Свято место пусто не бывает

СВЯТО МЕСТО ПУСТО НЕ БЫВАЕТ (из цикла «Продажи и продажные люди»)

Сергей сидел передо мной, - смущенный, потерянный, покрасневший, - как нашкодивший третьеклассник перед директором школы. Время от времени он робко пытался вставить какие-то фразы. «Да, вроде, я ничего такого вам и не сказал…» «Да я всем доволен, - просто передвинул пару диванов…» «Я не имел в виду ничего плохого…» «Да нет, я вас очень уважаю, я очень ценю все, что вы сделали…» «Я не хотел вас обидеть, - простите меня, пожалуйста, если я действительно что-то не так сказал…» «Извините меня, - я не думал, что вы так это воспримите…» «Да я, вроде, и не кричал…» «Да на меня, вроде, никто никогда не обижался…»

Ага, не обижался!.. Поговорив в эти дни со многими сотрудникам из других салонов, я узнала, что подобные истерики он, вообще-то, закатывает регулярно. И орет, и визжит, и ногами топает, и диванами кидается. Одна я за полтора года работы здесь сумела как-то избежать этого, - вот и получилось, что я совершенно не знала своего начальника с этой стороны. Все это время я видела перед собой милого недалекого провинциала, не слишком усердствующего на работе. А он, оказывается, истеричный самовлюбленный ублюдок, тешащий свое самолюбие тем, что оскорбляет подчиненных, - тех, кто, на его взгляд, не может дать ему достойный отпор.

А получив отпор, - вон он сидит, как ребенок, опустив глаза вниз и не решаясь встретиться со мной взглядами…

Но он был прав в одном, - никто действительно до сих пор на него не обижался. Все искренне полагали, что он имеет право чихвостить своих сотрудников, почем зря. Он же начальник!.. И мне все советовали наплевать и забыть.

Ну, уж нет!.. Я не собиралась позволять вытирать о себя ноги!..

- И что вы теперь собираетесь делать? – спросил он, когда я закончила.

- Я еще не решила. Мне нужно обдумать всю эту ситуацию.

- Но я же не могу сидеть и ждать, какое решение вы примете! – вдруг попытался возмутиться он. – Я не могу гадать, уволитесь вы или будете продолжать работать! Мне же нужно тогда искать человека… Кого я поставлю вместо вас?..

- Найдете кого-нибудь, - равнодушно пожала плечами я. – Свято место пусто не бывает!

- Но я действительно не знаю, кого назначить на ваше место! Лену вон не могу… Она еще слишком неопытна… А больше некого… И когда вы примете решение?.. Я же не могу просто сидеть и ждать!

- Я уже сказала, что мне нужно обдумать всю эту ситуацию. В любом случае, вы первый об этом узнаете. Заявление-то вам подается.

- И кто тогда будет здесь работать?

- В любом случае, двухнедельную отработку никто не отменял. И если вы пожелаете, я отработаю. И у вас будет время найти кого-нибудь.

Сергей задумчиво посмотрел на меня.

- И вы действительно можете вот так взять и уволиться? Но вы же зарабатываете неплохие деньги!..

- Сергей Вячеславович, я ни за какие деньги не позволю себя оскорблять!

- Но у вас же, вроде, сложное материальное положение?.. – осторожно осведомился он.

Поменьше слухи надо собирать, - вот что нужно было ему ответить… Но вместо этого я просто сказала:

- Нет, у меня все в порядке.

- Но мне говорили…

- У меня все в порядке, - с усмешкой повторила я. – Но, даже если бы я действительно умирала с голоду, я и тогда никому не позволила бы так со мной разговаривать!

- Но у вас же, вроде, есть сын… А он как?..

- У него тоже все нормально, - ответила я, вообще не понимая, при чем здесь это. – Он работает.

- Вот я слушаю вас и удивляюсь… - задумчиво протянул он. – Я просто знаю, на что люди готовы ради денег…

- Возможно, - согласилась я. – Но я за все деньги мира не позволю себя унижать!

- И все-таки я удивляюсь… Вот я раньше работал в одной организации… Вы не представляете, - нас там имели с утра до вечера!.. И все терпели, - только ради денег!..

Я опять пожала плечами.

- Ну, если вам это нравилось, - это ваш выбор! А я терпеть не собираюсь!

- А Лена?.. – вдруг вспомнил он.

- Что – Лена?.. – переспросила я.

- Если вы уволитесь, Лена будет работать или нет?

- А она-то здесь при чем?.. – удивилась я. – У Лены своя голова на плечах!.. Я думаю, она сама решит, что ей делать!

Во время нашего разговора Лена деликатно держалась чуть в стороне, - видимо, чтобы не мешать нам. Но, услышав свое имя, она восприняла это, как разрешение присоединиться к общей беседе, подскочила к нам и весело проскандировала:

- А для меня главное – продажи!.. Если будут продажи, - то все остальное меня не интересует!

К чему она это сказала, - я так и не поняла. Совершенно не в тему. Но в ответ я снова лишь пожала плечами.

- Ну, вот видите!..

Сергей тут же уцепился за эту тему и начал ее развивать, причитая, что, да, Лена права, продажи – это самое главное, и мы должны стараться, чтобы они у нас были… Потом он мимоходом высказал надежду, что я все-таки передумаю увольняться, и все наладится, после чего как-то поспешно распрощался и слинял.

Видимо, этот разговор, на котором он изначально так настаивал, оказался для него не слишком приятным.


Рецензии