можете.

Все входят в комнату сестры.

ИНТ. КОМНАТА ЛИЗЫ. НОЧЬ.

ПЕРВЫЙ ПОЛИЦЕЙСКИЙ               
Пожалуйте ключи от комода и шкафа.

Лиза подаёт ключи. Начинается бесцеремонное разрывание вещей и книг. Все бумаги, не исключая и писем Оверина, теперь в руках полиции. Их складывают в портфель, обвязывают шнуром.

ПЕРВЫЙ ПОЛИЦЕЙСКИЙ               
Скрепите своей печатью, пожалуйста.               

Лиза запечатывает своей печатью портфель. Полицейский припечатывает к портфелю клочок бумаги.

ПЕРВЫЙ ПОЛИЦЕЙСКИЙ               
Пишите.

ЛИЗА НЕГОРЕВА               
Что?

ПЕРВЫЙ ПОЛИЦЕЙСКИЙ
Я продиктую.               

«Бумаги в сем портфеле, запечатанные моей печатью, которая находится при мне, принадлежат мне, Елизавете Николаевне Негоревой».

ЛИЗА НЕГОРЕВА
(радостно, без смущения, с вызовом)
 К чему это, я и так не отопрусь.

ПЕРВЫЙ ПОЛИЦЕЙСКИЙ
Нет-с, уж, пожалуйста, напишите и печать возьмите с собой в карман…

Лиза смеётся, пишет и прячет печать в карман.

ЛИЗА НЕГОРЕВА
 Ну, теперь все кончено?

ПЕРВЫЙ ПОЛИЦЕЙСКИЙ
Да-с. Теперь пойдемте к господину Андрею Негореву…

ЛИЗА НЕГОРЕВА
 И мне можно?

ПЕРВЫЙ ПОЛИЦЕЙСКИЙ
Сделайте одолжение…

ИНТ. КОРИДОР. ПЕРЕД ДВЕРЬЮ КОМНАТЫ АНДРЕЯ. НОЧЬ.

Второй полицейский пробует открыть дверь. Дверь заперта.

ВТОРОЙ ПОЛИЦЕЙСКИЙ
 Monsieur Негорев!

Ответа нет.

ЛИЗА НЕГОРЕВА
(насмешливо)
 Он спит, потому что убежден в своей невинности.

Лиза громко хохочет.

ВТОРОЙ ПОЛИЦЕЙСКИЙ
 Он ушел!

Второй полицейский стучит ногою в дверь.

ПЕРВЫЙ ПОЛИЦЕСКИЙ
Что это значит? Он не мог уйти. Вы знаете наверно, что ваш брат ночует сегодня дома?

ЛИЗА НЕГОРЕВ
(дерзко)
 Мы за ним не следим.

В коридоре выскакивает откуда-то, как черт из табакерки с пружиной, СОЛДАТ.

СОЛДАТ
Лаврентьева подняли при смерти! Должно Они ушли!

В комнате Андрея слышится стук; кто-то спрыгивает с подоконника на пол.

ГРУБЫЙ ГОЛОС ЗА КАДРОМ, ЗА ДВЕРЬЮ АНДРЕЯ
 Здесь никого нет, ваше благородие.

Лиза заливается умышленно громким, бесцеремонным хохотом.

ЛИЗА НЕГОРЕВА
 Вот сюрприз-то!

ИНТ. УЛИЦА ПЕРЕД ДОМОМ НЕГОРЕВЫХ. НОЧЬ.

Полицейские бросаются обшаривать сад и все окрестности. На углу улицы стоит БУДОЧНИК.

ВТОРОЙ ПОЛИЦЕСКИЙ      
Видел кого недавно?               

БУДОЧНИК
Мимо проходили, ваше благородие, две женщины, пьяный лакей и какой-то молодой человек высокого роста, который свистал и, казалось, прогуливался.

ВТОРОЙ ПОЛИЦЕЙСКИЙ      
Выглядит как?

БУДОЧНИК
Высокий, усы, глаз озорной… Никак на преступника не походил, ваше благородие.   

Подбегает солдат.

СОЛДАТ
Лаврентьев очнулся!            
      
НАТ. ДВОР ГОРОДСКОГО ДОМА НЕГОРЕВЫХ. НОЧЬ. 

Все подходят к Лаврентьеву, сидящему под окном.

ЛАВРЕНТЬЕВ
Я видел, как он выскочил из окна, но, прежде чем мог закричать, получил удар в голову, от которого впал в беспамятство.

ИНТ. КАЗЕМАТ (КАМЕРА) НИКОЛАЯ. НОЧЬ.               

Николай входит в абсолютно пустую камеру. За ним закрывается дверь. В окне виден осколок луны. Он ложится на жесткую койку, закрывает глаза.

ГОЛОС ЗА КАДРОМ НИКОЛАЯ
Я ни в чём не виноват. Мой арест не может продлиться более двух-трех дней. Разберутся... Только бы не Софью Васильевну! Подлый Стульцев! Вдруг она арестована? Она может серьезно заболеть, прожив с неделю в этаком подвале…  Всё-таки ночевать вместо своей комнаты в каземате – порядочное наказание… Скорее бы всё разрешилось. 

В коридоре шаркают несмолкаемые шаги, звучно раздаются чьи-то громкие голоса, слышится звяканье ключей.

ГОЛОС ЗА КАДРОМ НИКОЛАЯ
Не Андрея ли привели?

Николай подскакивает…

ИНТ. КАЗЕМАТ НИКОЛАЯ. ДЕНЬ.

Через окно в камеру пробивается свет. Камера уже наполнена предметами из дома Негоревых – стол, стулья, самовар, стаканы, тарелки. На столе – несколько книг. Небритый Николай лежит на кровати, читает роман Оливера Голдсмита «Векфильдский священник». Откладывает книгу.

ГОЛОС ЗА КАДРОМ НИКОЛАЯ
Да, поэзия есть везде, не только в уединении жизни деревенского священника, но даже в одиночном тюремном заключении. А не изобразить ли мне в небольшой повести всю прелесть и поэзию жизни в четырех стенах каземата?         
 
Николай неспешно поднимается, садится за стол. Кладёт лист белой бумаги, медленно макает перо в чернильницу…

НИКОЛАЙ
Зачем я сижу?

ИНТ. КОМНАТА ГУБЕРНСКОГО ПРАВЛЕНИЯ.   

Большая светлая зала, убранная довольно роскошно красным сукном и синей шелковой материей. За столом в кресле сидит ПРЕЗУС (ПРЕДСЕДАТЕЛЬ ВОЕННОГО СУДА), очень молодой человек. Около него стоит НЕСКОЛЬКО ЧЕЛОВЕК, и они о чем-то с живостью разговаривают. Вводят уставшего Николая Негорева. При его появлении разговор прекращается. Презус показывает на запечатанный портфель Николая.

ПРЕЗУС   
Это ваши бумаги?

НИКОЛАЙ
Мои.

Портфель Николая вскрывают и начинают разбирать университетские записки и тетрадки с немецкими переводами и русской диктовкой. Презус отталкивает от себя кипу тетрадей.

ПРЕЗУС
 Ничего нет подозрительного.

НИКОЛАЙ
Вероятно, все-таки есть какое-нибудь подозрение, что меня держат другую неделю под арестом. Я желал бы знать.

ПРЕЗУС
 Узнаете.

Презус с торопливым деловым видом хватает лист бумаги и начинает что-то поспешно писать. Протягивает лист бумаги Николаю.

ПРЕЗУС
Вот, возьмите. Отвечайте предельно честно.               

Николай берёт лист бумаги, садится за стол. 

ГОЛОС ЗА КАДРОМ НИКОЛАЯ
«Какие сведения имеете о намерениях Андрея Негорева и не принимали ли в этих намерениях участие?»

Николай пишет.

ГОЛОС ЗА КАДРОМ НИКОЛАЯ
Ни о каких противозаконных намерениях ни от Андрея Негорева, ни от кого другого я не слыхал и сам участия ни в чем противозаконном не принимал.
«Ваши отношения с Овериным? Известно ли Вам об отношениях сестры, девицы Елисаветы Негоревой, к студенту Сергею Оверину?»
Отношения сестры и Оверина ограничивались ребяческой перепиской, существовавшей еще во время пребывания Оверина в гимназии и затеянной сестрой, которая знала тогда Оверина только по моим рассказам. Оверин был в нашем доме всего два-три раза; вне дома они не могли видеться, и между ними не могло быть особенно близких отношений.
«Какие сведения имеете относительно дочери статского советника Ольги Ротаревой, студента барона Владимира Шрама, вдовы действительного статского советника баронессы Екатерины Шрам, студента Семена Новицкого, дочери отставного ротмистра Софьи Лоховой и…»

Николай сосредоточенно пишет и не видит, как в комнату вводят Оверина. Он одет в серую куртку; лицо его, как всегда, сосредоточенно серьезно и бледно.

ПРЕЗУС
 Господин Негорев, знали вы этого человека?

Николай поднимает голову. Видит Оверина.

НИКОЛАЙ
Знал. Я учился с ним в гимназии.

ПРЕЗУС
(Оверину)
Как же вы говорите, что никогда не слыхали даже фамилии Негоревых?
 
СЕРГЕЙ ОВЕРИН
(невнимательно)
 Неужели вам не надоело всё это? А мне надоело хуже редьки.

ПРЕЗУС
(убедительно)
Вы вредите и себе и другим. Заметьте, что, покуда я бьюсь тут с вами, люди сидят в тюрьме…

СЕРГЕЙ ОВЕРИН
(равнодушно)
Так выпустите их. Я не понимаю, зачем вы бьётесь со мной? О чем говорить тут?

НИКОЛАЙ НЕГОРЕВ
(подавая ответы)
 Я дописал. Неужели мне долго придется ещё сидеть?

ПРЕЗУС
Извините, я просмотрю ваши ответы.

Презус читает, шевеля губами.

ПРЕЗУС
 Два лица свидетельствуют, что вы были на первой сходке членов, но потом отказались.

НИКОЛАЙ
Это неправда. Я бы желал иметь с этими лицами очную ставку, чтобы опровергнуть их показания.

ПРЕЗУС
Хорошо. Но вам всё-таки придется подождать дня четыре.

НИКОЛАЙ
Позвольте мне сказать несколько слов о сестре.

ПРЕЗУС
(улыбаясь)
Это лишнее; она сама тут довольно наговорила. Она теперь освобождена.

СЕРГЕЙ ОВЕРИН
Ваша сестра – храбрая девушка.

ИНТ. КАЗЕМАТ НИКОЛАЯ. ДЕНЬ.

Николая вводят в каземат. Он в довольно хорошем расположении духа. Садится за стол. Хочет продолжить писать повесть. На краю стола несколько исписанных листков сложены в стопку. Берёт чистый лист бумаги. Но ему не пишется. Он встаёт. Начинает ходить из угла в угол.

ГОЛОС ЗА КАДРОМ НИКОЛАЯ
Прочь мечты! Какую из доступных дорог мне следует выбрать? Быть ученым или всеми презираемым профессором не хочу. И под надзор полиции попасть снова не хочу. Лучше быть благонамеренным господином. Идти к своему благополучию. Софья Васильевна… Она немного фантазерка, но я вполне полагаюсь на свою рассудительность и совершенно спокоен за наше семейное счастье.               

ИНТ. КАЗЕМАТ НИКОЛАЯ. РАННЕЕ УТРО.

Давно небритый Николай лежит на кровати. На столе стопка исписанных бумаг. Посредине стола небрежно и криво лежит наполовину исписанный лист. На нём много помарок. Есть клякса на слове «жизнь». В коридоре слышны шаги. Николай приподнимается на локте. Шаги удаляются. Николай ложится опять. Сквозь узкое окно пробивается лучик солнца. Николай не торопясь, встаёт, делает шаг к окну, подставляет под бледный солнечный луч своё лицо. На плечи и лицо падает тень от решётки. Тень от решётки контрастирует с ясным небом. Раздаётся звук брякающих ключей, затем скрежет открывающейся двери.

ТЮРЕМНЫЙ НАДЗИРАТЕЛЬ               
Пожалуйте в караульную комнату!

ИНТ. КОМНАТА ГУБЕРНСКОГО ПРАВЛЕНИЯ. УТРО.

В комнате довольно много народа. ДВА БЕДНО ОДЕТЫХ СТУДЕНТА сидят у столов и пишут показания. Перед презусом (судьёй) стоят Шрам, Стульцев и МОЛОДОЙ ЧЕЛОВЕК. Стульцев смущенно дергаёт очками, порываясь сказать что-то. Володя Шрам бледен, губы его иногда вздрагивают. Вводят Николая.

ПРЕЗУС
Негорев!

Николай Негорев встаёт перед презусом.               

ВОЛОДЯ ШРАМ
(с живостью)
 Он совсем ни о чем не знал.

ПРЕЗУС
(с трудом подавляя свою брезгливость к Стульцеву, не желая произносить его имя)
Вы! Вы писали, что он присутствовал на первой сходке…

СТУЛЬЦЕВ
 Я писал, да, ну, кажется, он…

НИКОЛАЙ
Я не присутствовал и не знаю даже, когда и где была эта сходка. Вы говорите кажется; сообразите хорошенько, может быть, припомните, что вы ошиблись.

СТУЛЬЦЕВ
(бормоча)
Да, другой, не он, да, да. Это Малинин, студент… юрист… да…

ВОЛОДЯ ШРАМ
(Губы Володи вздрагивают)
 И Малинин ничего не знал.

ПРЕЗУС
Как же, ведь и Вы говорили, что Николай Негорев был на первой сходке, а потом уже отказался?

ВОЛОДЯ ШРАМ
Я не помню, что я говорил. Я ошибся, там были Стульцев, Чеботарев, я, Торопов…

ПРЕЗУС               
 (с досадой останавливая перечисления Шрама)
Чеботарев умер! Как удобно указывать на него и на сбежавшего Негорева!
(обращаясь к своим помощникам)
Теперь по показаниям большинства только эти двое –  главные виновники и свидетели неблагонамеренных поступков и разговоров!    
(обращаясь к молодому человеку, голосом доброй мамочки)               
Вспомнили?

МОЛОДОЙ ЧЕЛОВЕК
Да. Я с детства питал дружественные чувства…

ПРЕЗУС
(с иронией)
К кому или чему, позвольте спросить?               

МОЛОДОЙ ЧЕЛОВЕК
 К Чеботареву!

Презус хватается за голову. Смотрит устало. Стучит пальцами по столу в такт словам.

МОЛОДОЙ ЧЕЛОВЕК
Вдруг узнаю, что он присоединился к зловредному обществу. Я начинаю обращать его на путь истины. При нашем разговоре был свидетель, который может подтвердить это.

ПРЕЗУС
(с иронией)
Уж не старший Негорев ли?

МОЛОДОЙ ЧЕЛОВЕК
Да, именно он! Но Чеботарев не соглашается со мной, и, чтобы яснее, так сказать на самом деле, показать нелепость его увлечения, я решаюсь сам присоединиться к обществу. На сходках я постоянно убеждаю моих товарищей оставить их предприятие, угрожаю даже донести обо всем правительству, но медлю, ожидая, что они образумятся. К сожалению, Негорев старший и Чеботарев постоянно разжигают страсти, и я не могу ничего сделать. Наконец я решаюсь на последнюю меру: донести обо всем начальству, сажусь писать, но вдруг входит полиция и арестовывает меня…               

ИНТ. КАЗЕМАТ НИКОЛАЯ. ДЕНЬ.      

Николай собирает вещи. Оглядывает тюремные стены.

ГОЛОС ЗА КАДРОМ НИКОЛАЯ               
Три недели… Невозвратно потерянное время… Андрей просидел в «Потешной цитадели» тоже три недели. Символично… Брат, где ты сейчас?         


Рецензии