2. Дневник. Отвращение к эскапизму

***

Однажды в 16 лет я открыл для себя книгу психолога Эриха Фромма — «Искусство любить». Идеи, изложенные в ней, во многом определили мое мировоззрение далеко вперед. Разные события в жизни, произошедшие со мной, сильно испытали их на прочность. Но думаю, что в целом я верен им до сих пор. Не буду перечислять все идеи, поразившие меня тогда. Их множество. Скажу лишь об одной — его отношение к эскапизму. Я целиком согласен с ним и разделяю его точку зрения. Человек смертен, и ему больно это осознавать. Отсюда он попадает в разного рода зависимости — алкогольная, наркотическая, табачная, любовная, игровая и многие другие. Чем в более раннем возрасте он испытал прямое или косвенное столкновение со смертью, тем более тяжелую форму приобретает зависимость. И тем сложнее потом избавиться от нее во взрослом возрасте.

Эрих Фромм является категорическим противником эскапизма. По его мнению, в нем человек сжирает время, гасит свой творческий потенциал. Он мог бы реализовать его, если бы подошел к своему времени ответственно; если бы осознал, что у несчастного случая есть власть в любой момент его отнять. Раз и навсегда. Что для человека наступает безвременье, в котором он не способен ничего творить. Эскапизм же убеждает его в иллюзии, что время вечно и никуда не денется. Будто этот ресурс находится в избытке. И это действительно правда — время вечно, но только не для человека. Ни одну драгоценную минуту жизни назад не вернешь. И если она потрачена бессмысленно и напрасно, то ее не запросишь назад, как денежный счет в банке. В банке времени ничего назад не дают.

С тех пор мне захотелось каждую минуту вести осмысленный образ жизни, постоянно что-нибудь познавать, учиться новому и достигать. Профессионально и на досуге. Всю жизнь. И чем больше, тем лучше. Конечно, в идеале это невозможно, что - кстати - очень жаль. Дух хочет постоянно учиться, но для организма существует предел нагрузки, и ему требуется отдыхать. Но, тем не менее, нет большего счастья на свете, чем чувство того, что ты перешагнул барьер в познании нового, сложил для себя более ясную картину мира, хотя предела в его познании нет.

Время, проведенное вне этой цели, если только оно потрачено не на вынужденный отдых, я считаю убитым. А людей, сделавших эскапизм своим жизненным кредо, — похоронившими себя задолго, прежде чем физически умереть. Людей же, которые этим еще и гордятся, — некрофилами, обесчещивающими сакральную идею смерти. Поскольку в вопросе «Что такое смерть?» содержится ответ на вопрос «Что такое жизнь?». В целом, у меня сложилось отвращение к эскапизму. Для меня остается загадкой, почему к нему прибегают даже интеллигентные люди, достижениями которых я восхищаюсь. Это отвращение осталось неизменным и сегодня, восемь лет спустя. Надеюсь, останется таким и впредь.

07.01.2023.


Рецензии