А я уже слесарь

    Двадцать месяцев учёбы в ПТУ подошли к концу. Сдав выпускные экзамены, я получил заветное свидетельство. Красные корочки с гербом российской федерации грели мне душу. Вместе с тем я понимал, с окончанием обучения мы расстаёмся друг с другом навсегда. Нет нашей дружной группы С-1, с которой я делил и радости и неудачи в период всего обучения. Первый год обучения, знакомство с слесарным инструментом.

 Первые самостоятельные шаги по изготовлению слесарного инструмента. Синяки от неумелых ударов молотком по зубилу при изготовлении первого изделия из чугуна  - "ласточкин хвост". Первую заготовку я запорол, когда неудачно ударил молотком и потом бегал в кузнецу за новой. При этом, порядочно по времени изготовления, отстав от остальных. Останется в памяти Новый год, который мы праздновали у своего друга, уже женатого.

  Незабываемы дни, проведённые на сельхозработах в течении первого месяца перед началом занятий в Карасукском районе.  И вот мы расстаёмся. Увидимся лимы когда ещё? Кто-то останется работать на заводе "Сибсельмаш", кого-то направят на другие заводы города, а кто-то вернётся в родные места, откуда он приехал, чтобы получить специальность слесаря.

  Выпускного вечера не было. В шестидесятые годы это было не принято. Расставались, пожав друг другу руку с надеждой, что ещё встретимся. С кем-то действительно удавалось встретится, но это были скоротечные, случайные встречи с бывшим выпускником ПТУ.


  В цех номер 2 мы попали вместе с Борисом Зыковым, правда на разные участки. Хотя мастер рекомендовал меня на третий разряд, но я получил после выпуска, как и большинство учащихся нашей группы, только второй. Это меня особенно не огорчило. Я не смог комиссии показать какую-то деталь суппорта станка ДИП -200. Замечу, что этот один из первых Советских станков, выпущенный в СССР. Буквы ДИП обозначали: догоним и перегоним, имелось в виду Америка. Догнать и перегнать  её даже и в шестидесятых не удалось, но тогда я твёрдо верил,-догоним.

  На завод в свой цех я ехал с радостным чувством рабочего человека. Слесарь в моём понятии тогда звучало, как специалист слесарного дела, которому будет дозволено ремонтировать промышленное оборудование, о котором я имел весьма смутное представление до поступления в ПТУ 19. Но время проведённое на практике во втором цехе, уже тогда убедило меня,что мне предстоит работать в инструментальном цехе автоматов и полуавтоматов штамповочного цеха.

  Официально цех назывался почтовым ящиком под номером сто пять десят девять. А почему почтовым? Дело в том, на заводе были закрытые цеха, работавшие на оборонку. Детали, которые штамповали в цехе, назывались изделиями и об их назначении мы не имели ни малейшего представления. Но зато о назначении других -были отлично осведомлены. Это были детали к радиоле "Бердск", получившей широкое распространение в СССР в пятидесятых, начале шестидесятых годов.

  Купить радиолу для рабочих общежития нашего завода было сложно, но вечерами музыка неслась из каждой комнаты нашего шестиэтажного здания. К стати, досталось оно заводу по случаю, который произошёл за год до этого.
  Во время каменной кладки этажей в чём-то был допущен просчёт и однажды в обеденный перерыв угол дома рухнул. По счастливой случайности никто не пострадал. Здание отремонтированы и отдали под заводское общежитие.

  В шестиэтажном здании лифта не было, но это никого не смущало. В основном в нём жили молодые рабочие, выпускники ремесленных и технических училищ. Жизнь в общежитии кипела круглые сутки. Молодёжь, прибывшая на жительство в город, чувствовала себя вольготно. Они вырвались на свободу из домашнего круга ,встали на самостоятельную жизнь. Кино, театры, танцы на открытых площадках центрального парка Кировского района летом - всё для многих было новым и необычным.

  Изменилась и моя жизнь. Пришлось забыть секцию бокса, работать приходилось в три смены, да и моя мечта получить среднее образование не покидала меня все годы обучения в ПТУ. В своих рассказах я уже писал, что был принят с девятью классами по указанию директора училища Воскобойникова, которого я всегда вспоминаю добрым словом. Я отлично понимал, что среднее образование мне необходимо, без него дорога в высшее заведение будет для меня закрыта.

  Около проходной завода, а их было несколько, я всегда читал объявления, - ежегодном приёме в вечернюю школу рабочих завода. О вечернем образовании я знал и надеялся его получить после окончания ПТУ. Узнав о наборе учащихся в десятый класс, я поспешил написать заявление и сдать справку об окончании девяти классов. Я был принят и вскоре пошёл на первый урок.

  Мне хотелось учиться и многие предметы мне доставляли одно удовольствие. Но математика меня "мучила" на протяжении всего обучения. Особенно трудно мне давалась алгебра. Буквы и знаки вызывали у меня хроническую неприязнь, и мне, как и в девятом классе родной школы пришлось сдавать экзамен за полугодие. Экзамен я сдал и продолжил обучение.

  Сейчас, по истечении пятидесяти двух лет, я думаю нужен ли был мне этот предмет? Стоило ли тратить столько времени и нервов на запоминание этих чёртовых синусов и косинусов, тангенсов и котангенсов, перестановок и проч. Я с большим удовольствием изучал все гуманитарные предметы,  даже ненавистный мне в школе немецкий язык, я учил с удовольствием и даже получил годовую оценку в аттестате - четыре.

  К счастью,обучение было в две смены и это давало мне возможность посещать занятия без пропусков. Занятия проходили в двух местах. У проходной занятия проводились с утра, а на улице Титова (раньше Станиславского), почти напротив нашего общежития в средней школе. После работы в цехе, где от работающих прессов закладывало уши, уроки казались отдыхом, хотя свободного времени почти не оставалось. Мои друзья по комнате Борис, Юра и Виктор могли позволить себе встречи с девчатами из Сибирского народного хора, они жили на нашем этаже, я же карпел над книгами.

Мне сочувствовала лишь подруга Бориса Лия Царькова. Возвращаясь из гастролей из ГДР, куда они выезжали, она всегда привозила мне какой-нибудь подарок. Это были книги, носки. Я жалею, что не смог с ней встретится после. Потому, что их брак с Борисом распался в течении первого года совместной жизни. Но песни, которые они пели, когда мы вместе праздновали какой -то праздник, до сих пор звучат у меня в ушах. У них были изумительные голоса. До сих пор помню одну из их песен. Она у меня в стихах. ру.

  С начала работы на заводе и поступлении в вечернюю школу,пришлось оставить и свою компанию дружинников, с которой я охранял общественный порядок в течении всего обучения в ПТУ : Славу, Гену и Тамару. Комсомольская работа в цехе практически не велась, хотя комсорг был освобождён от работы.Нашего комсорга Валю Лебедеву больше волновала личная жизнь. Ей уже было за тридцать, а её парень ни как не хотел жениться, любил выпить и ей не однажды приходилось краснеть за него.

  Наш слесарный участок вмещал восемь верстаков. Мне пришлось свой поднять, поскольку был для меня низок. Наладчики непрерывно подвозили штампы от работающих прессов для заточки матриц и пуансонов. Это была ювелирная работа. Неосторожно опущенный диск заточного станка мог на несколько микрон отклонить пуансон и тогда при вырубке на вырубленной пластинке могла образоваться заусеница.

  Если станочница её во время не замечала, то потом всей бригаде приходилось зачищать изделие, иначе ОТК (Отдел технического контроля) не пропускал её, считал это браком. Но такие случаи были довольно редки.

  Работа каждого слесаря учитывалась временем, затраченным на ремонт штампа. Я этого не знал и ремонт старался делать с максимально затраченным временем. Лишь потом я узнал, что учётчик фиксирует начало и окончание ремонта. Соответственно из этого складывается заработок работника. Я это понял, когда моя зарплата стала меньше. Мог ли я знать, зачем около меня стоит женщина учётчик и что-то пишет в своей конторской книге. Спустя некоторое время мне был повышен разряд и я стал работать слесарем третьего разряда.

  Прошло почти двадцать лет, но я и сейчас вижу свой слесарный участок. Своих слесарей на участке, и непрерывно подвозящих на заточку штампов, наладчиков. Рядом работающих на прессах девчат, среди которых немало моих сверстников и не прерывно - ухающие тяжёлые пресса. В общий гул цеха вплетаются стук работающих прессов полуавтоматов малой мощности. Цех был похож на растревоженной муравейник: всё в нём двигалось, грохотало, не замолкая ни на минуту.

   Уже проживая в Москве, я мечтал вновь побывать в Новосибирске, сходить на свой родной завод. Посмотреть, кто там остался из тех людей, с кем я работал. Такой случай мне представился, когда я был в очередной командировке в Новосибирске. Договоившись с коллегами, я получил пропуск и поспешил на завод.

    Знакомый переходной через железнодорожные пути мост в Ленинском районе (Кривощёеове). Сотни людей идущих в обе стороны, дрожащие под сотнями ног доски, напомнили мне о днях моей работы на заводе, откуда я был призван в Советскую Армию. Вот и проходная завода. Она по-прежнему сохранила свой облик, одноэтажная с вертушкой и стоящим на входе вахтёром.

  Иду по территории. Вот здание , где раньше была столовая и во время обеда мы все вместе спешили пораньше пообедать, чтобы потом отдохнуть своей компанией. пообщаться с девчатами, которых в цехе было довольно много. Асфальтированная дорога давно не ремонтировалась, были видны выщерблены, почти не видно было народу.Чуствовалось, что произошли большие изменения, но я пока не мог понять, с чем это было  связано.

  И только войдя в свой прежний цех, я понял, что цеха уже нет. Какие-то перегородки делили его на отдельные участки, отсутствовали станки, не было слышно работающих прессов. Ничего не было. На моё счастье я встретил своего бывшего мастера Ключникова Василия Андреевича и моего наставника Васю Сопьяника. Они были удивлены, что я уже майор милиции, живу в Столице. Вася даже пригласил меня к себе в гости, но я отказался, сославшись на отсутствие свободного времени, торопился в деревню к матери.

  Мастер делал какие-то изделия, а чем занимался Василий, я так и не узнал. Времени у меня не оставалось и я поспешил покинуть свой цех, вернее помещение, где он был раньше. Какое-то чувство грусти потом не покидало меня много дней. Что могло случиться в таком  глобальном масштабе, чтобы остановилось производство, где работали сотни людей? Ответ я так и не нашёл.
2023 г. Январь. 


 


Рецензии