Генеральский казус

           Генеральский казус.
События, описываемые в этом рассказе приходятся на один из наиболее трудных периодов в жизни Тербунского края, да и всей нашей страны- 1942 год. Время, когда Красная Армия, сдерживая смертельно опасный натиск фашистских полчищ, готовилась к ответному удару.
Но жизнь участников этих событий, вместе с тем, чем обычно наполнена суровая фронтовая жизнь- разведками, атаками, артподготовками, героическими подвигами и смертельным риском, была все- таки жизнью. А значит, несла в себе и каждодневный груз обыденности, где не всегда все было запланировано, присутствовали и новые знакомства, и неожиданные, и даже казусные ситуации.
Кстати, здесь, как раз в самом начале нашего рассказа, на основе жизненного опыта необходимо заранее упрекнуть читателя в незнании такого, теперь довольно замысловатого предмета, как «Табели о рангах», знакомый, как «Отче наше» любому мало- мальскому грамотею 19 века. Потому как, надо честно признаться, не всякий наш современник расставит в порядке возрастания рангов, где князя, а где графа, например, или к кому обратился бы с «сиятельством», а к кому с «высочеством». А это ведь наше родное, историческое прошлое. А его- то, не знать грешно.
Однако, наше же советское прошлое поступило с «Табели» по- простецки, выровняв всех, от самых высших чинов до низших дружественным «товарищем». Но, помня пословицу про гуся и свинью, видимо, не для всех было все так просто.
Во времена описываемых событий, в самом центре современного поселка Тербуны, в районе теперяшних рыночных рядов, находился штаб действующей армии. Командовал им известный уже тогда генерал- лейтенант; а в последствии маршал Баграмян Иван Христофорович. К чести генерала, он то о «Табели» к тому времени еще не успел забыть. Ну, на то он и генерал.
А напомнил молодому генералу о предмете нашего разговора местный повар, второпях приглашенный кем- то из подчиненных Ивана Христофоровича. Старичок оказался поваром не из простых, не холопских кровей. В свое время он отдал не малую часть своей, по его мнению, и не менее славной, чем у генерала жизни на стряпню изысканных яств для самого господина Поленова, вечная ему память.
Конечно, можно понять, что этот участок жизни представлял для барского кухонного служаки немалую гордость. Генералу, однако, среди военно- полевой суматохи хотелось, грешным делом, просто по- человечески поесть и быть готовым к выполнению своих штабных обязанностей. И его ни сколько не смутил вид представшего «пред очи» лакейского вида, и в то же время знающего себе цену старичка. Но этот милый «старичок» знал как прислуживать генералам. И из не шибко богатого арсенала генеральского харча быстренько настряпал на пол- стола всяческих «харчо» и «оливье».
 И вот, автор вкусного натюрморта, с подачи адьютанта вмазал несколько грамм фронтового спиртика для смелости, и  суетливо снует у стола. Открывается дверь, и повар делая шаг навстречу входящему генералу, услужливо произносит:
-Ваше превосходительство, стол накрыт.
  Смущенный Иван Христофорович, в окружении своих переглядывающихся офицеров, как поистине воспитанный интеллигент, конечно, скромно промолчал. Но торопливо усаживаясь за стол, удивленно таращил густые армянские брови- давно он такого обеда не видел. Действительно, повар преуспел.
А тот, видя произведенное впечатление, еще больше подзахмелев, спустя какое то время продолжал наседать:
-Ваше превосходительство, что желаете на десерт?
Теперь уже генерал нехотя поежился:
-Да какой я «превосходительство»…
-Позвольте, но Вы генерал- не уступал уже довольно «размякший» ветеран дворянской прислуги.
И уже под занавес обеда, желая все- таки услышать заслуженный комплемент из уст высокого чина, повар нетерпеливо произнес:
-Ну и как яства, Ваше сиятельство?
Генерал, чуть не поперхнувшись, побагровел, и, утираясь солдатским полотенцем,  хмуро выговорил:
-Обед, конечно же, был очень вкусным, но я вижу мне пора уходить,… пока я не стал его величеством.
И хохочущие офицеры загремели стульями, оставляя теперь старика- провара в растерянном недоумении.   
20. 10. 2009 г. Колесник А. В.





Рецензии