Неотправленные письма, глава 11

- Лиз, ты представляешь, а я ведь только сейчас из этого письма узнала полную историю знакомства моих родителей.  Мама рассказывала мне вкратце, но не вдавалась в такие откровения…
- Может, это судьба? Ну, именно об этом пишет твоя мама. Я, конечно, в нее не верю, но не случайно же ты нашла эти письма, хотя еще совсем недавно мне рассказывала, что не собираешься разбирать комод в ее комнате, хочешь оставить там все, как было?
- Помню, да и тяжело мне было, там ведь каждая вещь о маме напоминает…
- Вот видишь, а могла бы не найти этих писем и не узнать столько подробностей из жизни родителей.
- Да, тут и не поспоришь, обидно только, что все это я узнаю уже после смерти родителей. Нам, кстати, пора, а то автобус уедет без нас.
Подруги заняли свои места в автобусе, водитель еще раз им подтвердил, что до места назначения ехать полтора часа, свою остановку они точно не проедут, потому что она была конечной. Чтобы хоть немного отвлечься от унылого пейзажа за окном, Аня закрыла глаза и погрузилась в свои мысли. Как же так получилось, что она, считая себя хорошей дочерью, практически ничего не знала о прошлом родителей? Хотя, вспоминая сейчас то время, когда она еще жила с ними, она понимала, что и сама никогда не стремилась к «разговорам по душам»: даже собираясь все вместе за вечерним ужином, они не вели долгих задушевных разговоров. Они быстро делились друг с другом событиями прошедшего дня, не вдаваясь в подробности, и расходились по комнатам. Чаще просто обсуждали какие-то отвлеченные новости и говорили на дежурные темы, только для того, чтобы заполнить образовавшуюся за столом паузу. Если у Ани случалась какая-то неприятность в школе, то она, не желая расстраивать родителей, предпочитала об этом умалчивать, и на мамины вопросы заученно отвечала, что у нее все хорошо, еще стараясь при этом беззаботно улыбаться, чтобы она ничего не заподозрила. Кстати, эта привычка у нее осталась до сих пор: на любой вопрос «как у тебя дела», она всегда отвечала, что у нее все хорошо.
А папа даже и не пытался поговорить с Аней на откровенные темы: ему было комфортнее либо отмалчиваться, либо находить какую-то совсем банальную тему для разговора, и он, кажется, даже испытывал облегчение, если Аня не стремилась к развитию диалога, и уходил в привычное для себя молчание.
Когда Аня стала жить отдельно, то вообще не очень часто созванивалась с мамой, чаще всего задавая дежурные вопросы про здоровье или обсуждая увиденную по телевизору передачу. И ведь ни разу Ане не пришла в голову простая мысль, а, может, мама хочет чем-то поделиться, ведь у нее к тому моменту не осталось близких подруг. Вместо этого Аня все время пыталась как можно быстрее завершить разговор, и каждый раз вздыхала с облегчением, кладя трубку, как будто отрабатывала повинность, а не общалась с собственной мамой. А после папиной смерти она и вовсе настолько ушла в собственные переживания, что забыла о том, что не только она потеряла своего отца, но и мама потеряла своего горячо любимого мужа, с которым прожила больше половины жизни. Даже тогда Аня в разговорах с мамой опускала эту тему, потому что не хотела лишний раз испытывать чувство горькой потери, которым сопровождались любые воспоминания о папе. А ведь маме, наверное, хотелось иногда удариться в воспоминания, но Аня просто не давала ей такой возможности: как только она чувствовала, что разговор подходит к этой опасной теме, она либо резко переводила его на другую тему, либо завершала разговор, на ходу придумывая какое-то срочное дело, которое не терпит отлагательства. Как же она теперь об этом жалела, как же она хотела отмотать время, как кинопленку, назад и сделать все по другому, но жизнь – это не кинофильм, а люди в нем – не актеры, которые могут переснимать неудавшуюся сцену бесчисленное количество раз, остается только горько жалеть о своих ошибках и надеяться, что в общении со своими детьми можно будет эти ошибки исправить.

- Ань, мы приехали, пора выходить! – Лиза пыталась растолкать немного задремавшую подругу. – Я у водителя уточнила, нам от остановки прямо до перекрестка, потом повернуть направо и третий по счету дом – тот, что нам нужен!
Подруги вышли из автобуса, разминая затекшие в дороге ноги. Пейзаж все также не радовал: грязь под ногами от прошедшего недавно дождя, низенькие домики, покосившиеся от времени, запущенные участки, которые явно требовали заботы и хорошего ухода.  Нужный дом нашли быстро, хоть он ничем и не выделялся среди всех остальных:
- Ну что, вот мы и на месте. Ань, у тебя уже готов план захвата? Как будешь объяснять с порога, кто ты и откуда узнала про нее?
- Нет никакого плана. Главное, чтобы она до сих пор здесь жила, а там уже по ходу действия разберемся!
Аня решительно постучала в дверь, очень надеясь, что весь этот путь они проделали не зря. Стучать пришлось несколько раз, потому что дверь открывать не спешили. Когда подруги с грустью подумали, что, видимо, придется разворачиваться и уходить ни с чем, дверь наконец открылась. На пороге немного удивленная стояла весьма симпатичная блондинка в домашнем халате. Аня сразу поняла, что они не прогадали и перед ними стоит Катя, глаза один-в-один, как у папы, даже взгляд был такой же, всегда как будто немного недовольный.
- Екатерина, добрый день! Я…
- Аня, я узнала. А ты Лиза, ее верная подруга.
- Откуда вы знаете?, - Аня явно не ожидала, что можно будет избежать долгих объяснений.
- На папиных похоронах вас видела, вы с тех пор не изменились. Вы проходите, чего на пороге стоять, только уж извините, я гостей не ждала, поэтому не прибралась, надеюсь, вас это не смутит.
- А разве вы были… - Аня попыталась во всех деталях вспомнить папины похороны, было много народа, но Катю она там точно не видела. С другой стороны, она тогда была в таком состоянии, что для нее все лица слились в одно размытое пятно.
- Давайте перейдем на «ты», родственники все-таки, да и не старые мы еще, вроде, чтобы такие условности соблюдать, - засмеялась Катя. Она привела подруг на небольшую, но уютную кухню.
- А разве ты тогда была на похоронах?
- Ну а почему меня не должно было там быть? Он все-таки и моим отцом тоже был.
- Да, прости, просто учитывая… ну всю сложившуюся ситуацию… - Аня все никак не могла подобрать нужных слов.
- Девочки, да вы присаживайтесь, я вам сейчас хотя бы чаю налью, конфеты вон стоят, берите, не стесняйтесь. Может, вам бутерброды сделать? У меня есть сыр, ветчина…
- Нет-нет, спасибо, мы просто чаю с удовольствием попьем, на вокзале успели пообедать. Я надеюсь, что мы не отвлекаем тебя? Ты уж прости, что мы вот так без предупреждения, как снег на голову свалились, мы на свой страх и риск ехали, не были уверены до последнего, что ты до сих пор по этому адресу проживаешь.
- Не переживайте, у меня сегодня законный выходной выпал, вот приехали бы в это же время вчера или завтра – точно меня бы дома не застали, я обычно допоздна работаю. Вы лучше мне расскажите, как вообще меня нашли?
Аня ввела Катю в курс дела.
- И вот как после этого в судьбу не поверить? Ты могла бы не найти письма, вы могли бы приехать в другой день, когда меня дома не было! – Катя поставила перед подругами две чашки ароматного чая и села напротив. – Ань, ты себе даже не представляешь, как давно я хотела с тобой познакомиться, особенно после маминой смерти, когда я осталась совсем одна, у меня ведь больше родственников то и нет.
- А давно ты узнала о том, что у тебя сестра есть?
- Еще в детстве, мама мне сама рассказала, она от меня ничего не скрывала. Я тогда ее спросила, почему папа так редко к нам приезжает, она и объяснила, что у него сейчас другая семья. Помню, как я тогда обрадовалась, захотела с тобой как можно скорее увидеться, маленькая тогда была еще, всерьез думала, что мы с тобой чуть ли не лучшими подружками станем. Знаешь, у нас и сейчас то поселок небольшой, а когда я маленькой была, тут жили то, в основном, старики, девочек моего возраста не было, поиграть было не с кем. Я всегда мечтала если уж на о сестренке, то хотя бы о подруге: мы бы в куклы играли, делились бы друг с другом девчачьими секретами. Стала постоянно донимать маму вопросами, когда же мы наконец познакомимся, и однажды ей это так надоело, что она в довольно жесткой форме ответила, что нас там никто с распростертыми объятиями не ждет, мы там чужие. Конечно, я тогда сильно удивилась, как это родные сестры могут быть чужими, такого же не бывает.
А как я по папе скучала… Он ведь приезжал очень редко, но всегда не с пустыми руками, то фрукты привозил, то пупса мне какого-нибудь. Радовалась то я, понятно, не подаркам, а тому, что папа рядом. Он хоть и не разговорчивый был, больше молчал, но сажал меня на колени, обнимал, гладил по голове, и мне так тепло-тепло становилось, мама то у меня на нежности была очень скупа. А когда его рядом не было, я злилась. Злилась на то, что мне его не хватает, что его нет рядом. Помню, я уже в школе училась, и в понедельник с утра, перед уроками, девочки радостно делились друг с другом, как они весело провели выходные с родителями, с мамой и папой…
- А у твоей мамы кто-нибудь был? В смысле, рядом с ней? – Лиза немного смущенно задала вопрос.
- Маме с личной жизнью вообще не везло, никто надолго не задерживался. Конечно, периодически она меня знакомила с дядей Мишей, или с дядей Витей, я уже сейчас и не припомню их имена. Нет, некоторые даже пытались наладить со мной отношения, водили меня в парк, ездили со мной в город кататься на каруселях, но папу заменить они мне не могли, да и довольно быстро исчезали из нашей жизни.
- Но ты сказала, что была на папиных похоронах, почему же я никак не могу тебя вспомнить…
- Потому что я специально старалась особо близко не подходить. Мы тогда из-за этого так с мамой поругались, она была категорически против того, чтобы я ехала, но я в тот момент впервые в жизни проявила свой характер и уехала тайком, ничего маме не сказала, только записку оставила на столе, чтобы она не нервничала. Правда, стояла в стороне, даже к гробу попрощаться не подошла, боялась, что меня будут расспрашивать, кто я такая. Тогда я впервые тебя увидела, папа же все время, когда приезжал, показывал твои фотографии, на каких-то вы с Лизой были. Он так тобой гордился, а мне в такие моменты обидно было, аж все разрывалось изнутри: мои то фотографии он с собой не носил. Хотела я к тебе подойти, но так и не решилась, все-таки неуместно было… Да и обидно мне тогда было: когда папа тяжело болел, меня, его родной дочери, рядом с ним не было, потому что меня считали чужой. Я не была с ним рядом в последние минуты его жизни, не держала его за руку, не шептала ему на ухо, как сильно я его люблю…
- Ох, Кать, а я ведь о тебе всего пару дней назад узнала, ни мама, ни папа ничего же не рассказывали.
- Ну я так и поняла, хотя до сих не знаю, почему она была настроена против меня, я же ни на что не претендовала.
Аня достала из сумки пачку конвертов:
- Вот эти письма, из которых я и узнала о твоем существовании. Раз она не нашла в себе смелости их отправить, я взяла на себя смелость и доставила их по адресу. Возможно, ты захочешь их прочитать…


Рецензии