Солдаты 41-го. Часть 3. Дорога к своим. Глава 11

Глава 11. В едином порыве.

Оперативная сводка за 29 октября

Утреннее сообщение 29 октября

В течение ночи на 29 октября наши войска вели бои с противником: на Можайском, Малоярославецком, Волоколамском и Харьковском направлениях.

Вечернее сообщение 29 октября

В течение 29 октября наши войска вели бои с противником на ВОЛОКОЛАМСКОМ, МОЖАЙСКОМ и МАЛОЯРОСЛАВЕЦКОМ направлениях. Наши части отбили ряд ожесточенных атак противника.
За 29 октября под Москвой сбито 39 вражеских самолётов.
Наши части оставили Харьков. Немецкие фашисты собирались взять Харьков ещё в сентябре месяце, но эти планы немецкого командования остались на бумаге. Харьков оставлен нашими войсками по стратегическим соображениям в момент, когда это советское командование нашло нужным, а не тогда, когда этого хотели немцы.
За этот период все важнейшие предприятия, подвижной состав железнодорожного транспорта, запасы сырья и другие ценности города были своевременно эвакуированы.
Несколько средних и мелких предприятий, имеющих военное значение, взорвано.
В ходе боёв за Харьков немецко-фашистские войска потеряли до 120 тысяч солдат и офицеров убитыми и ранеными, свыше 450 танков и бронемашин, до 3.000 автомашин с разным военным грузом и более 200 орудий разного калибра.
https://www.soldat.ru/doc/sovinfburo/1941/1941.html

Бой разгорелся нешуточный. Красноармейцы поднимались из оврага и шли в атаку на позиции врага. Двигались молча, сжав зубы. Приблизившись вплотную, принялись кричать:
– А-а-а-а!!!
– Бей сволочей, – крикнул старшина Филатов Зазинбекову, завладевшему немецким пулемётом.
В едином порыве бойцы и командиры, заметив огневую поддержку, бросились вперёд, преследуя отступающих немцев.
Натиск красноармейцев был столь мощным, что фашисты, попав к тому же под перекрёстный огонь, обратились в настоящее бегство, бросая оружие.
 Видя панику своих солдат, водители поспешили завести двигатели и, на малых оборотах, поехали прочь, давая возможность сослуживцам догнать автомобили.
Достигнув грузовиков, солдаты, отталкивая друг друга, опрометью кинулись забираться в кузова. Закончив погрузку на ходу, грузовики, набирая скорость, помчались прочь, оставляя раненных и отставших. Оказавшись брошенными, немецкие вояки предпочли поднять руки вверх, но брать их в плен никто не собирался. Увы, реалии окружения диктовали свои правила поведения. Было неизвестно, что ждёт впереди, да и измученные переходом, голодные войска не в состоянии были обеспечить охрану и конвоирование пленных. В это время над головой раздался рокот авиационных моторов:
– Воздух! Воздух!!! – послышались возгласы.
Многие попадали там, где стояли, вжимаясь в землю. Пара самолётов прошлась над головами. Не услышав пулемётных очередей и привычного свиста бомб, люди удивлённо приподнимали головы, а истребители, развернувшись, прошли повторно над лежавшими бойцами, помахав крыльями, на которых чётко просматривались красные звёзды, и направились на восток, показывая направление:
– Наши! Наши! – раздались крики.
Красноармейцы вставали, их лица просветлели. Мужики, прошедшие с боями не одну сотню километров, обнимались, не стесняясь хлынувших слёз:
– Они показывают куда двигаться, – догадался Михалёв.
– Похоже, – задумчиво произнёс Иван Петрович, приложив руку к глазам, чтобы сопровождать взглядом самолёты.
Лётчики, словно угадав мысли бойцов, сделали широкий круг, снизились, качая крыльями пронеслись над головами в восточном направлении и, набирая высоту, скрылась.
Люди, поняв смысл действий авиаторов, тяжело ступая втягивались в лес, придерживаясь подсказанному направлению.
Старшина Филатов и сержант Михалёв Михаил, подобрав карабины у убитых фашистов, забрав боеприпасы, вернулись к Исмаилу Зазинбекову, и, помогая ему нести пулемётные ленты в цинковых коробках, пристроились к одной из групп красноармейцев.
Май 2022.


Рецензии