Страх мудреца

Однажды мы с коллегами вели научные раскопки древнего кладбища близ провинции Гранады, что ныне в Испании. Могилы не представляли собой особо никакого интереса, но могли преподнести нам неожиданные подарки. Впрочем, сколько захоронений не было раскопано, ничего интересного мы так и не нашли, кроме косточек преподобных предков. Все могилы были помечены античными булыжниками, поставленными сверху на землю. Поэтому искать захоронения было просто.
Раскопки велись уже четвертый день. Зной мешал всей работе - мы обливались потом, снимали с себя почти всю одежду, но все равно было невыносимо жарко. Это было просто ужасно. На моей памяти археолога это была одна из самых скучных и самых сложных, в плане природных условий, работ. За четвертый день я раскапывал четвертую могилу соответственно. Дела у всех продвигались медленно в силу жары и постоянной жажды.
На этот раз я раскапывал старушку - кости были женские. Мастерком я копнул немного в правую сторону от длины захороненного тела, но лопатка стукнулась обо что-то достаточно жесткое и издала глухой удар. Сначала я подумал, что это был обычный камень, но при ударе металлической насадки о камень удар был бы более звонкий и слышный. Мое любопытство археолога взяло верх и я осторожно копнул мастерком еще раз в ту же сторону. Затем еще и еще, чтобы откопать то, что помешало мне откапывать старушку. Каково же было мое удивление, когда я откопал кость! Я с недоумением взял ее в руки и внимательно рассмотрел. Если сравнивать ее и кости старушки, которую я сейчас должен был откапывать, то внезапно найденная кость была в гораздо лучшем состоянии. Однако похоронить человека гораздо позже, чем старушку, чисто теоретически не могли, ибо кладбище было закрыто долгие сотни лет.
- Андре! - крикнул я коллеге, который работал не так далеко от меня и тоже копал какую-то огромную яму. - Андре!
Но Андре не мог меня услышать, ибо был очень занят. Я хотел попросить его проверить, есть ли над тем местом, где я нашел кость человека, могильный булыжник (если так можно сказать). Так как Андре не мог проверить, есть ли плита, то мне пришлось самому выбираться из прохладной ямы и все проверять.
- Ты меня звал? - спросил подходящий Андре. - Извини, я занимался обмывкой косточек. Не мог прийти. Что случилось?
Я молча передал ему найденную кость и указал на место, где не было плиты.
- Невообразимо! - воскликнул он.- Кость-то в очень и очень хорошем состоянии!
Он с большим удивлением смотрел на кость, рассматривал ее со всех сторон и был крайне рад моей находке. Вообще, Андре был более опытным археологом, был гораздо старше меня и, после окончания университета, я пару лет был у него на стажировке. Так что Андре был мой наставник уже много лет.
- Ты нашел эту кость в этой могиле? - он указал на могилу старушки.
- Нет. Она была.. В правой стенке, в соседнем захоронении. Только очень странно, что захоронение было так близко к другому. И еще - над могилой нет никакого опознавательного элемента.
Андре с еще большим удивлением посмотрел на меня, затем на могилу и сказал:
- В любом случае, откопай этого предка и проверим его кости на экспертизе. Пока что сложно что-то конкретное сказать об этом удивительном факте, но  мы разберемся в этом с точки зрения науки.
Андре с торжественным взглядом вручил мне обратно кость предка и ушел обратно работать очень радостно, в припрыжку. А я остался стоять с этой костью, смотря то на нее, то на странную могилу.
В этот день я работал за двоих: мне нужно было разобраться с могилой старушки, и помимо нее, откопать могилу какого-то неизвестного предка. В шесть часов вечера почти все мои коллеги уже ушли отдыхать, а к семи я остался и вовсе один.
Как и любая археологическая работа, раскопки двигались очень медленно. Сначала я закончил могилу старушки, разложил все кости по нужным местам на брезенте, а потом взялся их обмывать. Потом старушка отправилась в запасник одного Гранадского музея.
Раскопки могилы неизвестного предка были сложнее, ибо было тяжело понять, в каком направлении копать. Медленно стало опускаться солнце за горизонтом, а я стал бояться, что не успею до темноты. Даже несмотря на то, что это совсем уже старое кладбище, было бы не по себе сидеть здесь ночью и раскапывать предков.
- Здравствуй, мой юный друг, - послышал мужской голос на краю ямы. - Ты продолжай, я просто был недалеко отсюда и увидел, что ты здесь совсем один. Работа задерживает?
Я поднял голову и увидел пожилого мужчину, который был одет в пустынные одежды - черный халат, а сзади был то ли капюшон, то ли какой-то мешок, предназначенный для покрытия головы для защиты от солнца.
- Да, сегодня слегка задерживаюсь, - ответил я, обращаясь обратно к своей работе. - Надо отдать должное предкам и сделать все как положено.
- Вы хороший человек, - сказал старче и сел на ближний камень. - Вы не против, если я составлю вам компанию этим вечером? Сегодня мне некуда спешить.
Я пожал плечами - мне было безразлично, но согласился, потому что было не по себе оставаться в темное время суток на кладбище.
- Вы раскапываете могилу неизвестного мудреца? - странным голосом спросил старец. Я утвердительно кивнул. - Прошу вас, продолжайте, иначе не успеете закончить работу и к ночи. А я вам расскажу историю этого мудреца, если вам интересно.
Мне было это интересно. Я поднял голову и спросил:
- Вы знаете, кто был этот человек? А почему же тогда у него нет могильной плиты?
- Прошу, продолжайте работу, но внимательно слушайте меня. Вы мне нравитесь, юный друг, и я расскажу вам историю этого человека.
Я вернулся к работе, но украдкой поглядывал на своего странного собеседника. Он помолчал, а затем начал свой рассказ.
- Много веков назад, Гранада была отдельным государством. Раз уж вы археолог, то знаете это. Гранадский эмират был великой державой своего времени. Сначала Гранадой правили преподобные Альморавиды, а затем власть пришла к династии Насридов. На протяжении всего своего существования, Гранада вела постоянные войны. Население Гранады было очень разнослойным. К концу правления преподобного султана Мохаммеда Боабдиля войны с Кастилией и Леоном стали почти беспрерывными. Гранада несла огромные потери населения, воевать шли уже дети, женщины и старики. Мы жили в постоянном страхе, - старец перешел по непонятной причине на местоимение "мы", - боялись, что каждого из нас в любой момент могут отправить воевать. К тому же, внутри Гранады из-за того, что население было очень разнослойным, обострились междоусобные войны. Целые группировки аристократов устраивали друг другу ловушки, а обычные люди без зазрения совести убивали друг друга на улицах. Сын убивал отца, отец сына, брат брата. Распри внутри народа стали обычным делом. Военные фронта терпели огромные потери. Гранада истекала кровью, как изнутри, так и снаружи.
Имя этого человека было Абу Бакр Халиль, и имя это значило, что он сподвижник самого Бога-пророка. - Меня удивило то, что старец знал имя человека, который был похоронен даже без плиты. - Когда Гранада переживала такой тяжелый период своего существования, ему было всего семнадцать лет. Идти воевать означало умереть, идти добровольцем подавлять распри народа - тоже означало похоронить себя самостоятельно. Но кому хотелось умирать в семнадцать лет?
Родители его начинали подначивать на вступление в отряды войск.
- Негоже это, - говорила мать, - когда все воюют - тебе сидеть дома. Принесешь хоть какую-то пользу народу.
Отец молча соглашался, ведь и сам скоро шел в ряды солдат. Родители любили его, но любовь к Гранаде была сильнее любви к сыну. А он не хотел умирать.
Долго он думал и долго принимал Абу Бакр решение. И вот настала одна сентябрьская ночь, когда враги Гранаду атаковали со всей силы. Дома тряслись и город горел. Всю ночь юноша не спал, ибо не мог сомкнуть очей, думая, что именно сегодня может свершиться то, чего он боялся больше всего - его смерть.
Встав утром, когда родители еще спали, он взял баклажку с водой, некоторые вещи, одеяние пустынь, затем тихо проник в комнату родителей и снял с пальца отца большой золотой перстень с изумрудом - благодаря ему он собирался прожить некоторое время в том городе, куда он смог бы добраться. А потом он также тихо выскользнул из отчего дома и пошел в сторону Табернаса.
Гранада молча отдыхала после тяжелой ночной битвы. Ни души не было на улице, и даже птицы боялись пролетать здесь. Шаги Абу Бакра глухо раздавались по улицах города, а потом затихли. Сподвижник пророка вышел из города и отправился в пустыню Табернаса.
Но прежде, чем дойти до пустыни, Абу предстояло пройти немало сотен шагов по саванне. Прохладное утро добавляло бодрости путнику и он был рад, что решился на такой отчаянный шаг. Он спас свою жизнь - что могло быть лучше?
Иногда ему попадались оазисы с деревьями и он охотно отдыхал под их ветвями. Прекрасной казалась ему жизнь. Он радостным взором окидывал пространства вокруг, и душа его ликовала. Но все же было ему немного грустно. Он ушел от родителей и бросил дорогой ему город. Но он двигался вперед, он жил дальше!
Путь его лежал далеко. Но он шел и шел дальше, шел в сторону мнимого счастья - шел в Табернас. Вскоре саванна закончилась и предстали перед ним пустыни Альмерийские. Тяжело ему было в пустыне - вода заканчивалась, солнце палило. Силы были на исходе.
А пустыня Табернас была прекрасна. Располагается она по сей день на юго-западе и пользуется большой популярностью среди туристов. Очень давно, а именно восемь миллионов лет назад, здесь волновалось широкое и просторное море. Около четырех миллионов лет назад здесь поднялась горная цепь в результате сдвижения земной коры, и именно она отрезала от океана соленое озеро, в которое впадали реки, несшие глину, песок и гипс. Шло время, реки исчезли, озеро испарилось, а песок и соли, пропитавшие все вокруг, остались. Так появилась Альмерийская пустыня. Она ограничена горными хребтами Сьерра-де-Аламиль и Сьерра-де-лос-Филабрес, которые преграждают путь влажным ветрам средиземноморья.
Абу Бакр шел довольно уныло, не обращая внимания на дивный край. Да, возможно, для ученых единственная пустыня на многие тысячи километров вокруг представляла бы собою огромный интерес, но для Абу Бакра преодоление этой пустыни стало большим испытанием. Пейзаж был обычен для пустыни: мрачные скалистые склоны гор, видневшиеся издалека, растекавшаяся на солнце песочная земля, овраги и высохшие ручьи. Растительности здесь почти нет: редкие пальмы, кустарники без жизни, и, пожалуй, это все. Живут в этой пустыни немногие - ящерицы, ежи, змеи.
В Табернас Абу Бакр Халиль пришел полуживой. Но тут его ждало большое разочарование, разочарование, которое было бы способно убить его, если бы он не так боялся смерти. Оказалось, что и в маленький Табернас, куда так отчаянно шел наш путник, пришла война. Он стоял на входе в город и не знал, что ему делать. Ужас царил в городе - взрывы, крики, смерть. Смерть! Она преследовала его по пятам.
С большим усилием Абу Бакр зашел в город и  отыскал еды и воды. А затем он снова, сделав немного запасов, вышел из города в пустыню. Там он и остался.
Абу Бакр решил спрятаться в пустыне. Сюда война бы точно не зашла, а значит, и умирать не пришлось бы. А даже если бы пришла, то его домик в скалах точно никто бы не нашел. Он жил между двумя городами - Гранадой и Таберносом.
Шли года. Он хорошо обустроился в скалах и многие путники знали его. Абу Бакр часто помогал им: давал ночлег и отдых, помогал искать дорогу. Познал многое Абу Бакр Халиль за эти года жизни в пустыне, стал мудрым отшельником и единственным жителем пустыни. Жил он спокойно и никого не трогал, пока не зашел в его жилище путник, весь в черном пустынном одеянии.
- Здравствуй, мудрец, - сказал он, садясь по молчаливому приглашению мудреца на подготовленное место. - Не подскажешь, в какой стороне Гранада?
Абу Бакр ответил, что путнику следует держаться правой стороны в своих странствиях. Но путник странно посмотрел на мудреца и продолжил:
- А сам ты, мудрец, из каких стран?
Мудрец побледнел, не зная, что ответить и как скрыться от пронизывающего взгляда путника.
- Раньше я жил в Гранаде, но смерть царила там, и ушел я, - ответил он наконец. - Шел я в Табернас, но и там воцарилась смерть - и тогда я ушел в пустыню. Пустыня дала мне право познать жизнь.
Путник многозначительно кивнул.
- Но ведь это было так давно, старче, - сказал он Абу Бакру. - Гранада давно изменилась. Прошло столько лет - ты можешь без страха вернуться, чтобы  просто посмотреть на родной город.
Ужас вспыхнул в глазах мудреца, но он ничего не ответил странному путнику. На следующий день путник ушел в сторону Гранады, а Абу Бакр стал сомневаться.
"Что же это я, действительно, - думал он, - боюсь вернуться в Гранаду через столько-то лет? Все давно изменилось, и никто меня не узнает."
Мудрец взял с собой некоторые вещи и вышел из своего дома в скалах, направляясь в сторону Гранады. Сначала он шел неуверенно, но потом шаги его стали тверже и быстрее. Что-то тянуло его обратно, он хотел увидеть родителей, отчий дом, родной город и родные места. Он пересекал пустыню с большой скоростью, не замечая ни жары, ни солнца, не замечая ничего.
И вот - он пришел к воротам Гранады. Он стоял подле них как тогда, когда обессилившим мальчиком пришел к воротам Табернаса. Мудрец сделал шаг в город, а дальше ноги его сами понесли. Но каково же было его разочарование! Ища знакомые переулки, знакомые лица, он находил что-то новое и пошлое для его сознания. Какой-то мужчина на рынке предложил и вовсе - нарисовать его! его, Абу Бакра! И даже нарисовал - но мудрец со стыда убежал, скрывая свой позор. А бежал он в сторону отчего дома - но не нашел даже его. Он пал на колени перед какой-то лавочкой баклажами и схватился за сердце.
- Что же это?! - крикнул он, падая на землю. - Где Гранада?! Что с ней стало?!
Сердце его екнуло, он распростерся на песчаной дороге между лавками. Добрые люди обступили старого мудреца, а другие спрашивали имя неизвестного. Сердце его медленно, но верно переставало биться, и тогда он сказал, лежа на руках у добрых людей:
- Всю жизнь я бежал от смерти, но оказалось,что каждый день и каждый час она была ровно на один шаг впереди меня.
А потом он умер. Умер прямо на руках у людей. Его похоронили здесь, на этом кладбище, и никто не знал имени мудреца. Его похоронили без плиты, без ничего, а на следующий день про него забыли. - Так закончил свой рассказ мужчина. Он молча посмотрел в сторону пустыни и почти зашедшего солнца. Я смотрел на него, перебирая моменты его рассказа. Этот рассказ действительно меня поразил. Вдруг мужчина поднялся, посмотрел на меня и сказал:
- Вижу, вы закончили свою работу, - он внимательно осмотрел кости на брезенте, которые я заканчивал обмывать.
- Да, кости в очень хорошем состоянии, по сравнению с остальными, - задумчиво и профессионально произнес я. - А откуда вы знаете имя этого человека?
Старец загадочно улыбнулся и сказал:
- Будь счастлив, мой юный друг, в своей жизни! И помни - смерть забирает первыми тех, кто больше всего боится. Она не любит страх.
Я не успел с ним попрощаться - он повернулся спиной и ушел в сторону пустыни. Я смотрел на его силуэт до тех пор, пока он не скрылся за горизонтом. А за горизонтом была Альмерийская пустыня.
Солнце село, а я как раз закончил работу. Я поспешно встал, собрал все вещи, но тут мой взгляд приковало что-то блестящее на дне раскопанной могилы. Я спустился и достал большой золотой перстень с изумрудом
 Перстень! Моему удивлению не было предела. Но тем не менее, я решил побыстрее покинуть кладбище.
На следующий день мы с командой отдыхали. Я шел по рынку Гранады, думая над вчерашним рассказом мужчины, как вдруг послышался голос за прилавком, который я проходил:
- Сувениры! Вижу, вы приезжий - так купите что-нибудь на память о великой Гранаде! - это был лавочник. Я подошел к прилавку и рассмотрел сувениры. Один маленький портретик сразу же бросился мне в глаза: что-то немыслимое потянуло мою руку к нему.
- Это портрет-репродукция неизвестного мудреца, который бежал от смерти в пустыню, - спокойно сказал лавочник. - Его история известна тут всем. Ходят байки, что после смерти этот мудрец подружился со смертью и стал ее жрецом. Люди говорят, что иногда видели, как он выходил из пустыни  и когда у него было хорошее настроение, рассказывал свою историю. Легенда гласит, что он жил в Альмерийской пустыне, в скалах. Но я не верю в это. Ерунда. И вы не верьте. А портретик хороший, согласитесь?
Я удивленно стал рассматривать портрет. Действительно, изображенный на ней отшельник был чем-то схож с тем мужчиной, что разговаривал со мной вчера. Я купил этот портретик и до конца дня не мог поверить в то, что видел и слышал собственными глазами. А потом я все смотрел на этот портрет, рассматривал кольцо и думал.
Всю жизнь этот человек бежал от смерти, бежал из отчего дома, бежал в другой город. Но смерть сама к нему пришла и забрала его, когда ей это понадобилось. Он так боялся смерти, что в итоге стал ее лучшим другом.


Рецензии