Религия - мать суррогатного греха

Религия  -  мать  суррогатного  греха
______________________________________________________

               Суррогатный – не  настоящий,  фальсифицированный.
                поддельный.      (Толковые  словари)

                Зло – (в  религии)
Бог  зла  не  сотворил,  и  потому  оно   не  имеет  смысла  и  как
бессмыслица –  необъяснимо.   Не   будучи   сотворённым,   зло,
собственно,  и   не  существует.  Это  как  бы  мнимая  величина,
или   небытие,   которое   Божиим   попущением,  может   как-то 
проявляться.    
                (Православный  катехизис.  Семёнов-Тян-Шанский.)

                Зло – (в  философии)
Категория  этики  и  понятие  морального  сознания.  Зло  следу-
ет   рассматривать    диалектически,   пытаясь    осознать    меру, 
добра  за  пределами  которой  оно  становится  злом.
                Философская  энциклопедия.)

                Зло  как  грех
В той  или иной  степени  понятие  греха  есть  во всех  религиях.
В  основных  (книжных) – иудаизм,  христианство  и  ислам,  по-
нятие  греха  жёстко  скреплено  с  понятием  зла.

                Алогизм  первый  (фальсификация  греха)
Религиозная   доктрина,  понятие   греха,  ассоциирует  со  злом,
которое,   как  утверждает   православный    катехизис,  сама  же
отрицает,  считая   несуществующей  мнимой  величиной. 
Отсюда  возникает  алогизм   показывающий,  что  не  существу-
ет   и   греха.   И  таким   образом   религиозное   понятие   греха, 
даже  суррогатом  зла  назвать сложно.

                Алогизм  второй  (попустительство)
Религиозная   доктрина   проповедует   понятие   Божественного
попущения  зла.   
Отсюда   возникает   второй   алогизм   так,   как   положительно 
невозможно   попустить   то,   чего   не   существует.  Творец  не
мог   попустить   то,  что   не   создавал   и   чему  Он  как 
благо-даритель  не  соответствует.

     Алогизм  третий  (попустительство  как  преступление)
Если   даже   человеческое   сознание  пришло  к  юридическому 
пониманию  вины  и  ответственности  за  попустительство,  как
за   преступление,   то   на   каком   основании   в   этом   нужно
отказывать  Богу,  как  Существу  абсолютному  во  всех  катего-
риях?   Но,  при  этом  в  теологическом  представлении,  постоя-
нно  творящим  попустительство.

              Алогизм  четвёртый  (несопоставимость)
Бесконечность   невозможно   изменить,  ни   отнимая   что-либо
от  неё,  ни  прибавляя  что-либо  к  ней.
Но  поскольку  Творец  есть  Личность  абсолютная  и  бесконеч-
ная,  поэтому  затронуть  Его  ущербно,  влиянием  зла  со сторо-
ны  твари,  логически  невозможно.  И тем  более  злом,  которое
религия  определяет,  как  несуществующую,  мнимую  величину.
Отсюда,  какую   бы   масштабность   зла   не  содержало   в  себе 
понятие   греха,  она   не   сопоставима  с  бесконечностью  миро-
вого  бытия  и  тем  более  с  абсолютностью  Творца.

                Итог и  вывод
В  теистических  религиях   мир   антропоцентричен.  Это  декла-
рируется  во  всех  направлениях  их  развития.
Но  нет  основания,  отрицать   то,   что   мир   Вселенной  может
быть   обобщён   универсалией   разумоцентризма,   где   челове-
чество   лишь   один  из  импульсов   проявления  этой  универса-
лии.
И   вполне   вероятно,   что   проблемы   этики   человечества   не 
будут  являться  центром  Божественной  Идеи  мира.  Не исклю-
чено,  что   в   нашем   сознании  и  на  своём  языке  мы  не  смо-
жем   даже   сформулировать   её   смысл  и  значение.   
В   единстве   мира   ею  пронизан   каждый    квант   мироздания. 
Ни  явления,  ни  процесса   не  может   протекать  без  гармонии 
с  ней.  Поэтому  у  нас,  может  не  оказаться  права,  свои  поня-
тия  добра  и  зла  ставить  в  основание  этой  Идеи.
Теологические  рассуждения  о  том,  что  Бог  не  сотворил  зло,
логически    не   корректны,   а   вернее    сказать,   неправильны, 
так   как  зло – это  причинно-следственная  функция  сознатель-
но  волевого  акта  разума.

Зло  не   субстанционально,  поэтому  не  может   иметь  ни  про- 
странственных  ни  временных   категорий,  а  значит  не  может
быть  ни  объектом,  ни  субъектом.
В  логическом  понимании, даже  библейский  персонаж  Сатана
не   может   являться    сущностным    субъектом   зла,   как   его 
непрерывно  действующая   концентрация  в  бытийном  масшта-
бе  мира.
Зло  проявляется  импульсно  и  причинно. В  интервалах  между
этими  импульсами  оно  просто  не  существует.

Из   всего   следует,  что   понятие   греха,   приравненное  к  злу,
как   акту   удаления   от  Божественного   блага,  несостоятельно
уже  по  той  причине,  что  Бог  зла  не  сотворил.
То  есть   невозможно   представить,  что   от  Бога  удаляется  то
чего  нет.
Отсюда  понятие  греха  выстроенное  из  религиозной  доктри-
ны  не  имеет  смыслового  логического  наполнения.
Поэтому  нет  греха  перед  Богом,  но  есть  преступление  перед 
людьми  и  гармонией  мирового  бытия.

Пока  люди  не  поймут,  что  ответственность  за  их  преступле-
ния    лежит    не   перед    Богом,   а   перед    другими    людьми,
религии   не   исчезнут.   А   поиск   правды   и    справедливости
всегда   будет   доходить   до   кровопролития.

В  связи  с  этим  можно  показать  ещё  один  вариант  суждения
по  этому  вопросу.
Если   Воля  Творца,   преодолевая  трансцендентность  в  реаль-
ное   бытие,  проявляет   Себя    в  таких   категориях  блага,  как 
Любовь,  Жизнь,  и  Красота –  тогда,  безусловно,  это  касается
и  нас  людей.  Имея  эти  блага  в  себе,  но  нарушая  или 
каким-либо   образом   отказываясь  от   них,  человек   ломает  не  саму
Волю  и  Идею  Творческого   блага,  а   то   своё,  что  ему  дано.
Поэтому   ущерб   от   таких   действий   он   наносит  себе,  а  не
Творцу.

Но  осуществляя   взаимосвязь   и   контакт  с  другими  людьми,
этот  ущерб  распространяет  и  на  них.
Отсюда  соответствующие  действия,  в  праве  расценивать,  как
его  вину  и  преступление.

Поэтому   потребность   покаяния   и   осознание   раскаяния   за
свершённое,  в   той  или  иной  степени  зло,  вполне  оправдано 
и  уместно.  Но  перед  людьми.
            ________________________________________

                Январь  203 год. 
            

               
               
 


Рецензии
<<Пока люди не поймут, что ответственность за их преступления лежит не перед Богом, а перед другими людьми, >>

Вы ломитесь в открытую дверь. Может быть, кто-то и не понял, но давно уже сказано:

« Наследуйте Царство, уготованное вам от создания мира:
ибо алкал Я, и вы дали Мне есть; жаждал, и вы напоили Меня; был странником, и вы приняли Меня;
был наг, и вы одели Меня; был болен, и вы посетили Меня; в темнице был, и вы пришли ко Мне.
Тогда праведники скажут Ему в ответ: Господи! когда мы видели Тебя алчущим, и накормили? или жаждущим, и напоили?
когда мы видели Тебя странником, и приняли? или нагим, и одели?
когда мы видели Тебя больным, или в темнице, и пришли к Тебе?
И Царь скажет им в ответ: истинно говорю вам: так как вы сделали это одному из сих братьев Моих меньших, то сделали Мне
Евангелие от Матфефгл.25 стихи 35-40»

Вот вам - про разделение ответственности.
Имеющий уши да услышит.

Марк Олдворчун   27.02.2023 18:03     Заявить о нарушении
Марк приветствую Вас.
Благодарю за внимание к мое работе, но не благодарю за рецензию.
И вот почему.
Статья по объёму небольшая, но по теме и поднятым вопросам довольно
ёмкая и принципиально протестная. Так, что есть над чем подумать и есть с чем согласиться или возразить.
Отсюда сразу вопрос, а Вы со всей остальной логикой суждений согласны
или не удовлетворяет только концовка?
В своём коротком отклике Вы пишите про "Фому", а моё заключение
про "Ерёму". Это как говориться образно.
По сути, статья заканчивается акцентом внимания на преступление и
ответственность человека за него, перед людьми. а не перед Богом.
Так, как в начале темы была показана логика того, что у человека
нет греха перед Богом, но есть преступление перед людьми.
Вы же приводите пример совсем не по теме, и выдержкой из Евангелия показываете, как Христос будет награждать добродетельных людей или осуждать и наказывать недобродетельных. В этом нет человеческого
самоопределения нравственности своего поступка, он получает или награду
или наказание от Бога, а не определяет свою вину сам.
При этом понятие ответственности, как упреждающее понимание того, что будет содержать поступок, на кого он направлен - совсем не означает того, как и перед кем человек будет за него отвечать.
Ну и последнее.
Если Вы пишите рецензию, тогда нужно давать хотя бы обобщённое мнение
о всей статье, а не об отдельном предложении. Иначе складывается
впечатление, что Вы боитесь вступать в тему или возможную по ней
полемику.
Владимир Рощин


Владимир Рощин   28.02.2023 18:38   Заявить о нарушении
Я комментировал последний тезис вашей статьи, поскольку он структурно её завершает, и содержит авторское кредо.

Вернёмся на шаг назад.

«Поэтому нет греха перед Богом, но есть преступление перед
людьми и гармонией мирового бытия.»
Приведённый ответ относится и к этому тезису.

Но что Вы подразумеваете под гармонией мирового бытия? А она вообще-то есть?

К нарушению гармонии мирового бытия может привести не обязательно преступление человека против человека, но и «против своей души», (использую общепринятое понятие). Простейший пример ─ преступление против гармонии природы, как части гармонии мировой. Особенно ─ намеренное. Но и по небрежности, ─ также.

Более сложный пример ─ нереализованные злые побуждения. Преступление не состоялось. Вины и ответственности перед людьми нет, Но мировая гармония получила ещё одно повреждение.

Другой вопрос ─ существует ли вообще ответственность человека за что-либо? Свободен ли он в своём выборе?

Марк Олдворчун   02.03.2023 21:54   Заявить о нарушении
«В этом нет человеческого самоопределения нравственности своего поступка, он получает или награду или наказание от Бога, а не определяет свою вину сам.»

Кстати: а по каким критериям чел определяет свою вину? Религиозные «установки» играют в этом акте весьма значительную роль, в т.ч. имея в виду, что «общественная мораль» и понятие о «нравственности» в большой степени определяется религией. (не обязательно христианской).

Марк Олдворчун   02.03.2023 22:06   Заявить о нарушении
Марк, приветствую Вас.
Попробую уточнить свои позиции и кое с чем не согласиться.

«Но что Вы подразумеваете под гармонией мирового бытия?
А она вообще-то есть?».

Отвечу так:
Если у мира есть главная и центральная идея, то она не
может касаться только людей или их нравов. вряд ли она
даже формулируема для нашего сознания и языка.
Возможно лишь, претендовать на некое приближение.
Она обязана проявляться в каждом кванте мироздания.
Ни явления, ни процесса не может протекать без гармонии
с ней. Противоречить ей можно разве что субъективно,
виртуально, в мыслях, не обладающих критической массой
верных моделей.
Это точно указывает, что наше место, если не на мировой галёрке Вселенной то, во всяком случае, не на троне «Царя
природы». Поэтому нам нужно очень хорошо подумать, как
мы выстраиваем свои отношения к осознанию Творца, и как
воспринимаем догмы религий.
Отсюда, нарушение гармонии мирового бытия, это ни есть
какое-либо ущемление Творца.
Творец надмирен и трансцендентен миру. Какие бы ни были
деяния человека, они несопоставимы с абсолютными катего-
риями Творца. Может ли человек нанести ущерб Солнцу
или Галактике? Но у Создателя сотни миллиардов Галактик,
вся Вселенная, всё бытие. Отсюда религиозное понятие греха
логически тупиковое. И преступление против своей души
входит в тот же алогизм.

«Свободен ли человек в своём выборе?»

Думаю, да. Если человек ни за что не ответственен (хотя бы перед своей совестью и пере себе подобными) и у него нет
свободы выбора, тогда это некий абсурд и бессмыслица.
Хотя эта тема очень большая и сложная.

Что касается понятий этики.
Лишь под давлением клерикализма установилось мнение, что
что религия обладает монополией на нравственные понятия.
Во-первых, этика, нравственность и мораль это не догмы,
исторически они постоянно в движении и меняются.
Во всяком случае, аксиология придерживается именно таких
позиций. Никомахова этика Аристотеля существовала за 300 лет до Евангелия. Моральный Кодекс строителя коммунизма, через
2000 лет после. Первобытные табу, за тысячелетия до любой
религии.
В своих интересах, религии навязывают происхождение нравственных понятий, как полученных в готовом виде от
Бога (Скрижали – Заповеди).
Но любое Писание, любой религии – это изначально плод и
штурм ума человеческого, даже если этот штурм ума религи- озный. При этом за нравственные ценности человечество
расплачивалось собственной кровью.
Думаю, это не дает основание считать, что у нравственных
понятий религиозная основа. как полученных от Бога.

Владимир Рощин.

Владимир Рощин   03.03.2023 13:48   Заявить о нарушении
Я и написал, что религия лишь частично, хотя и в большой мере влияет на нравственные устои общества, . В пещерах религия уже присутствовала, и кое-на-что влияла. Откуда берутся религиозные воззрения, ─ вопрос долгий, но, Если Бог трансцендентен. это не значит. что он безразличен к своему творению, в т. ч. к его «венцу».
Был ли Бог «Творцом всего» ─ вопрос ещё более «долгий».

Вот, когда поэт говорит, что на него «нашло» вдохновение», как это понимать? Откуда оно «нашло»? Не смею назваться поэтом. Но мне такое состояние знакомо, и от любого другого оно отличимо.

Также каждый может вспомнить, как его «бес попутал», и это ощущение тоже ни с чем не спутаешь. И как «Хрнитель» выручал « сверхъестественен».
Т. е. так наз. «тонкий мир» с нами взаимодействует, и легко предположить, что Бог через него тоже взаимодействует с нами. Так что, кто автор Торы, а кто «савтор», вопрос открытый.

Пока ─ ещё одно: Откуда, по-Вашему, берется нравственность? Иными словами, откуда берётся то, на что опирается совесть? Вот, по Канту, «Нравственный закон внутри нас»?

С уважением ─

Марк Олдворчун   03.03.2023 15:01   Заявить о нарушении
Итак. Сделал ли свой выбор человек, купивший билет на Титаник? Может быть, потом, – его выбором было: драться или не драться за место в шлюпке? Но и этот выбор зависел от всей предыстории его жизни, начиная с рождения.
Нам только кажется, что мы «выбираем». Но тогда - за что мы отвечаем? http://proza.ru/2021/05/06/1214

Марк Олдворчун   03.03.2023 15:06   Заявить о нарушении
Марк. Ваши убеждения мне понятны, но они не снимают ни один вопрос
без остатка. Причину этого я вижу лишь в том, что Вы стоите на позициях философии теизма. Эта парадигма упрощает реальность мира и вставляет её в надуманную религиозную конкретику. Зачастую спекулятивно.
Признаюсь. я стою на позициях деизма, где всегда и очень просто,
"котлеты отделяются от мух".
С этим теизмом, человечество запуталось окончательно и на столько, что
уже ни Христу нужно спасать нас, а Христа нужно спасать от нас самих.
Мир бесконечно сложнее, чем любая религия с красивыми сюжетами.

Всего Вам доброго. Отвечать необязательно.
Владимир Рощин.

Владимир Рощин   03.03.2023 21:03   Заявить о нарушении