Пушкин Онегин мастерство Глава 2

Глава вторая поэмы-сатиры нравов, к уже превратившаяся в роман в стихах,  писалась АС. Пушкиным  в Одессе с 23 октября по 8 декабря 1823 г. сразу же по завершении работы над первой главой и получила объем в 40 строф и  560 строк (стихов)
 
Время действия — июнь 1820 г. <. . . >

Вымышленные поместья сельского действа в главе  — это четыре имения (с деревнями, населенными крепостными), каждое из которых расположено в нескольких милях от другого:
- богатое имение Ленского (Красногорье, как оно названо в главе шестой),
- имение Зарецкого в 3 милях от него (сека Ленского  из той же шестой главы),
- «замок» Онегина с обширными земельными угодьями
- сравнительно скромное имение Лариных с господским домом, который называют «бедным жилищем», в котором легко размещаются на ночлег пятьдесят гостей и от которого обоз из осьмнадцати кляч вез Лариных в Москву  неделю («семь суток ехали оне» в декабре)

Ничего более автор решительно не дал по параметрам геолокации  … Только четырежды показал, описывая в последней восьмой главе портрет княгини Тани, что края степные;

ГЛАВА ОСЬМАЯ.

VI.
И ныне Музу я впервые
На светский раут привожу;
На прелести ее степные
С ревнивой робостью гляжу.

XVII.
„Ужели“, думает Евгений:
„Ужель она? Но точно... Нет...
Как! из глуши степных селений...“

Плюс в черновиках:
<12а>  (ПД 168)
Вдали Кавказские громады8
К ним п<уть> открыт — чрез их преграды9
За их естественную <грань>
                с копьем промчалась брань
Авось их дико<ю> красою
Случайно тронут будет он
И вот конвоем окружен
Во след за пушкою степною
                — [ступил Онегин] вдруг
В предверье гор, в их мрачный круг

в. Мне услаждала путь степной

XLIII.  (ЛБ 70, л. 77 об.)                2 генв. 1826
В глуши что делать в это время?
Гулять — но голы все места
Как лысое Сатурна темя
И скучно всё [как] нищета
Скакать верхом в степи суровой?
Но конь скользящею подковой7

Финал главы 2 имеет отвлеченный, но крайне показательный сюжнт:  рассказывается, как Ленский посетил могилу соседа. И тут автор внезапно переходит к «отступлению» о бренности жизни, о надежде на то, что его творения переживут его и прославят. То есть принесут бедняку деньгу….

На сдержанные отзывы (а у Вяземского он вообще был почти отрицательным) Пушкин
же в начале 1824 г. оценивал уже написанное (первые две главы ЕО) как «лучшее [свое] произведение» (из письма поэта своему брату Л. С. Пушкину)

И еще о темпах романа : еще никакого сюжета = нет ни действий, ни событий = есть лишь описание Ленского, Лариных, снова Ленского с Ольгой  и наконец  Татьяны

Если по Тынянову под фабулой мы понимаем событийную схему, то ее собственно и нет… а есть событийность “романа героев» и монолог автора о себе любимом и славе поэта

Чтобы как выкрутиться из этого, В.С. Непомнящий ввел в пушкинистику термин «поэтический сюжет», чтобы обозначить, что действие есть = это чувственное  эмоционально окрашенное пушкинское повествование, вызывающее нарастающее волнение от со-переживания и ощущения, что вот-вот что-то все же произойдет …

Но представьте, что еще не читали романа и у вас у руках только две главы… Все прелестно, гармонично, сладкозвучно, напевно, гладко … и никаких событий …

Однако, у главы 2 есть один удивительный параметр :

«Фрагмент из пяти с небольшим строф (строфы XXIV–XXVIII и первое 4-стишие  XXIX строфы), посвященный Татьяне Лариной, действительно выделяется на фоне общей ритмико-гармонической панорамы поэтического сюжета и в эмоциональном отношении действительно образует особый, контрапунктивный центр второй главы.
Более того, первая строфа этого фрагмента (строфа XXIV) в композиционном плане расположена не в геометрическом, как писал В. С. Непомнящий, а в гармоническом центре второй главы ЕО. В самом деле, строфа XXIV делит весь объем второй главы в пропорции «золотого сечения»: при общем объеме строф второй главы (V = 40) и значении коэффициента «золотого сечения» Ф = 1,618, деление первого числа на второе дает значение 24,72 (целая часть этого числа равна 24, она и соответствует XXIV строфе второй главы). Отметим, что ряд психолингвистических экспериментов подтверждает, по мнению И. И. Римаревой, то обстоятельство, что информация, находящаяся в точке «золотого сечения» некоторого текста, напрямую попадает и фиксируется в подсознании человека, минуя его сознание.»

(см. Гринбаум О.Н. Вторая глава романа «Евгений Онегин» в гармоническом освещении)

Итак,  глава вторая, мастерски сконструированная Пушкиным, оказывается в нашем подсознании минуя сознание

Итак, она = героиня романа = звалась Татьяна:

XXIV.
Ее сестра звалась Татьяна...

И этот центр гармонического строя  главы и явление Татьяны в нем  равноценно чуду для чтецов с развитым вкусом

***

Прим.
Звалась …
Т.е. сама себя звала Таней
А звали ее то как!?


Рецензии