32. Мурцал Магометович Магома-Газиевич Цокиев

                ЦОКИЕВ МУРЦАЛ МАГОМЕТОВИЧ
                /МАГОМА-ГАЗИЕВИЧ/
                /18 июля 1890 г.-1940 г./

               
После создания Литературного общества в Ингушетии группой образованных людей того времени была проделана огромная по изданию учебников для ингушских школ. Это О. Мальсагов, С.Озиев, Т.Беков, З.Мальсагов, Д.Мальсагов, М.Цокиев, А.Бузуртанов, Х.-Б.Муталиев, Хаматханов и многие другие. Случайное знакомство в Магасе с внуком Мурцала, Алиханом Цокиевым, дало мне возможность узнать о нём много интересного.
 «Алихан, благодарю за ценные фото. Это наша история. Я их обязательно внесу в книгу. … Меня интересует его биография».
Буру

В Библиографическом справочнике по ингушской художественной литературе /составитель Орцхо Мальсагов/ указан «Букварь для 1-го класса обучения». Издательство "Сердало", 1930 г.
Их же. “Колхозный путь"/"Kolxoza nilh"/ Книга для чтения 1-го года обучения. Издательство "Сердало", 1935 г.
Мурцал Магометович Цокиев внёс большую лепту в составлении грамматики ингушского языка, видимо, именно он среди тех, кто внёс неоценимый вклад в составлении грамматики. Я подниму книгу Заурбека Мальсагова и просмотрю, ссылается ли Заурбек где-нибудь на вашего дедушку.  Правда должна восторжествовать, историю нельзя забывать, его имя не должно быть забыто. Я очень объективно подхожу ко всему, и его вклад должен быть оценён по достоинству. …Биографии Цокиева нет. Мне нужна его биография. Скажи, кто-нибудь пошёл по его стопам? Я распечатаю фото и понесу их к твоему дяде, может он опознает кого-нибудь на фото. Скинь мне материалы о нём. С уважением Айшат». /23 мая 2016 г./
 «Добрый день, Айшат Алиевна!
Я пишу об Орцхо Мальсагове статью, он же был составителем учебников. Меня интересуют вопросы: с 20 – 80 годов как шло обучение на ингушском языке: по сколько часов в неделю отводилось родному языку. Чеченцы с 90.
Начальная школа /1-4 классы/ была переведена на родной язык обучения. И это не было экспериментом, как сегодня некоторые представляют себе, это было началом массового перевода школ республики на родной язык обучения. Учебники и учебные пособия по всем предметам школы первой ступени были переведены на родной язык. Для 1-3 классов учебники были изданы и функционировали в школе, для 4 класса ; находились в типографии, на выходе. Но в республике наступили смутные времена, а затем грянула жесточайшая война, в ходе которой были уничтожены не только школы, но и все очаги национальной культуры, включая библиотеки, архивы, музеи. Таким образом, процесс создания национальной школы с чеченским языком обучения был прерван.
После окончания военных действий система образования Республики   полностью восстановлена, родной язык учебников. Меня интересует вопрос: «Кто по Министерству числится одним из первых составителей учебников?» /21.05.2019.является предметом преподавания.
 «Уважаемая Айшат Алиевна!
Мне в срочном порядке нужен материал о первых изданиях


                АВТОБИОГРАФИЯ.
 «Я сын хлебороба из селения Сурхохи Назрановского района, родился в 1890 году. Отец мой до революции и после революции занимался хлебопашеством.
Образование я получил в Назрановской двухклассной школе и окончил таковую в 1904 году. Далее учился в Закавказской Учительской семинарии в городе Гори.
В 1910 году по постановлению учительского Совета Северокавказской семинарии подвергнут полному испытанию с правом преподавать в 2-х классных училищах.
В 1913 году был назначен заведующим Министерским 2-х классным училищем того же уезда, той же губернии.
В 1917 году поступил на 4-х месячные курсы школы прапорщиков.
В 1917 году поступил 111 пехотный запасный полк, продолжалось 3-4 месяца.
В 1918 году по установлению Советской власти я начал работать по линии народного образования.
В августе 1918 года был членом молодёжного областного съезда.
В 1919 году сражался в боях под селением Кантышево и Долаково.
После разгрома нашего селения Сурхохи 22 июня 1919 года пришлось подчиниться Деникинской банде, после боя и были выставлены всадники, я избежал этой мобилизации на фронт, так как непримиримой была вражда к Деникину.
С 1920 года с первых же дней опять начал работу по народному образованию в селении Сурхохи.
Вплоть до 1925 года, неся помимо учительской работы и других общественных нагрузок: революционной комиссии с/совета и коопераций и по работе ликвидации неграмотности.
В 1926 году был назначен инспектором родного языка.
С 1938 года работаю в Али=юртовской начальной школе. Датирована 11 мая 1938 года».
Автобиографию Цокиева Мурцала Магометовича мне любезно предоставил его внук Алихан Цокиев.
Мурцал Магома-Газиевич отчество стал писать Магомет. Орцхо вместе с Мурцалом сражались в боях под селением Кантышево и Долаково. Много общее было у них в биографии. Мурцал, окончивший школу прапорщиков и воевавший в 111 пехотном полку, был подвергнут репрессии. Мурцалу пришлось бежать и скрываться в селении Галашки у родственников. В 1939 году Мурцал сильно заболел, организм ослаб, и в 1940 году Мурцал Цокиев умер». (Дала гешта дойла цог1! Вийрзза моттиг даькъала хайла!)
Мурцал гордился своими предками, особенно его дед, в составе делегации к царю Николаю П, любил рассказывать эту историю. «Опять вы, Мальсаговы, впереди нас, - любил в полушутливом тоне повторять Мурцал Цокиев Орцхо Мальсагову, и тут нас в Москву сопровождает моего деда Альти Мальсагов!»

Совместно с Орцхо издали следующие учебники:
Мальсагов З. и Цокиев М. Книга для чтения, 1926. Владикавказ, Изд-во «Сердало».
Мальсагов З.  и Цокиев М. Первая книга для чтения после букваря. Владикавказ. Изд-во «Сердало», 1928.
Мальсагов О.А. Букварь. Колхоза никъ /«Kolxoza nigh»/.  Владикавказ, 1930. /См. О.А.Мальсагов. Избранное. Сост. Абу Мальсагов. Нальчик, 1998. – С. 386/. 
Мальсагов О.А., Цокиев М. «Колхозный путь» /«Kolxoza nigh»/. Книга для чтения 1-го года обучения. Изд-во «Сердало», 1931 г.
Биографию Мурцала Цокиева мне любезно предоставил внук Мурцала, Алихан Цокиев.
В 1938 и Орцхо Мальсагов, и Мурцал Цокиев подверглись репрессии. Мурцал прятался в селении Галашки у родственников, а Орцхо уехал в Дагестан и преподавал в Кази-Кумыхском педтехникуме с 1938-1939 года. 

С уважением Айшат Мальсагова,
Орцхо Мальсагов. 


Рецензии