Причинно-следственные связи

- Это правда, что внуков любят больше детей? - спросила Валентина свою дочь, в десятый раз пересматривающей видео в телефоне с внуком Димкой.
Татьяна со свойственной ей деликатностью и пониманием спокойно ответила :
- Я не знаю. Ты же знаешь, что у меня были проблемы с бесплодием. Я чудом родила двоих дочерей и всегда очень переживала, смогут ли они узнать, что такое счастье материнства. Младшая вообще заявила, что дети в её планы не входят. Ну там-то понятно: учёба, карьера, всё такое, - да и торопиться не надо, возраст позволяет. А вот за Риту я действительно волновалась. Слава богу, что у нас растёт замечательный пацан!
Женщина замолчала, ища подходящие слова, чтобы ответить своей старой матери.
- Я очень люблю своих дочерей, но Димка он же маленький, беззащитный ещё, мы все вместе стараемся помогать, чтобы он ни в чём не нуждался. Ну посмотри: какой он милый! У него такая обаятельная улыбка!
- А я не знаю, что это такое, - печально резюмировала Валентина.
Татьяна попыталась утешить мать, но понимала, что в таком положении вещей она виновата сама. Она неоднократно предпринимала попытки быть ближе к ней, но Валентина упорно "заползала в свою нору" и отказывалась от всех предложений дочери.
Ещё по молодости, будучи замужем за отцом Тани, Валя начала выпивать. Муж оказался непьющим, отличным семьянином, но занудой и насильником. Женщина пыталась сопротивляться и в результате нашла отдушину в алкоголе. В конце концов, семья всё-таки перестала существовать, Танечка осталась жить с мамой, однако алкоголь основательно поселился в их однокомнатной хрущёвке. Скрыться от ежедневных пьяных компаний было просто некуда, поэтому уже с пятнадцати лет девочка практически не жила дома, ища приют у родственников и подруг.
Потом Таня уехала далеко-далеко на Дальний Восток. Приезжая в отпуск, разочарованно убеждалась в том, что мама всё больше и больше катится в пропасть. Боль и досада, что близкий тебе человек не хочет услышать тебя, задевали Татьяну. Она вышла замуж, несколько лет пыталась лечиться от бесплодия. И через четыре года на свет появилась маленькая неугомонная Рита.
Таня и Михаил были безумно счастливы, окружили малышку любовью и заботой. Парадокс, но отец Татьяны был рядом, это была его первая и, пожалуй, самая любимая внучка. Он тоже помогал семье дочери и с удовольствием нянчился с маленькой Маргаритой.
На Валентину появление внучки никак не повлияло, жизнь, отравленная запахом дешёвых сигарет и этиловым спиртом, текла всё также тошнотворно и затуманено.
Обида на мать всё же не отвернула Татьяну от неё и не озлобила. Однако, понимая, что ради Тани и её семьи Валентина не готова изменить свою жизнь, она смирилась.
Через несколько лет случилось ещё одно чудо, и на свет появилась Машенька. Татьяна очень надеялась на поддержку своей матери, но та ушла в очередной затяжной запой.
А спустя год Валентина схоронила своего сожителя, погоревала ещё год и перестала пить. Оглянулась по сторонам и ужаснулась. Уже за пятьдесят, куда ушла былая красота?
Однако ещё хватило сил как-то мало-мальски сделать ремонт, поменять мебель, в общем, начать жизнь на трезвую голову. Отношения с дочерью тоже наладились, и хотя жили они не близко, но изредка навещали друг друга.
Внучки росли, учились, относились к бабушке с должным уважением, однако сблизиться так и не смогли. Уж слишком мало времени было дано на общение. Ведь все важные события в их юной жизни прошли вдалеке от неё.
И вот Маргарита и Маша выросли. Без бабушки. А она без них. Нельзя сказать, что она не помогала. Рите на свадьбу передала деньги, девушку этот подарок очень растрогал. Однако на само торжество Валентина так и не поехала.
Татьяна два года вынашивала в голове идею поездки к матери, чтобы сделать у неё небольшой ремонт. Ведь сама Валентина уже с трудом осиливала любую работу. О переезде к дочери речи и быть не могло. Это понимала и сама Валя, и её дочь, в этом году ставшая обладателем нового статуса.
- Я уже давно была готова стать бабушкой. Знаю, что Димке повезло, потому что его окружает любовь и забота. У него есть две бабушки и два дедушки, ну кроме родителей, конечно. И каждый из нас попытается дать ему что-то своё, чему-то научить, чем-то заинтересовать. Сейчас мы радуемся каждому новому событию в его жизни. Научился сидеть, вставать, говорить "мама"... Мы растём вместе с ним и заново переживаем и вспоминаем моменты, когда сами были молодыми и неопытными родителями. Так что быть бабушкой - это не приговор и не старость. Это возможность расти и развиваться.
Валентина промолчала в ответ. К сожалению, любимая и единственная дочь через пару дней сядет в поезд и отправится обратно к своей семье, где её ждут муж, дочери, внук и кот. А у неё вновь потянутся унылые и безрадостные будни, и только соседка изредка скрасит её одиночество.

У Татьяны заканчивался отпуск, и она вернулась домой. Вышла на работу, и вновь закружилась в водовороте рабочих будней. Как обычно созваниваясь по субботам с матерью, была обескуражена её каким-то уж совсем нездоровым и слабым голосом.
- Мам, что случилось? Как дела у тебя?- встревожено спросила дочь.
-Да неважно.
-А в чём дело?
-Да что-то приболела я. В понедельник сходила в магазин, да , видно, просквозило меня, хотя, вроде, и не должно было. Спина очень болит. Не повернуться, не разогнуться...
- А врача вызывала?
- Да нет, конечно. Я думала пройдёт. Теперь уж только в понедельник. Я даже номер нашей поликлиники не знаю, её куда-то к "чёрту на кулички" перенесли. Соседку попросила, она узнает, ну и вызовет, наверное, врача.
Татьяна занервничала, поругала себя за то, что не записала в мобильник номер телефона соседки. Попыталась выяснить, к какой всё-таки поликлинике относится адрес её матери, но информация оказалась весьма противоречивой. Оставалось только ждать понедельника.
Участковый врач навестил больную женщину в понедельник после обеда. Правда, соседка Наталья вызывала его на свой адрес, так как Валентина самостоятельно не смогла бы не только спуститься вниз, чтобы открыть дверь подъезда, но и даже встать с кровати. Поэтому встреча доктора и больного прошла в несколько недоброжелательной форме. Раздражение участкового терапевта, связанное как с неправильно указанным в вызове адресом, так и категорическим отказом Валентины не только на госпитализацию, но и на необходимую сдачу анализов, логично привело к тому, что осмотр прошёл весьма поверхностно и без особой заботливой участливости, на которую, возможно, рассчитывала старая больная женщина. Таблетки и компрессы всё же были назначены, куплены всё той же сердобольной Натальей.
Валентина, находящаяся в плачевном состоянии, напомнила о своём существовании ещё одной давней подруге Тамаре, чтобы та не преминула её навестить. Тамара была несколько помоложе, и продолжала вести активный образ жизни. Ну во всяком случае, находясь на пенсии, продолжала работать.
У Татьяны за последний месяц тоже шло всё не слишком гладко. Сначала заболел муж, а потом от него заразилась этим проклятым ковидом и она. Возможности уйти на больничный не было ни у того, ни у другого, поэтому переносили болезнь прямо на ногах. Наглотаются таблеток, и в добрый путь. Нет, ну Таня всё-таки предупредила на работе, что ей нездоровится, но руководству эта информация была как-то не к месту, поэтому, вернувшись домой поздно вечером, доползла до кровати и измерила температуру - 39.2. Нормально. Где-то просигналило сообщение по ватсаппу, но измотанной женщине было пока не до него. Часа через два слабой рукой она дотянулась до мобильника.
Сообщение было от Тамары. Она писала Татьяне, что Валентина очень слаба, совсем перестала есть и заявляет, что умрёт от голода, как когда-то умерли её мать и младшая сестра Екатерина. И у той, и у другой была онкология, поэтому причины голодания здесь были объективно понятны. А у матери Татьяны просто развилась глубочайшая депрессия на фоне болезни, беспомощности и одиночества. Мало того Тамара сообщила в своём послании, что обнаружила Валентину лежащую на полу возле туалета. То есть худо-бедно она до него дошла, чтобы покурить, а потом упала и подняться так и не смогла, пролежав на ледяном полу всю ночь до тех пор, пока к ней не пришла подруга.
Ну что тут скажешь? Конечно, Таня сама будучи очень ослаблена по причине тяжёлой болезни не особо могла повлиять на сложившуюся ситуацию. Но теперь у неё хотя бы был номер телефона Тамары, и она могла ежедневно с ней созваниваться, чтобы узнать о состоянии здоровья больной матери. Ещё пару раз Тамара обнаруживала Валентину, лежащую на полу. Приглашала соседа, чтобы поднять и довести её до кровати. Женщина слабела на глазах. Наталья уже в церковь сходила, помолилась за здоровье подруги.
Татьяна поняла, что придётся снова ехать к матери. Зачем? Крёстная звонила, намекала, что, может быть, и поздно, что, может, Таня и не успеет  застать мать в живых. Сообщила на работе, что будет увольняться. Мало ли насколько придётся уехать. Просто так не уволили, заставили отрабатывать. Правда, женщина была уверена, что сможет поднять маму на ноги. Все на нервах. На работе некому работать, очень не хотелось руководству расставаться с ответственной Татьяной. Домашние тоже расстроены - остался месяц до Нового года. Но любящая бесконечно свою семью Таня собиралась встречать этот праздник в кругу семьи, поэтому сразу купила обратный билет.
Несмотря на свою мягкость и покладистость, женщина всё же могла иногда и повысить голос, если ситуация выходила из-под контроля. И в этот раз, пытаясь докричаться до угасающей от обезвоживания матери, Татьяна решила напугать её психушкой, если она сейчас же не начнёт принимать пищу. Удивительно, но это сработало - Валентина начала есть. Тамара теперь ночевала у неё, а когда уходила, то подвигала к её кровати мебель, чтобы она не могла упасть. В общем, благодаря своим подругам, Тамаре и соседке Наталье, Валентина потихоньку начала приходить в себя.
Таня приехала поздно вечером, соседка впустила её, так как ключа у неё не было. Конечно, женщина привезла подарки спасительницам матери, но разве можно чем-либо оплатить то, что они сделали?
Наутро приготовила завтрак, покормила маму и побежала в соцопеку, чтобы договориться о социальном помощнике для больной женщины. И настоятельно заставила Валентину встать, чтобы дойти до туалета. Так тихонечко, держась за руки, мать и дочь проделывали этот небольшой путь каждые полчаса, ведь курить она бросать не собиралась. Потом Таня взяла напрокат ходунки, как посоветовала крёстная. Теперь жизнь Валентины усложнилась. Дочь целенаправленно перестала водить её за руку. Через два дня Валя наотрез отказалась от ходунков и стала потихоньку передвигаться самостоятельно.
За эти дни Татьяна "прогенералила" на кухне и в ванной. Заплатила за коммуналку и перебрала лук. Купила тёплое одеяло и лёгкие тёплые тапочки. Позвонила в ЖКХ и пожаловалась на низкую температуру в квартире - всего 18 градусов. Слава Богу, что и на улице стало теплее и в доме тоже. К тому времени, когда они пришли проверять, градусник показывал 23 градуса...
Женщины много говорили друг с другом. Конечно, сказывался возраст Валентины, и какие-то вещи обсуждать с ней было бесполезно. Боялась она и прихода в её дом чужого человека. Кто он будет это соцработник?
- Может мне с Тамарой поговорить? Пусть она за мной ухаживает. Лучше я ей буду платить.
Тамара сказала категоричное: "Нет! У меня сейчас очень много работы, я буду работать без выходных!"
Татьяна понимала отказ женщины. А вот матери решила задать вопрос:
- Мам, а вот года три-четыре назад у Тамары, насколько я помню, был инсульт? А почему ты тогда ей не звонила и не помогала?
- Ну я тогда была обижена на неё, мы были в ссоре.
Таня промолчала.Вспомнила, что несколько лет назад двоюродные сёстры Валентины оказались в подобной ситуации( одна из них вообще никогда не была замужем и собственных детей не имела, к тому же ослепла и сломала шейку бедра), так вот, эти сёстры обращались за помощью, чтобы кто-то из родственников поухаживал за ними.Помощники всё же нашлись, а вот Валентина категорически отказалась. Чего тогда она хочет получить от всех от нас, если сама предпочитала жить только для себя?
- Мама. Ты справишься. Твой черёд ещё не пришёл. Тебе всего семьдесят шесть. А твоей старшей сестре за восемьдесят. Да и двоюродные прожили долго. Так что о смерти думать пока рано. Вопрос только о том, чтобы было комфортное качество жизни.
- Да я понимаю, - грустно ответила Валентина.
Перед отъездом дочь наготовила матери еды, забила холодильник продуктами, выбросила мусор. Такси приехало точно в срок. Татьяна наспех оделась, чмокнула маму в морщинистую щёку, подхватила сумки и выбежала на улицу. Посмотрела на родные окна. Валентина подошла к окну, чтобы ещё раз посмотреть на дочь. Её снова ожидало беспросветное одиночество...


Рецензии