Литпроцесс и ноопоэзия двадцать первого века

(на примере творчества экспериментальной орфеевской школы поэзии)

Сегодня можно констатировать, что орфеевская школа поэзии состоялась. Орфеевская школа поэзии явление в литературном процессе страны особое, знаковое. После известных событий...  в разных областях  искусства не могли не возникать экспериментальные исследования и обобщения. Надо сказать, что в конце двадцатого века, орфеевская школа объявила о втором призыве сюрреализма, определила задачи ноопоэзии, систематизировала законы литературного процесса.
Этапы становления школы выглядели следующим образом:
2000 год – создание творческой группы прогрессивно мыслящих писателей. Первое издание журнала «ОРФЕЙ».
2001 год – формирование теории литпроцесса( семнадцать золотых законов поэзии, семь степеней), логотип, нагрудный знак, удостоверения, бейджики, звания. Выпуск ежемесячного литературно-художественного журнала «ОРФЕЙ». 2002 год – создание собственного издательства « ОРФЕЙ»
2003 год – создание на базе экспериментального интеллектуально –творческого клуба «ОРФЕЙ» литературного объединения ГОСПА с филиалами в разных городах Украины. Провозглашение манифеста и программы ГОСПА.
2004 год – создание учебной программы творческой поэтической школы по двенадцати предметам. Создание собственной видеостудии «ОРФЕЙ» с производством документальных и короткометражных игровых фильмов. Теоретические наработки по вопросам поэтического образа, поэтического дара, поэтического мастерства, правил  художественной оценки  литературного произведения.
Издание краткого поэтического словаря с изложением системного курса литпроцесса.
За эти годы издательством «ОРФЕЙ» издано более 200 книг, 51 журнал, приобщены к  художественному творчеству десятки и десятки  людей. Киностудией «ОРФЕЙ» снято более десятка  короткометражных и документальных  фильмов.
Начиная с 2001 года переходящими кубками имени поэтов: Василия Симоненко, Татьяны Алюновой, Максимилиана Волошина  владели и стали  лауреатами денежных премий поэты, писатели, композиторы и художники: Татьяна Кузнецова, Диана Уральская, Елена Алюнова, Николай Шарый, Анатолий Макогон, Валентина М-Ломова, Юлий Збандут.
В 2004  году претендентами на звание лауреата стали:
Алексей Герхард, за создание ряда короткометражных художественных и документальных фильмов ; Галина Порублева, за создание ряда критических литературных статей; Диана Уральская, за  создание серии статей и портретов о выдающихся людях Украины и России.
Принципом школы был  и остается билингвизм (хотя произведения авторов печатаются на трех языках), и мы считаем, что золотой   век славянской  поэзии только  начинается.
Перед школой  стоит задача отразить системные знания, понятия, определения, обобщить предшествующий опыт, создать новые понятия ноопоэзии. Основными методами наших авторов являются: метод усиления образной системы через движущееся полотно метафоры, метод сюрреализма, метод слияния формы и содержания при приоритете последнего.
Дискуссии, познавательная игра «ТАЙМ-РИНГ», ежемесячные конкурсы с выдачей дипломов с реквизитами  последнего из альманахов, капустники, презентация журналов, поэтических сборников создают атмосферу литературного творчества. Рождаются новые представления и понятия литературного процесса, появляются критические статьи и теоретические изыскания. Наш труд - это небольшой, но всё-таки вклад в развитие отечественной литературы двадцать первого века.
Трудно явления жизни втиснуть в найденные художественные определения, очень трудно многообразие форм стихосложения классифицировать в рамках отдельной теории, да этого никто и не добивается, но надо систематизировать накопленные знания, надо находить новые законы творчества, надо отмечать лучшее из творческих достижений – вот этим и занимается известный далеко за пределами Черкасс экспериментальный интеллектуально-творческий клуб «ОРФЕЙ».
Увидеть явление, обобщить, объяснить читателю - вот основное направление работы наших авторов и редакционной  коллегии журнала «ОРФЕЙ». Немаловажную роль здесь играет организация публикаций КРИТИЧЕСКИХ СТАТЕЙ. Вырастить подающих надежды авторов престижно для любой школы, но вырастить хотя бы одного литературного  критика есть, бесспорно, выдающееся достижение для любой страны.
Игнорировать анализ художественного произведения сегодня недопустимо. Художественно ценное  произведение - это не результат формального творчества (пишу, что пишу, пишу то, что вижу), это результат проявления искусства и мастерства зрелой личности, отдавшей себя творчеству.
Литературоведение как дисциплина сложилась в девятнадцатом веке. Теория литпроцесса со всеми её законами создаётся сегодня нашими современниками. Наша школа использует несколько десятков таких законов, которые нашли отражение на страницах журналов «ОРФЕЙ» (№№ 1-54, 2000-2005).
А в заключение мне хочется пожелать всем нашим авторам в разных городах нашей страны с честью нести дух ноопоэзии, дух орфеевской школы творчества.

А.В. Шамов


Рецензии