Певчие. Четвертая часть

   Однажды после концерта на клирос неожиданно поднялся немецкий турист. Он вошел осторожно. Скромно остановился и с виноватой улыбкой попросил уделить ему несколько минут. Он говорил по-русски медленно, с небольшим акцентом, тщательно подбирая слова. Певчие с любопытством рассматривали этого высокого, пожилого человека. Это был Вернер Барч.
   Человек, который подарил певчим удивительные, незабываемые воспоминания. Человек, благодаря которому, рождается на свет эта повесть. Человек, который предложил певчим приехать в Германию и давать там концерты.
   Вернер сказал, что сам все устроит; сам поможет подготовить необходимые документы, сам оплатит дорогу, что обеспечит их всем необходимым. Все, конечно, согласились.
   И вот этот день пришел. Они ехали за границу в большом автобусе. Вначале через Польшу, которая стремилась быть похожей на Европу; такие же домишки с туями, такие же аккуратные газоны, хорошие дороги, такие же пустые улицы по вечерам.
   Когда автобус подъезжал к Берлину, Марина вдруг внезапно вскликнула: "Смотрите! Скорее смотрите! Проститутки!"
   Женщины "нелегкого поведения" стояли вдоль дороги лицом к проезжающим машинам на расстоянии примерно пяти метров друг от друга в одинаковой позе; опираясь на левую ногу, правую скрестили перед собой, одна рука на поясе, другая вытянута, приглашая проезжающие машины остановиться. У всех короткие юбки У всех чулки на подтяжках, которые открывали далеко не молодые ляжки. У всех приоткрыта грудь. Их было много. Все далеко не молодые. С усталыми, поношенными лицами. С далеко не идеальными фигурами. Никаких улыбок на лице. Со взглядом - не хотите и не надо, "на фиг эту жизнь."
   Певчие очень удивились такой изношенности, такой неприглядности носителей древней профессии. Наша страна, посмотрев фильм "Интердевочка", жриц любви представляла совсем другими. А тут! Как с такими можно развлекаться! Наверно, с ними и развлекаются  как хотят.
   Когда эти интердевочки остались далеко позади, Виктор задумчиво подытожил: "Это, наверно, низший слой обслуживающего персонала, как теперь наши учителя. Потому и на улице, потому и вдоль дороги. Даже немного жаль их".
   Тема - "Учителя, как обслуживающий персонал" в то время  мало кого оставляла равнодушными. Обслужить - это быть слугой. И это в корне убивало отношение "ученик и учитель". Подобное нововведение во взаимоотношениях человеческих отношений рождало мысль о том, что сама власть и есть лишь обслуживающий персонал всех граждан. Эту тему обсуждали, обсуждали, заболтали и забыли.
   Во Франкфурте их встретил Вернер. Он был не один. Он сразу познакомил с людьми, у которых им предстояло жить. Сев в машины, все поехали к месту временного проживания.
   Певчих поселили в большом двухэтажном доме с теплым подвалом, с высоким чердаком. Дом был на две семьи. В одной части жила семья Доротеи и Вольфганга, в другой Херрат и Хорст. Эти две семьи приезжали в Калининградскую область, слышали певчих и, конечно, приготовились к их приезду. Концерты, вернее благотворительные концерты - когда билеты не продаются, вход свободный, поэтому не нужно платить государственные налоги, когда каждый, как пожертвование дает сколько хочет - должны проходить каждый день. Обеды каждый день в разных семьях.
   В "графике расписания", который был напечатан для каждого, были включены экскурсии, посещение театра, музея и ужины у друзей. Все продумано. Все запланировано.
   Все же план, любой план - это такая разумная сила. "Что делать" и "Как делать" и "Что получилось" - это дополнение вечному русскому вопросу "Кто виноват". И вопрос вины человеческой не даст покоя и не даст ответа, потому как, сколько людей, столько и мнений о человеческой виновности.
   Доротея и Вольфганг жили вдвоем. Взрослые дети разъехались. Завтракали всегда в большой гостиной на первом этаже. Завтраки были сытные: Йогурты, мюсли, сыры,(даже сыр с крапивой) творог, мясные деликатесы, фрукты, кофе, чай  - каждое утро. Перед завтраком Доротея просила всех, взявшись за руки, спеть "Отче наш".
  Завтракали не спеша. Всегда разговаривали. Помогали словари и жестикуляция. Говорили на разные темы, например, о зарплате и пришли к выводу, что в России на зарплату учителя  "не прожить, и не умереть".
  Доротея на тему о материальном достатке откровенно рассказала, что имея и такой красивый дом и не бедствуя материально, она часто впадает в депрессию, что её дочь училась в Париже и вернулась душевно сломленной. "Я - немка, значит - почти фашистка" - только это она и сказала на вопрос "Что случилось". После возвращения из Франции, она лечилась, а затем увлеклась фотографией, вязанием и огородом. Нигде не работала. За завтраком она всегда шутила и поддерживала любую тему. Выяснили, что обычные ежедневные завтраки были намного скромнее. Это для вас, для "кирхен хора" на столе столько вкусного разнообразия. И это "вкусное разнообразие" продолжалось до конца их пребывания.
  Концерты состояли из двух отделений. Первое - духовная музыка, второе - народные и популярные песни. Певчие репетировали каждый день и все равно волновались.  Первый раз, увидев своих слушателей, певчих немного задела холодная  недоверчивость их глаз.  Этот спокойный холод немного пугал.  Это холодное равнодушие хотелось скорее растопить. Певчие тщательно продумывали репертуар, последовательность исполняемых произведений, старались внести больше контрастности, больше яркости и искренности. И это помогло. Равнодушие исчезало. Удивление, слезы и улыбки были первой наградой. И, конечно, пожертвования.
   Большой неожиданностью для певчих был незапланированный концерт для русских переселенцев, которые жили в многоэтажном отдельном районе на окраине города. Переселенцы отличались от коренных жителей, и немного неуверенным взглядом, и зубами, у одних потерянными, у других золотыми, и отсутствием не показушной самодостаточности. Певчим переселенцы демонстрировали свою уверенность, мы мол здесь счастливы и, сюда переехав, мы выбрали правильное решение и об этом не жалеем.
   Конечно, трудно уживаться в чужой стране, где ты - человек второго сорта.
Такое отношение (второй сорт) у Западной Германии вначале было к населению Восточной Германии после их воссоединения, затем  славяне стали "вторым сортом", затем арабы, сирийцы и все остальные.
   Певчие понимали, что наши переселенцы не богаты и не смогут им хорошо заплатить. Конечно, волновались. И вот этот день пришел. Зал был полон. Их ждали.
   На всех концертах всегда был переводчик, который должен кратко сообщать содержание каждого произведения. И вот, когда певчие готовились спеть песню "Выйду ночью в поле с конем", в зале после перевода текста на лицах зрителей, которые прекрасно знали эту песню, появились веселые, насмешливые улыбки. Певчих такая реакция немного смутила. Эта прекрасная песня просто не могла вызвать такую реакцию. А тут... Когда они спели, всякие улыбки исчезли. Трогательная чистота сияла на всех лицах. Глаза не плакали, нет. Они были где-то далеко.
    После концерта Виктория попросила у переводчика текст его перевода. Он немного смущенно поделился с нею своими мыслями о том, что влюблен в русскую литературу, что не просто переводит тексты, он в них вкладывает свое собственное видение.
   Вечером Виктория с удивлением прочитала это его "собственное видение".

                Выйду ночью в поле с конем.

   Тема "человек и Родина" - это понятно. Но - Родина, человек и Конь"... Хочется задать вопрос - "Почему конь?" Ответ мы найдем в глубинной тайне, тайне связи Человека и этого прекрасного животного. Прочитайте Джонатана Свифта "Путешествие в страну Гуигнгнмов". Свифт не просто так ставит коня выше человека. Лучшие человеческие качества он отдает не нам людям! Он отдает этому прекрасному созданию природы.
   Человеческое общество - это уродливое общество, основанное на лжи и корысти. Человечество, конечно, пытается как-то все это оправдать, все как-то наладить... Но согласитесь, пока получается плохо. Кто знает! Возможно прекрасный конь с прекрасными глазами, своей достойной красотой, своею преданной душой когда-то был действительно венцом природы. Мы многое не знаем. Ушли давно в небытие "Люди - Гиганты". Мы этому не верим, хотя и Библия об этом повествует. Читайте Бытие глава шестая.
   Но мы вернемся к тексту песни. Вернемся к загадочной душе славянской.
  "Ночью в поле звезд благодать". Любовь и нежность ко всему, в чем вырос: к полю, небу, роднику и скорому рождению зари... Признание в любви не к партии, не к власти... Заря дает всем жизнь. Златая рожь прокормит. Родник спасет. Хоть "Было всяко. Всяко и пройдет" - Но здесь, под этим небом, с этою зарею. Эта таинственная привязанность себя, земли и неба... - она звучит так строго и достойно... Она и есть  любовь.

  Все это прочитав, Виктория внезапно поняла, что вся литература мира своими переводами  бесконечно обновляет сам источник. Любой талант может внести в свой перевод собственное  мироощущение.
 
   Однажды Вернер привез певчих на экскурсию. Он решил познакомить певчих с историей  своей страны переходя от деревни к деревне. И каждая деревня была на ступеньку выше в своем благополучии. 
   Первая деревня - это самые глубокие времена. В некоторых домах кроватей не было, спали сидя на скамейке, рядом козы, куры... все вместе под одною крышей; и кухня и домашний скот, и люди. У нас такое тоже было.
 Следующие деревни были материально благополучней. Появились спальни, кухни. Люди животных отдельно поселили. Появились стеклянные банки, где поселяне хранили общие сбережения для всей деревни. Появились скромные школы.
  И так от деревни к деревне постепенно улучшалось материальное благополучие живущих.
  Когда пришли в последнюю деревню, переводчица так устала, что вместо перевода сказала просто: "Ну, это вы уже сами все хорошо знаете и понимаете".
 
  Домой из Германии возвращались той же дорогой. Ехали утром и женщин легкого поведения, которые их  тогда удивили, конечно, не увидели. Но!
   Приехав, их удивило другое! Их удивила красота наших лиц: и женщин, и мужчин, и, конечно, детей. Наши лица просто поражали своей красотой. В Европе таких лиц не было. Но, одновременно удивило и выражение сильной усталости этих лиц. И это понятно.
    "Было всяко - всяко пройдет" - давалось не легко.
 
             
 

Конец четвертой части. 


Рецензии
Елена, мне интересно читать Вашу повесть...

Валерий Лапшинский   27.01.2024 06:12     Заявить о нарушении
Мне так хорошо от ваших слов! Сижу и улыбаюсь, как дура... И не хочу я мучить читателей какими-то проблемами... Пусть со мною отдыхают.
Спасибо за поддержку.

Елена Осипова 3   27.01.2024 10:50   Заявить о нарушении
Елена, надеюсь это временно. И после отдыха появятся другие интересные публикации. Удачи!

Валерий Лапшинский   29.01.2024 08:40   Заявить о нарушении