Праздник детства Рождество

Праздник детства Рождество


Новый год уже прошёл, но ощущение праздника продолжается. Я маленькая и живу в селе. С бабушкой и дедушкой.

Бабушка. Она становится загадочной. В воздухе витает недоговорённость. Что за праздник, я толком не понимаю. Бабушка потихоньку шепчет необычные слова. Понимание чего-то сакрального приходит интуитивно. Мне кажется, в эти праздничные дни я до сих пор слышу её добрый шёпот.

Дедушка. Внешне обычно строгий. Для всех он как бы отстранён от религии. Он член партии и серьёзный начальник, не положено. Но я-то знала, и как растопить его сердце, и теплоту и надёжность его рук, и то, что для него это тоже праздник. Я же слышала их разговоры с бабушкой на кухне. 

В посёлке нет церкви. Нельзя купить иконы. Но в доме они есть. У бабушки в укромном уголке, не на виду. Иногда, притворяясь, что сплю, сквозь дрожащие веки я видела, как она молится. Обо мне, о нас всех, о каждом из её детей и внуков.

Утро. Стук в дверь. Я ещё сонная, неодетая. Мои подружки с нашей улицы. Все старше на 3-7 лет. Но пришли не ко мне? В прихожей они поют и рассказывают стихи. Бабушка с дедом слушают, улыбаются, угощают конфетами и пирогами, дают мелкие монетки.

Слышу, как бабушка спрашивает, возьмут ли они меня с собой?
- А она стихи знает?
- Знает, много.

Бабушка идёт ко мне:
- Пойдёшь колядовать?
- А это как?
- Будешь рассказывать стихи. Девочки подскажут, что и как.

Но я боюсь. Дома так хорошо. В печке потрескивает огонь, тепло разливается по комнатам. Пахнет пирогами. Там и мои любимые с рисом и изюмом. А за окном пушистый-пушистый снег.

Сколько мне тогда было? Точно не помню, года 4, наверное. А помню почти полвека.


* Картина из Интернета. Художник Людмила Романова.


Рецензии
Ир! Вот точно какие-то детские воспоминания то ли, полусны 3-5летнего возраста.
Может быть еще более ранние. Но вот у нас не было бабушек и дедушек (блокада, война, Ленинград). Однако, желание взрослых создать нам - малышне праздник был всегда. Отец за пол дня до наступления Нового Года шел на ж.д. станцию Ланская и там покупал елку, у браконьеров (тогда их не ловили), потом эта предпраздничная домашняя суета с украшением деревца, подарки под ней. А, игрушки были самодельные, разукрашенные под человечков, выпитые через иголку яйца, гирлянды из разноцветных бумажных флажков, какие-то бумажные цветы, конфеты на подвесках, мандарины с продетой ниткой и несколько свечек в маленьких подсвечниках. Праздничный стол (очень скромный), бу-бу по радио и потом недолгое хождение по коммунальной квартире, с табуреточными стихами за конфетку. Кстати о нашей квартире (она была невелика - 5 семей, жили безконфликтно), в 1964 мы разъехались по квартирам, в новом доме. Но продолжали держать связь друг с другом, по крайней мере провожали всегда в последний путь. Ну, где-то до 90-х годов.
И еще одно воспоминание из детства.
Как-то мама развешивала сушить белье на веревках во дворе. Предполагалось, что мы с братом, потом останемся сторожить, и заорем, если что в последний момент, а пока она продолжала довешивать. Мы же крутились рядом, мне было пять с половиной брату три. Но мы заорали в первый же момент, и было не до последнего. Вдруг пододеяльник сложился в непонятную фи - гу - ру и пошел на нас, с Колей. Я схватил его за руку и мы рванули заорав по пути: Мм-аа-мм-аа!
Оказалось, во двор забрел рогатый сохатый, а на пути этакое препятствие, он и одел его на рога. Но мамуля была рядом и начеку. Она сдернула с воришки постельное хлестанула его мокрым полотенцем и побежала спасать наследников. Короче, сберегла всё и всех.
Финал более, чем печальный. Убегая от улюлюкивания толпы, животина перепрыгивая через металлическую ограду, повис на ней.
Было это там, где теперь станция метро "Черная речка".
Спасибо за посещение и салют РЦ!
ПыСы Напомнили!

Сергей Плетнев   03.02.2023 03:37     Заявить о нарушении
Благодарю, Сергей!
И за такие детские воспоминания (приятно же, что моя провокация сработала), и за моё новое имя.))

Да, раньше подготовка к празднику подвигала ребёнка к каким-то действиям: мастерили игрушки и в школе, и дома, и в дворой компании. Секреты передавались от родителей и бабушек с дедушками. Сейчас, мне кажется, дети больше приходят на готовое. А это уже более однотипно, не так запоминается.

Лариса Дубовская   03.02.2023 07:33   Заявить о нарушении
Ой! Лариса, ради Бога извините, лучше всего писать, без обращения. Этакой, позорной промашки не будет. Чёрные дыры не только в галактике, но и у мню в извилинах. Ещё раз "бью челом" За прощение себя, по недомыслию.

Сергей Плетнев   03.02.2023 07:50   Заявить о нарушении
Сергей, всё нормально!
Почему бы иногда и не побыть с другим именем?
Моя настоящая фамилия этому всю жизнь способствует, живу с двумя именами. Как раз не хватало третьего.))

Благодарю за комментарий! И за обращение по имени.)

Лариса Дубовская   03.02.2023 16:41   Заявить о нарушении