1019. Хуторская чертовщина. Облезлая папаха

                Ни что так не придаёт сил и азарта, как конкретно намеченная цель, достижение которой гарантирует богатое вознаграждение с гарантированным обеспечением дальнейшей безбедной жизни.
               Гришка вонзает штык лопаты в землю, вогнав его по самый край до самого места крепления черенка, набранный грунт решительно отбрасывается в сторону.
                За рьяной работой Пентюка внимательно следить Митька, подобно коту сопровождая движениями своей головы и внимательным взглядом за перемещением лопаты.
                С заметной быстротой Григорий зарывается всё глубже, натружено сопя, отбрасывая землю в сторону.
                Митька, весь на нервах, выказывая своё нетерпение, не сдерживает своих эмоций, падает на колени, натягивает свою форменную фуражку по самые уши, сгибается в поклоне, словно собрался произнести хвалебную молитву и тут же интенсивно начинает своими руками выгребать землю из ямы, с большим желанием ускорить процесс по изъятию клада.
               Думал ли он в тот момент о своих руках или же его разум затмило полное безрассудство, подогреваемое взбудораженной идей быть активным участником раскопок, претендуя на равную долю при делёжке золотых червонцев.
                Удивительно было то, что без всякой договорённости получалась согласованность действий, если Гришка отбрасывал землю в сторону, то Митька успевал нырнуть в яму и выгребсти оттуда землю, как тут же лопата стремительно влетала в яму за очередной порцией грунта, а ведь одно неверное движение, как с одной стороны, так и с другой могло повлечь травму рук Матюхина.
              Это обстоятельство как видно особо никого из них не беспокоило, оба были заняты выемкой земли, всё углубляясь и раздаваясь в ширь.
              Пентюк не замечал не только усталости, но и выступившего пота на его лбу, стекающего с бровей к переносице и уже более крупными каплями падающих с конца носа, продолжал с безумным темпом орудовать лопатой, перемещая грунт из одного места в другое.
               Подобно китайскому болванчику, Матюхин отвешивал поклоны, всё ниже и ниже наклоняясь в яму, подгребая землю под себя.

                О чём они думали и мечтали в эти минуты своего измождённого страстью труда, возможно только догадываться, но то, что ими руководила зловещая корысть, сомневаться не стоит.
                И в этом вскоре пришлось убедиться, когда раздался из ямы радостный вскрик Митьки:
- Есть!
-Гришка, в точности нашли!
- Вот туточки он спрятан!
               С радостной улыбкой во всё лицо, из ямы показывается голова Матюхина, да так и застывает в лёгком удивлении, глядя на хмурого до серьёзности Пентюка, как – то не обычно перехватившего лопату за черенок, словно собравшегося нанести удар в шею, а по возможности и голову Митьки. 
              Медленно сходит улыбка с радостного лица Матюхина, он в полном недоразумении, смотрит на Пентюка, с недоумением спрашивая того:
-Ты это чего Гришка?
-Ты это чего удумал?
                Наступила молчаливая пауза, Митька с изумлением смотрел на Гришку снизу вверх, а Гришка со злобой в глазах, словно хищник на жертву, уставился сверху вниз на Митьку.
               Могло показаться что время в полном смысле своего исторического хода остановило свой не прерывный бег, застыв в своём леденящем молчании, оттягивая момент возможного фатального безумства, возникшего в результате временного помрачения, чему способствовало вспышка ярости на почве возникшей безмерной жадности.
                Ещё мгновение и может случиться не поправимая беда, чему станет причиной найденный клад золотых червонцев Васьки – дурачка.
            С носа Пентюка срывается огромная капля горячего пота и попадает ему на большой палец левой руки, крепко прижимающий к ладони черенок лопаты, которой уже сделан отработанный штыковой замах с прогибом в левой колени, отставленной для упора назад правой ногой и выставленным локтем правой руки для нанесения смертельного удара.
               Этой капли пота было вполне достаточно, чтоб избавить Пентюка от возникшей у него навязчивой идеи присвоить весь найденный клад себе.
                Словно очнувшись от нахлынувшего дурмана, Гришка мотнул головой, стёр со лба обратной стороной ладони правой руки пот, да и говорит Матюхину:
-Чего расселся, как суслик у норы?
- Показывай, где мне всковырнуть лопатой?
-Посмотрим, чего там припрятали для нас.
                Митька ловко подскочил, тут же позабыв про было нависшую над ним расправу, в момент обскакал вырытую яму и встав сбоку Пентюка, указал ему рукой:
- Вон там Гришка всковырни.
-Поддень лопатой снизу.
-Поглубже, по глубже возьми.
-Снизу поддень, как картошку на огороде и на край клади.
- Я Митька и без твоих подсказок знаю, как мне лопатой ворочать,
                с напущенной деловитостью произносить Пентюк,
- ещё с малых лет наловчился ей упражняться.
- Сейчас маленько подкопаю, чтоб уже в точности можно было ухватить.
                Гришка делает несколько прямых ударов лопатой, на подобие работы веслом, с отбросом в сторону земли, без выема её из ямы.
               Посчитав что этого вполне достаточно для извлечения клада, отбрасывает лопату на кучу вынутой земли,и тут же Пентюк бухается на колени и погружается вниз головой в только что отрытую яму.
                Митьку без всякого преувеличения охватывает не которое волнение, ему также нестерпимо охота принять участие в извлечении клада.
              Уж больно хочется до нетерпения собственными руками прощупать и добыть это драгоценное сокровище, половинную часть которого по договору достанется ему.
                Выходит, что он тоже имеет полное право заняться извлечением золотых червонцев, а раз всё по взаимной справедливости, то Матюхин резко снимает со своей головы натянутую по самые уши форменную фуражку, бросает её на стол поверх лежащего там  мешка, пристраивается с боку и с ловкостью червя просовывается в яму, где на пару с Пентюком, усердно сопя и натружено кряхтя, при полной темноте, уцепились во что – то мягкое с присутствием шерсти.
                По возникшему запаху в яме это скорее напоминало козлиную вонь с примесью овечьего навоза, что могло указывать на то, что мельничный чёрт специально этим отбивал истинный запах золота, на который очень падки его соратники по цеху.
               Карячась и упираясь локтями, что доставляло обеим кладоискателям большие неудобства, найденный предмет был извлечён из ямы и подвергнут первому осмотру.
               Перед их взором оказалась изрядно потасканная папаха, местами лишённая шерстяного покрова, явно подвергнутому нападению прожорливой моли.
               Продолжая упорствовать и не уступая друг другу, по молчаливому согласию из папахи высыпается земля, но к большому сожалению, там не оказалось ни единого червонца.
              Ещё не веря в такой исход дела, папаха методично прощупывается на предмет спрятанных червонцев под подкладкой, но увы, сколько не жмакай и не тереби, от этого червонцев не прибавится.
            Пентюка прошибает догадка, что эта папаха положена в яму умышлено, чтоб наивных простаков сбить с толку, а сам клад продолжает оставаться в яме.
                Предоставив Митьке папаху на попечение, Гришка хватает лопату и продолжает активный поиск в яме, но после десятиминутного утомительного труда приходит к неутешительному выводу, присаживаясь на корточки и держась рукою за черенок вертикально поставленной лопаты, говорит Матюхину:
-А нет здесь Митька ни хрена.
- Всё что можно было, обыскал.
-Перелопатил весь мягкий грунт и никаких признаков закапанных червонцев.
                Тяжело поднявшись, Пентюк придвинул к столу опрокинутую им скамью, уселся на неё, достал кисет и стал скручивать цигарку.

                Митьке не верилось в такой грандиозный провал, у него ещё имелась надежда, что червонцы здесь в яме, только надо внимательно поискать.
               Чего стоит прокапать едва заметную нишу в бок, сунуть туда свёрток золотых монет и только случайность может позволить отыскать их.
              Отбросив в сторону облезлую папаху, Митька берёт лопату и уже без всякой спешки начинает рыться в яме.
              А закуривший цигарку Гришка, выпуская клубы табачного дыма в печальной задумчивости поглядывая на суетившегося в яме Митьку, с сожалением произнёс:
-Да -а, вот так дела, как подумаешь, так озноб пробирает.
- Это надо же было так задурить мозги да ввести в соблазн, вот и не верь потом в проделки чёртовой братии.
- А он поди сейчас сидит себе где – то в укромном уголке, да посмеивается над нашими глупостями.
- А ведь ещё не много и кто его знает, как вышло бы дальше, да видно господь отвёл беду.
                Гришка примолк, но продолжал думать, припоминая события не давнего помешательства:
                «И с чего это меня угораздило на подобную подлость.
                Никогда до этого за мной такого не водилось.
                А тут словно очумел до одурения, едва не ухандокал Митьку.
           И что самое странное, эта бесовская падаль нашёптывала на ухо, как мне следовало поступить со своим сослуживцев.
          И ведь чуть было не подговорил чёрт горбатый Митьку шандарахнуть лопатой по голове.
                Главное подначивает лукавое отродье, да вводит в искушение с подлым намёком, прям с усладой бормоча в уши, все червонцы забери себе, а Митьку спихни в яму, уложи его калачиком, да и присыпь землёй.
                Когда ещё он отыщется, времени пройдёт не малый срок, а к этому моменту если по случайности и обнаружат, уже не сыскать будет концов, как да и почему такое случилось.
              Кто видел?
                А никто не видел.
               Кто чего знает?
                А никто ничего не знает.
              Главное крепко держать язык за зубами, да не подавать вида, что имеешь хоть малейшее отношение к этому запутанному делу.
                К тому же в это не спокойное время, всякое может случится.
           Судьба может опять закинуть в чужие края, а там и всё позабудется, как дурной сон.
                Да и кто станет выяснять куда подевался Митька, поищут, поищут на этом и угомонятся, а тебе вон какая не сметная от этого прибыль в руки.
                Даже страшно подумать, случись Митьке звякнуть в яме золотыми червонцами, уж точно бы не сдержался, поддавшись на уговоры этого чёрта рытого.
               Но слава тебе господи, что вовремя одумался, не взял грех на душу.
             Вот как бы потом жил с таким бы камнем на душе.
         И не дай бог прознали бы люди, кто этот истинный душегуб, потом хоть самому в петлю лезь, вынужденно избавляясь от позора.
           Но, слава тебе господи, не дал войти в искушение, миловал от людского позора, не дал свершиться злодейству, наставил на путь истинный, избавил от дурного помысла.
            А Митьке и невдомёк, что его жизнь зависла на волоске, едва не оборвавшись у этой ямы, вон бестолочь ковыряет землю, всё надеется отыскать зарытые червонцы.
             Ну -ка постой, да как же ему было невдомёк, когда в его глазах читался испуг, ведь с его радостного лица, так и сползло довольство, в предчувствии чего – то не хорошего.
                Возможно, он вскоре воспринял это за мою очередную шутливую выходку.
                Да как бы не так, всё было куда серьёзнее серьёзного, уж как и совладал с собой, до сей поры удивление берёт.
             Вот такие они, дела наши грешные, подбрасывают испытание за испытанием, пробуя на прочность душевную стойкость.
             Смотришь на Митьку и удивляешься, вот же дурья башка, ни как понять не может, ну нет их там, этих червонцев, а если и были, то их успели изъять перед самым его приходом на мельницу.
                Что так, то так и ничего уже не исправить».
           Гришка, глядя себе под ноги, докурил цигарку до прижигания пальцев, с гнетущим чувством личных терзаний бросил окурок на пол, чуть повернув голову посмотрел на Матюхина зарывшегося почти по пояс в уровень пола, пренебрежительно усмехнулся, привстал со скамейки, дотянулся до валявшейся папахи, выкопанной в яме, поднёс к носу и принюхался.
              Стараясь разобраться с запахами и не отвлекаясь на смердящую козлиную вонь, Пентюк попытался уловить тонкий земляной запах, тот который со временем впитывается в любую зарытую вещь.
              Но к его удивлению, а может быть и разочарованию этот запах полностью отсутствовал, если и было присутствие запаха плесневелой сырости, то такой частенько присутствует в подвалах, где скапливается затхлый воздух в отсутствии достаточного проветривания.
             Перебирая облезлую папаху пальцами рук и придерживаясь согнутыми локтями на своих коленях, Гришка с заметной задумчивостью осматривая головной убор, не глядя в сторону Митьки, обращается к нему с такими словами:
- А ты знаешь Митя, что эту папаху оставили здесь не раннее чем этим утром.
-Уж не знаю для чего и по какой причине, но закопали именно с утра.
- Тебе случайно не знакомо это изделие, такие у нас любят носить мамкинские мужики, придерживаясь станичной моды.
            Матюхин, выглядывая из ямы, был больше похож на суетливого гнома, добывающего сказочные богатства из земли, повернувшись к Пентюку и глянув на папаху в его руках, пожал плечами и скривив рожу, неопределённо ответил:
- Да кто ж её поймёт.
- Но так тебе скажу Гришка, что такую облезлую овчину если кто и наденет, то только по большой нужде.
-В ней то срамно даже на улице показываться перед людьми, так если для грязных работ надеть, то вполне сгодиться.
- Вот и я о том же Митя, если и выбросить потом, то чтоб жалко не было. 
-Мне кажется, что всё это делалось впопыхах, вон я когда переклонялся в яму, так мою кубанку то и дело приходилось поправлять, чтоб с головы не сваливалась.
- А это ты верно подметил Гришка,
                уже призадумавшись, сказал Матюхин, разминая в кулаке горсть земли,
-тут вот какое могло оказаться обстоятельство.
-Золотишка видно было много, от того и тяжеловато вынимать было на верх,
                просыпая сквозь пальцы землю, продолжал говорить Митька,
-а при таком богатстве чего жалеть о какой – то там облезлой папахе, когда имеется возможность купить себе хоть сто новых.
- Тоже верную мысль говоришь Митька, чего тянуться за старьём, когда имеешь каждую минуту большой риск быть застатым в мельнице.
-Ухватил своё и айда по дальше от этого места.
-А вот такие как мы с тобой неудачники пусть роются в поте лица, имея большие надежды отыскать не то, чтобы клад, а хотя бы один обронённый червонец.
-И ведь Гришка правда твоя, вонь сколько земли перелопатили, а в итоге шиш нам под нос.
- До чего же жизнь не справедлива, одним особо не напрягаясь, всё идёт в руки, а другой всю жизнь ишачит, а одно из бедноты выкарабкаться никак не удаётся.
- Я так думаю Митька, что здесь есть какое – то хитрое таинство, ну не может же так быть, что живя по соседству и делая практически всё одинаково, у одного день ото дня всё в прибавлении, а у другого только убыток.
- А я так тебе скажу Гриша, прямо и по совести, здесь без нечистой силы явно не обходиться.
- С ней или договорённость надо иметь или окончательно пасть, продав свою душу в обмен на богатую жизнь.
- Так что ты этим хотел сказать Митя?
                прищурив глаз и внимательно уставившись на Матюхина, спросил Пентюк.
-А то и хотел сказать, коль имеешь связи с самим лукавым, то и быть тебе на соответствующем положении.
- У них тоже по таким делам имеется своя иерархия и распределение идёт согласно твоей продажности, тут особо и задумываться не надо, всё в этом мире движет единый закон:
                «Не подмажешь – не поедешь».
-В чём – то может ты и прав Митька, но складывается у меня странное ощущение, что всю эту затею кто – то нам умышлено подстроил.
-Так сказать, предварительно ввёл в искушение, для начала дав почувствовать запах золота, чтоб таким манером завлечь нас в свои расставленные сети, в которых невозможно не запутаться.
- А там хочешь, не хочешь, а придётся вынужденно свернуть с истинного пути, поддавшись страстному желанию скорейшего обогащения.
-Теперь понимаешь, какую нам ловушку подстроили?
-  Ещё бы не понять, сидит где ни будь тайком здесь эта лярва и насмехается над нами, а мы и ни туда,
                соглашаясь с Григорием, ответил Митька,
-дать бы ей по башке лопатой, чтоб понятие имела с кем можно проказы свои устраивать.
                В этот же момент по камышовой крыше кто - то торопливо прошёлся и вроде как спрыгнул с восточной стороны мельницы, Митька с Гришкой примолкли, ошалело уставившись в потолок, путаясь в догадках, что это могло быть.

              07 – 08 январь 2023г.


Рецензии