Медкоедово Старообрядцы
Старообрядчество- возникло во второй половине 17го века в результате раскола русской православной церкви,когда часть духовенства и мирян отказались принять реформу патриарха Никона(1652-1666г),осуществленную при царе Алексее Михайловиче(1645-1676).Раскольники подвергались гонениям и указом царевны Софьи были обьявлены вне закона.От царского гнева они убегали на дальние окраины на необжитые места-на побережье Белого моря,и потом стали называться поморами,в Карелию и Нижегородские земли.В последствии они(раскольники) разделились на разные ,аристово и более мелкие.
В 1864году император Александр Второй утвердил правила о старообрядчестве(староверах).Произошла легализация «раскола» и прекратились гонения.Раскольникам было дозволены
все права,что и остальным мирянам.
Особую роль в старообрядчестве играет сохранение старых традиций и обрядов,благодаря чему и были сохранены многие элементы русской культуры.
Когда образовалась наша деревенька Медкоедово,сейчас наверно уже точно не узнать.Но скорее всего,когда были гонения за веру на старообрядцев,и они уходили на окраины страны,уходили и в Нижегородские земли,а оттуда потихоньку перебирались дальше в поисках лучшей доли,осваивая новые места.Первому поселенцу видимо понравилось место,и он решил обосноваться тут.Рядом речка,значит с рыбой семья будет,лес -грибы и ягоды и дичь,прекрасные заливные луга(правда -были,мелиорация их уничтожила)Люди жили ,радовались ,рожали детей,занимались хозяйством ,и деревня росла,врастая в землю домами.По воспоминаниям людей,уже ушедших от нас,в деревне было три улицы,по местному-концы.Первый-от выезда на Провалово,там ,я еще помню,стояли ворота с жердью,как шлагбаум,этот конец простирался до лугов в сторону реки Лобань,второй от речки Медкоедовки подняться в горку,минуя кузню по левую руку и до тополей,до выезда на деревню Слудка.Третий и самый короткий располагался ниже огородов второго конца ,а его огороды упирались в Кочки,болотистое место,где добывали торф,и назывался этот конец-Пушкарики-почему такое название-история умалчивает.
И вот я родился в такой старообрядческой деревне-Медкоедово,но поскольку на дворе были 50е годы 20го века,дома я у себя не замечал каких-то примет или обычаев старообрядцев.Ели мы из общей чашки ,или иногда мама ставила на стол тарелки,смотря что приготовила,отдельных на каждого человека ложек, кружек и тарелок не было.Путникам воду подавали в первой попавшейся под руку или в ковшике.Иконы висели в Красном углу,писаные на досках и литые из бронзы,но не отец и не мама не крестились на них,а мама,живя уже в городе,в церкви ни разу не была и завещала похоронить ее по старому обычаю.Церквей в округе тоже не было,может ,конечно,их порушили после революции.Прошли годы,я созвонился со своими родственниками,что живут в Немском районе Кировской области..Они мне рассказали,что брат мамин-дядя Кузя,до последнего дня ел только из своей тарелки и пил только из своей чашки.Его жена-Нина Павловна,такой привычки уже не имела.Наверно -отец и мама дяди Кузи-дедушка Осип и бабушка Парасковья были истинными староверами и вложили ему в голову эту веру крепко.Мама и дядя Кузя жили в деревне Смолино Немского района,а маму,когда она подросла и стала девушкой на выданье,хотели выдать замуж за местного и не любимого.Как она очутилась в нашей деревне,история умалчивает,но помня смутно ее воспоминания,приехала к кому-то в гости и познакомилась с местным молодым мужиком Никанором,за которого и вышла замуж.Они родили троих детей-Наталью,Степаниду(Полину)и Федора.Когда началась война,Никанор ушел на фронт ,воевал и был ранен,лечился в госпитале в Кирове.Мама за 150 км ходила пешком к нему навестить и повидаться.После излечения он вновь попал на фронт и погиб под Великими Луками.Спустя четыре года после окончания войны мама вышла замуж за моего отца-Агея Ивановича.Правда ,я не знаю,расписывались ли они в сельсовете или нет,у мамы фамилия после первого замужества была Нестерова и у отца тоже была эта фамилия-сошлись и сошлись,и стали жить -поживать и детишек рожать-Ивана да Василия,то бишь -меня(позднее в архиве я нашел запись ,что брак был зарегистрирован).Мама всю жизнь проработала дояркой на ферме ,и только ушла оттуда из-за болезни отца,да ,впрочем ,и пенсия подошла.У родителей моих друзей,с кем я общался в детстве,тоже не замечал привычек иметь отдельную посуду.Правда ,брат мой Миша,вспоминал,что в отдельных семьях этот старообрядческий уклад жизни сохранялся.
Меня всегда занимал вопрос,-вот откуда такие названия у наших деревень в Немском районе.Скорее всего,наверно,от имени первого поселенца в этих краях,или что-то указывало на местность,где эти поселения образовывались.Жаль,точно уже не узнать,а машину времени не изобрели,чтоб повернуть время вспять и изучить правдивую историю жизни наших предков.Уже в более позднее время,когда состоялись первые переписи населения и начался вести какой-то учет,порывшись в архивах,можно найти своих прабабушек и прадедушек,от которых и пошли семейства Нестеровых,Масальцевых,Ситниковых и еще много других,кто жил в нашей деревне.И чем ближе к современности,тем больше можно узнать о своих предках.Они трудились,любили,отдыхали(хотя какой в деревне отдых-от скотины не уйдешь,а у всех тогда был полон двор )жили,на них порой обрушивались всяческие невзгоды и беды,но они выстояли.После революции начали образовываться сначала коммуны ,а потом и колхозы.Но не все желали перемен,нельзя привычки людей ломать через колено и начались репрессии.Людей арестовывали,сажали в тюрьмы или отправляли в ссылку или расстреливали.Я не буду называть имена и фамилии людей ,пострадавших от произвола,просто получится слишком длинный список ,да и не хочу обижать людей,которые пострадали ,но их имена неизвестны.В архивных документах значатся люди , которых язык не повернется назвать врагами народа,ибо они и есть сам народ- счетовод колхоза,животновод,просто колхозник-попали под каток правосудия по разным причинам.Но грянула Великая Отечественная война ,и народ встал на защиту своей земли.В округе в то время было великое множество деревень и с каждой из этих деревень мужчины уходили на фронт.И почти в каждую семью с фронта приходили похоронки.Взять с нашего конца первые три дома и в каждый пришла похоронка-у тети Луши Ивониной погиб муж,у моей мамы-первый муж,у бабушки Ульяны Фадихи-тоже муж.И так в каждой семье.После войны в деревнях мужчин было мало ,и женщины воспитывали и поднимали детей одни-сами.Успевали везде-и детей присмотреть ,и на работе и по дому.Многие потом были награждены орденами и медалями за доблестный труд.Работали в колхозе от мала до велика.Кто на сенокосе,кто на ферме,кто на мельнице и кузне,а еще была свиноферма,телятник и конный двор-везде нужны были руки.Но как бы ни тяжело была жизнь,она продолжалась и налаживалась после войны.В начале шестидесятых в деревню провели электричество и не надо было уже сидеть с керосиновой лампой.Появился первый телевизор у Павла Протасовича Ситникова ,и народ сбегался посмотреть,что за мачту-громотвод он сооружает около дома.Звучало доселе неслыханное слово-антенна.Молодежи стали покупать велосипеды ,а позднее и мотоциклы.Все рухнуло в одночасье-вся веками налаживаемая жизнь в нашей деревеньке испарилась,как -будто и не было двухсотлетия ее существования,-кто-то задумал укрупнять деревни.Из того бесчисленного количества деревень в округе осталось три или чуть больше-Слудка,Вишневка ,Шаши-ну еще ,наверно ,чуток.Правда-надежда умирает последней-появились в нашей деревеньке новые жильцы,и может быть,когда-то через какое-то время снова будут врастать в землю фундаментами дома и будет слышен беззаботный детский смех.
Свидетельство о публикации №223010700746