Учимся у природы! Урок естествознания

Не то, что мните вы, природа:
Не слепок, не бездушный лик -
В ней есть душа, в ней есть свобода,
В ней есть любовь, в ней есть язык...

                Фёдор Тютчев

Первое, с чем мы должны находить всегда общее согласие, это наша Мать природа. Мы живём в материальном мире, который ощутимо преподан нам в виде живой природной среды, а также неживого – в привычном нам понимании – компонентного состава этой среды, который мы используем для своих жизненных потребностей. И конечно, главным здесь является воздух, без которого мы существовать не можем. Собственно, и вся природная среда (от середа, середина – среди нас) в совокупности своей и есть тот воздух или единый дух, который объединяет все наши жизненные интересы – от самых низких (физиологических потребностей) до самых высоких (духовных потребностей) и придаёт смысл нашему существованию.

Мир природы – это богатейшее великое сказочное царство. Но кто в нём хозяин, кто царь? Судя по нашим действиям, эту роль мы своей волей отвели себе. И со всей ретивостью принялись за реализацию своих представлений о том, каким должно быть наше царство. В своём рвении мы и не заметили, как стали распоряжаться природой будто своей собственностью. Одно выражение «земля в собственности» чего стоит! Заметьте, не во владении, не в пользовании, а в прикарманенной собственности. Так и со всем остальным, до чего дотягиваются наши алчные руки. Алчность приобрела такие масштабы, что продукт труда перестал быть выгодным товаром, потому что труд перестал быть выгоден. И это закономерно, ибо бо;льшую выгоду можно извлечь из природных щедрот. Но, стоп! Вот мы и попались! ПриКАРМАнили? Значит привязали себя к карме, к долговой расплате. И расплата эта уже на пороге нашего мира – это финансово-экономический, политический и социальный хаос, которые неизменно наступают как следствие неоценённого производительного труда.

Но не будем здесь широко распространяться на темы политэкономии и социологии, так как не одни только человеческие интересы мы взялись тут отстаивать. Наши намерения шире – разобраться в истинности, то есть в оправданности этих интересов. И тут мы обнаруживаем, что слово «отстаивать» как раз очень даже подходит для этих целей. Давайте посмотрим на положение дел глазами природы. С этих позиций человеческое сообщество представляет из себя стаю саранчи, набросившуюся на беззащитные её богатства, вкушающую её дармовых плодов. Однако стая не однородна, аппетиты в ней различны. И по закону сохранения материи те природные богатства, которые были с бо;льшим аппетитом истреблены, сказочным образом превращаются в жизненные блага человека со сверхаппетитом, которые подобно коросте дерева затягивают его, изолируя от остальной внешней среды, защищая (отстаивая) от общей стаи. И чем выше аппетит, тем реальнее изоляция, тем индивидуальнее интересы, уводящие их обладателя от общей стаи строителей общественной пирамиды. Была бы его воля, забыл бы он и об общественной пирамиде, и об общем древе жизни, встроенном в неё, построил бы свою пирамиду, своё царство-государство и был бы в нём безраздельным властителем. Но куда же уйдёшь от стаи, если только в ней ты человек?! Однако и сама стая перестаёт полагаться на него в своём общественном интересе, видя в нём лишь серьёзного, а подчас и наглого, шакалоподобного конкурента на пути реализации этого интереса. Вот таким образом и «отстаивается» общественная пирамида. Но каково место этого «отстоя»?

За ответом далеко ходить не надо, его даёт всё та же природа. Представьте себе банку, до краёв наполненную цельным коровьим молоком. Весь его слой однороден по своему изначальному содержанию, почему оно и именуется «цельным». Но проходит какое-то время, и в массе молока происходят интересные метаморфозы, расслаивающие её на два уровня. Верхний слой – жиросодержащий компонент, называемый сливками, нижний – то же молоко, но с пониженным содержанием жира, то есть уже не «цельное». Причём всегда жирный слой оказывается наверху. Ну прямо-таки как наши «сливки общества»! Ещё через какое-то совсем непродолжительное время в верхнем слое обнаруживаются признаки ферментного разложения, окисления (обусловленного доступом воздуха), сопровождающиеся отвратительными видом и запахом. Вскоре разложение охватит все слои, но всегда оно начинается сверху и тем раньше, чем толще этот слой.

Но давайте уточним истинное положение «сливок» – действительно ли оно так высоко? Если говорить о привычном нам плоскостном видении мира, «сливки» действительно собираются сверху общего объёма, однако при сферическом подходе их положение не столь почётно – оно оказывается с краю, то есть на периферии «продукта», что превращает наши «сливки» в маргиналов, ушедших от давления породившей их и «обобранной» ими среды вверх, к мнимой свободе. Называется этот процесс адсорбция (от лат. ad – при, у, на) – поглощение поверхностным слоем вещества из раствора, или по-простому, отслаивание, которое однако по сути больше похоже на «отстой». Оказывается, что свобода, к которой так тянулись сливки, всего лишь вводит их в другую, инородную для них среду, жить по условиям которой им придётся недолго – среда проверит их на истинную ценность или «цельность», относительно состава самой этой среды, разложив на составляющие первичного порядка (на химические элементы) подобно тому, как все уровни пирамиды разлагаются на отдельные камни, одинаковые по своей сути, то есть «равноправные» в ней.

Перенося этот образ на человеческую жизнь, можно сделать логический вывод: не всё зависит от намерений «продукта», от его воли, но всё от среды или точнее – от её духа, подчиняющего себе всякий инородный принцип, приводя его к единому равноправному началу. Отступление от порядка, диктуемого духом среды, порождает новый принцип: за всё надо платить. Возвысился над принципом равноправия, взял больше – плати больше. Если жизнь устроена так, что проявляются явные признаки её расслоения, то закон платежа должен выжать из этих слоёв суть их содержания, дабы нейтрализовать влияние на них внешней среды, способной губительно ускорять процесс всеобщего разложения. Так снятые сливки хорошая хозяйка собьёт в сметану или масло – источники высококалорийного рациона питания. А в случае закисания участь сливок будет ещё незавиднее – вместе с обеднённым ими же молоком они будут сварены и спресованны в творожную массу. При этом побочным продуктом такой переработки будет водная основа молока, называемая пахтой. По компонентному составу пахта уже значительно ближе к состоянию чистой воды, родственной воздушной среде и способной самой превращаться в воздух. Это та вода, которой атмосфера насыщает землю, дающую её травам, без которых не было бы и молока. Следовательно, корневая ценность молока вовсе не в сливках, продуцированных молоком, а в воде, как в истоке его зарождения. Не будет воды – не будет и молока, не будет молока – не будет и сливок. При этом вода никогда не спешит подобно сливкам занять верхнее положение. Напротив, она удовлетворится даже самым малым пространством в объёме перевёрнутой пирамиды, откуда всегда найдёт выход – к корням, способным поднять её к высотам, удержать которые не удалось сливкам. «Природа не роскошествует началом вещей» – говорил английский философ Роджер Бэкон. Скромная роль воды – самое убедительное доказательство значимости её удельного веса. Чего не скажешь о рыхлой природе сливок, объёмная пустота которых и тянет их наверх. Природу не обманешь, в ней всё истина! И к каким бы высотам в своих мечтах и намерениях ни стремился человек, всегда его встретит та среда, которую он сотворил сам, своим внутренним миром.

Не напоминает ли вам описанный процесс принцип формирования кармы, сливающей в свой карман всю результативность существования с целью дифференцированного отбора по признаку цельности и единства? При этом процесс переработки человеческого «продукта» не ограничивается лишь одним приёмом воздействия – адсорбцией. В арсенале преобразований участвует полный комплекс физических взаимодействий веществ, цель которого добиться идеальных свойств «продукта» переработки, его абсолютной чистоты и цельности. По отношению к «продукту» применяется не только упоминаемый ранее метод адсорбции, но и обратный ему метод абсорбции (лат. аbsorptio – поглощать), и ректификации (лат. rectificare – выправлять), и редукции (лат. reducere —приводить обратно, возвращать), и дистилляции (лат. distillatio – разделять), и ассимиляции (лат. assimilare — уподоблять), и адаптации (лат. adapto — приспособлять), и прессования (лат. presso — давить, жать), и комбинации (лат. combinatio – сочетать, соединять), и рекомбинации, и термообработки, и пр., и пр. Ну сущий ад! Да что там! Все мы на собственной жизни познаём влияние этих мер, то кидающих нас в призывный жар страстей, то бросающих в омут отчаяния, то уносящих потоком надежды ввысь, то низвергающих безволием сил в пропасть, то перетирающих в муках совести, то разлагающих в искрах успеха. И всё это до тех пор, пока мы не смиримся с простотой этого мира, суть которой в том, что мы и есть мир. И мир этот настолько откликается на наши чаяния, насколько наши достоинства соответствуют миру.

Иллюстрация из Интернета


Рецензии