22серия Благополучный россиянин
ИНТ. КАБИНЕТ ГЕНЕРАЛА ГОРЕЛОГО. ДЕНЬ.
Николай протягивает рекомендательное письмо.
НИКОЛАЙ
Разрешите отрекомендоваться. Негорев. Николай.
Почту за честь быть представленным Вашему брату.
Генерал берёт письмо. Молчит.
НИКОЛАЙ
Без протекции, сами знаете…
Сфера моей деятельности…
ГЕНЕРАЛ ГОРЕЛЫЙ
(любезно)
Не торопитесь, молодой человек. Я просмотрю Ваше письмо. Можете быть свободны.
Николай не уходит.
ГЕНЕРАЛ ГОРЕЛЫЙ
Можете бывать у нас в доме, если хотите.
Николай, как бы спохватываясь.
НИКОЛАЙ
Благодарю.
ИНТ. КОРИДОР ДОМА ГЕНЕРАЛА ГОРЕЛОГО. ДЕНЬ
Николай, идя к выходу, видит в одной из богато убранных комнат, подле рояля, непривлекательную ДОЧЬ ГЕНЕРАЛА ГОРЕЛОГО. Рядом с ней гвардеец ФОН КРОН. Он с презрением смотрит на Николая сквозь пенсне.
НАТ. У ДОМА ГЕНЕРАЛА ГОРЕЛОВА. ЗИМНИЙ ДЕНЬ.
Николай выходит на улицу. Идёт прочь. Оглядывается на двухэтажный большой дом генерала Горелого. Название улицы – Морская.
ГОЛОС ЗА КАДРОМ НИКОЛАЯ
Горелый на Морской.
Бедняк на Поварской.
Несчастный на Счастливой.
Уродец на Красивой.
«Можете бывать у нас в доме», а дочери своей почему-то не представил. Очевидно, меня сочли заискивающим ничтожеством. Нет, больше ни ногой.
НАТ. НЕВСКИЙ ПРОСПЕКТ. ВЕСЕННИЙ ДЕНЬ.
Николай Негорев одет по тогдашней петербургской моде. Но его одежда проста и удобна. Он не щёголь. Навстречу Николаю под ручку идут генерал Горелый с дочерью. Николай и генерал молча взаимно кланяются друг другу. Николай идёт дальше. Навстречу ему фон Крон. Проходит, не здороваясь.
ГОЛОС ЗА КАДРОМ НИКОЛАЯ
Прошло полгода, а брату генерала Горелова я так и не представлен. Я веду правильную, но довольно скучную жизнь образованного чиновника из молодых. В моей перспективе нет ничего более отраднее далекой смерти от маразма в вечном чине действительного статского советника. Что ж ты не поможешь, генерал?
ИНТ. КАБИНЕТ ГОСУДАРСТВЕННОГО УЧРЕЖДЕНИЯ. ДЕНЬ.
Николай кладёт на стол НАЧАЛЬНИКА папку.
НАЧАЛЬНИК
Сочувствую, батенька. Ваш проект хорош и даже слишком, но рассматривать его никто не будет.
НИКОЛАЙ
Но то, что написал господин Стерн, губительно для данного учреждения. Оно требует радикальных преобразований, Вы же понимаете. Его проект составлен по поверхностным газетным статьям. Он принесёт значительный вред.
НАЧАЛЬНИК
Помилуйте, батенька. Вы думаете, он сам его написал? Он и на службу приходит крайне редко. Маменькин сынок.
ИНТ. КВАРТИРА СТЕРНА. ДЕНЬ.
СТЕРН – молодой человек приятной наружности.
СТЕРН
(простодушно)
Я, ей-богу, знаете, и не читал, что там такое написано.
Николай протягивает свою папку Стерну.
НИКОЛАЙ
Для исправления зла, представьте мой проект.
Стерн берёт папку.
СТЕРН
Да, конечно-конечно.
(с некоторой неловкость)
Вы там место хотите получить? Да?
НИКОЛАЙ
Нет. Мне просто хочется видеть осуществление мысли, которую я считаю полезной.
СТЕРН
Ха, ха, ха! Вы – чудак! Ей-богу, чудак!
Стерн машет руками от восторга, но тотчас же успокаивается, видя, что Николай серьёзен. Николаю не нравится фамильярность Стерна.
СТЕРН
(с живостью протягивая обе руки)
Мы будем с Вами знакомы? Пожалуйста! Я люблю таких людей.
НИКОЛАЙ
(с улыбкой)
То есть каких?
СТЕРН
Таких… как бы вам сказать? Ну, да черт их… извините! Бог их знает. Вообще чудаков. Да? Мы будем знакомы? Я к вам заеду. Можно?
НИКОЛАЙ
Сделайте милость.
ИНТ. КВАРТИРА НИКОЛАЯ. УТРО.
Входит Стерн.
СТЕРН
Я на минутку!
Стерн, что-то напевая, а то и насвистывая, проходится по комнате, смотрит на книги Николая.
СТЕРН
А я воспитывался в Училище правоведения и вся моя ученость заключается в двадцати латинских названиях. Corpus juris civilis. Digestorum… Табель о рангах….
Стерн берёт в руки латино-русский юридический словарь, открывает его. Читает отдельные слова, поглядывая на Николая.
СТЕРН
Actio – иск, lex – закон, factum – документ, обстоятельства дела, modus vivendi – временное соглашение, onus – бремя, долг, груз, periculum – риск, pactum – пакт, соглашение, portie legitima – законная доля наследства, post-mortem – после смерти, res publicae – государственная собственность, in absentia – заочно, gratis – безвозмездно, de facto – в действительности…
Стерн смеётся до слёз, проводит рукой по корешкам книг.
СТЕРН
(изумляясь)
Как это Вы можете читать до сих пор книги, которые годны только в детстве, да и то очень надоедают.
Стерн вдруг морщит брови, пытаясь изобразить серьёзность.
СТЕРН
Иногда мне, знаете ли, приходит в голову чему-нибудь поучиться. Но как-то, черт знает… все пустяки! «Прощай, Москва, золотые маковки»! До свидания!
Стерн выходит. Николай ещё некоторое время смотрит на дверь.
ПРОХОДИТ ДВА ГОДА.
ИНТ. УЛИЦА. УТРО.
Николай и Стерн подходят к зданию канцелярии министерства, где оба работают.
СТЕРН
Я, пожалуй, сегодня не пойду на службу. Недавно надул купцов… Или они сами позволили себя надуть? Можно, я загляну к Вам вечером? На минутку?
ИНТ. КОМНАТА НИКОЛАЯ. ВЕЧЕР.
СТЕРН
Хотите, поедем куда-нибудь, а? Я опять удачно выманил у маменьки деньги!
НИКОЛАЯ
Спасибо, нет.
СТЕРН
Ну и ладно. Вы будете удивлены, но я имею непозволительные отношения с разными молодыми людьми и, знаете ли…
НИКОЛАЙ
(с улыбкой)
Ничего не хочу знать. Как-то это… мерзко.
СТЕРН
(восторгается и хохочет, как сумасшедший)
Вот подите! Ха, ха, ха, вы, ей-богу, чудак!
Стерн смотрит на Николая. Вдруг резко мрачнеет.
СТЕРН
Черт знает, зачем я живу? Небо копчу!
Стерн внезапно выдвигает ящик стола, выхватывает бритву, раскрывает её и наносит себе довольно серьезную рану на шее. Но, увидав кровь, Стерн отчаянно кричит.
ИНТ. КВАРТИРА СТЕРНА. ВЕЧЕР.
Стерн с перевязанной шеей лежит в постели. Рядом Николай.
НИКОЛАЙ
Однако, эта шутка уложила Вас на целый месяц в постель.
СТЕРН
Бить бы надо такое животное, как я. Отчего вы не отдуете меня когда-нибудь? Черт знает, что такое! Славное выражение: «Городничий нипочем, коли будочник знаком». Отчего вы ни с одной женщиной не знакомы? А? Отчего?
НИКОЛАЙ
Не хочу.
СТЕРН
Устроимте как-нибудь афинский вечер. Ха, ха, ха! …Я знаю вас уже два года! Ходите (каждый день!) на службу в канцелярию нашего министерства. Ну что у Вас за жизнь?!
Стерн начинает петь, свистеть и кривляться.
ГОЛОС ЗА КАДРОМ НИКОЛАЯ
До чего же невинное и совершенно невоспитанное чадо. На него невозможно сердиться… Одно хорошо – с ним можно не церемониться… Однако ж, он отчасти прав. Сколько мне ещё быть в чине действительного статского советника?
ИНТ. ФРУКТОВАЯ ЛАВКА. ПОЗДНИЙ ЗИМНИЙ ВЕЧЕР.
Николай заходит в лавку. Покупает пирожное и чай. Двери дальней комнаты чуть приоткрыты. Оттуда доносятся громкий говор и веселый смех. Николай садится за столик, не совсем довольный шумным соседством.
ПЕРВЫЙ ГОЛОС ЗА КАДРОМ
Княжня, не хотите ли ещё бокальчик?
ГОЛОС КНЯЖНЫ ЗА КАДРОМ
(мужской голос)
Seulement de vos mains…
(фр. Только из Ваших рук).
ВТОРОЙ ГОЛОС ЗА КАДРОМ
А вот графине и предлагать не надо.
Господа, она пьёт больше нас!
ГОЛОС ГРАФИНИ ЗА КАДРОМ
(мужской бас)
Tut mir nicht leid, alles wird zuruckkommen. (нем. Не жалей, всё вернётся).
ТРЕТИЙ ГОЛОС ЗА КАДРОМ
Господа, что за посуду нам подали?
ГОЛОС ЗА КАДРОМ ПЕРВОГО СТАТСКОГО
В России пьют вёдрами.
ГОЛОС ЗА КАДРОМ ВТОРОГО СТАТСКОГО
Рюмками только рот полоскать.
Вдруг Николай слышит крикливый голос Стерна.
ГОЛОС ЗА КАДРОМ СТЕРНА
(крикливо хохоча)
Я хочу полоскать душу стаканами.
Сейчас распоряжусь.
Николай хочет уйти, но не успевает. Выходит Стерн. Видит Николая.
СТЕРН
Вы непременно должны выпить
с нами бокал шампанского.
(работнику лавки)
Стаканы нам.
Николай нехотя проходит в комнату.
ИНТ. КОМНАТА ВО ФРУКТОВОЙ ЛАВКЕ. ПОЗДНИЙ ВЕЧЕР.
В комнате одни мужчины. Все – полупьяны. Среди них – ЮНКЕР ГОРЕЛЫЙ (сын генерала Горелого), гвардеец фон Крон, ТРОЕ СТАТСКИХ, ДВА ПРАВОВЕДА, ещё ОДИН ЮНКЕР. Все молоды, добродушны и любезны.
СТЕРН
Знакомьтесь, Николай Негорев. Мой большой друг… Из нашей канцелярии министерства. …Николай, позвольте Вас… Вам представить…
(шёпотом, наклоняясь непозволительно близко)
Все присутствующие – дети высокопоставленных начальников. Все сливки нашей молодежи лучшего круга.
(громко)
Юнкер Горелый, гвардеец фон Крон, это два будущих правоведа, а эти ребята из статских…
Один из статских наливает Николаю шампанского. Все радостно стукаются бокалами. Николаю не весело и не уютно.
ВСЕ
За знакомство!
ИНТ. УЛИЦА ПЕРЕД ФРУКТОВОЙ ЛАВКОЙ. ЗИМНИЙ ВЕЧЕР.
Подъезжают две тройки. Из дверей фруктовой лавки весело вываливается компания Стерна. Юнкер Горелый подставляет лошади кружку спиртного. Лошадь фыркает. Юнкер Горелый бросает кружку в снег.
СТЕРН
За город, за город! Николай, и Вы с нами.
НИКОЛАЙ
Извините, не могу, много работы.
СТЕРН
Да бросьте вы ваши записки! Забудьте о проекте хоть на вечер!
ЮНКЕР ГОРЕЛЫЙ
Работа не волк, в лес не убежит… Графиня, вам лучшее местечко.
Садится, обнимая одного из присутствующих… Николай смотрит как две тройки удаляются…
ГОЛОС ЗА КАДРОМ НИКОЛАЯ
Чтобы отогнать от себя бесполезные мысли о своей будущности, я буду ещё больше работать… А ведь между тем при малейшей протекции моя записка могла бы составить мне блистательную карьеру.
Из дверей лавки осторожно выходит работник. Поднимает кружку. Видит Николая, быстро заходит обратно.
ИНТ. КОМНАТА НИКОЛАЯ. ВЕСЕННИЙ ВЕЧЕР.
Николай кладёт в папку последний листок и закрывает её. На папке написано «Преобразование административного управления Сибирского края». Николай кладёт папку на край стола, о чём-то с грустью думает, потом открывает ящик стола и с отчаяньем бросает туда папку.
ГОЛОС ЗА КАДРОМ НИКОЛАЯ
И на эту работу у меня ушло полгода… Даже при маленькой протекции моя записка могла бы составить мне блистательную карьеру. Стерн как назло уехал, и теперь нельзя рассчитывать на его помощь. Благое дело останется безрезультатно. Ни себе, ни людям не помогу. Судьба этой записки будет мало отличаться от судьбы моего первого проекта, осуществившегося только благодаря сговорчивости Стерна. Когда же в России отменится подлое кумовство?
Входит СЛУГА.
СЛУГА
Барин, к Вам фон Крон.
НИКОЛАЙ
Проси.
ГОЛОС ЗА КАДРОМ НИКОЛАЯ
Что так поздно?.. Опять деньги просить. Само собой разумеется, без отдачи. Как же мне надоели эти бездельники, золотая молодёжь. Впрочем, этот фон Крон, такой же добродушный малый, как Стерн.
Входит веселый фон Крон.
ФОН КРОН
Пришёл сообщить Вам печальную новость. Стерн получил назначение куда-то в провинцию. Теперь никому из нас нельзя рассчитывать на его помощь.
НИКОЛАЙ
Я знаю.
ФОН КРОН
Представьте, в одном из моих бесчисленных имений случился мор.
ГОЛОС ЗА КАДРОМ НИКОЛАЯ
Да нет у тебя никакого имения.
ФОН КРОН
Мрут люди, как мошки, и ничего поделать нельзя, да и понятно: в главной администрации нет никаких медицинских средств. Управляющий с отчаянием извещает меня, чтобы я озаботился присылкой разных медикаментов, и я с его письмом отправляюсь в аптекарский магазин. Там под вексель (чего вернее обеспечение!) отпускают мне всяких медикаментов на восемьсот рублей. Я, конечно, отправляюсь и сбываю всю мою аптеку за триста. Теперь мне недостает трехсот рублей, чтобы сделаться заводчиком. Честное слово, покупаю мыловаренный завод, нужно только внести шестьсот рублей задатку. Но завтра же его можно заложить за три тысячи! Я уверен, что вы мне поможете. Решительно не к кому обратиться.
НИКОЛАЙ
Управляющий может известить вас, что медикаменты были плохи, мор усилился и требуется тысяча гробов. Гробы можно сбыть не хуже медикаментов.
ФОН КРОН
(потирая руки от восторга)
Весьма остроумно. Клянусь, я был несправедлив к гробовщикам и, забирая в кредит всякие товары, ни разу не просил в долг гробов и похоронных принадлежностей. Это так ново, что они рады будут открыть какой угодно кредит! Но, в ожидании будущих благ, Вы поможете? Завтра же устроим купчую крепость, а послезавтра я закладываю завод за три тысячи и с благодарностью возвращаю Вам мой долг. Поможете? Да?
НИКОЛАЙ
Вы итак должны мне достаточно. Нет.
ФОН КРОН
Поймите! Обстоятельства скоро переменятся. Я войду в зенит. Женюсь.
Фон Крон с комически отчаянным жестом достаёт бумажник и торопливо в нём роется. Затем торжественно протягивает листок почтовой бумаги.
ФОН КРОН
Вот! Читайте. От мадмуазель Горелой.
Николай берёт в руки письмо.
ГОЛОС ЗА КАДРОМ НИКОЛАЯ
Лекарь обманул. Я напрасно мучилась рвотой: беременность скоро может обнаружиться. Я умоляю поспешить.
ФОН КРОН
Старик ломался, но когда узнает, что она беременна… будет кривляться! Ха, ха, ха!
НИКОЛАЙ
(серьезно)
Знаете, продайте мне это письмо.
ФОН КРОН
Фи! За кого вы меня принимаете!
НИКОЛАЙ
Нет, серьезно. Я дам за него триста рублей…
ФОН КРОН
Да для чего же вам оно?
НИКОЛАЙ
Это слишком долго объяснять. Представьте, что вы потеряли это письмо, а я нашел…
ФОН КРОН
Вы потеряли триста рублей, я нашел. Представляю. Давайте триста рублей. Tout est perdu fors l'honneur! (Все потеряно, кроме чести! (франц.)) Для чего же вам его?
НИКОЛАЙ
Я припугну генерала, он наконец представит меня брату, а тот мне поможет в продвижении по службе.
ГОЛОС ЗА КАДРОМ НИКОЛАЯ НЕГОРЕВА
Я могу много сделать полезного для отечества. В отличии от тебя…
ФОН КРОН
Отлично. Это ускорит целым месяцем мою свадьбу. Вы решительно бриллиантовый человек в золотой оправе. Но, до свиданья! Спешу обзавестись заводом… Там есть такие большие трубы, что не мудрено, если теперешний хозяин вылетит в трубу…
ИНТ. ДОМ ГЕНЕРАЛА ГОРЕЛОГО. ВЕЧЕР.
Генерал Горелый опускает руку с письмом. Рядом стоит Николай.
ГЕНЕРАЛ ГОРЕЛЫЙ
Я не согласен представить Вас брату.
НИКОЛАЙ
Значит, больше нам нечего объясняться?
ГЕНЕРАЛ ГОРЕЛЫЙ
Напротив, нужно, нужно объясниться!
Генерал хватает Николая за руку, как будто испугавшись, что тот исчезнет. Николай садится.
ГЕНЕРАЛ ГОРЕЛЫЙ
(печально)
Я эти вещи знаю. Временно поправлять беду не стоит. Через месяц, через год – удар все будет не легче…
НИКОЛАЙ
(холодно)
Что же вы хотите?
ГЕНЕРАЛ ГОРЕЛЫЙ
Я вас не представляю иначе, как женихом дочери или даже её мужем.
НИКОЛАЙ
Но фон Крон…
ГЕНЕРАЛ ГОРЕЛЫЙ
(презрительно)
Э-э! У этого – ни тут, ни тут, ни в голове, ни за пазухой. Этаких много… Согласны вы?
НИКОЛАЙ
Пожалуй.
ГЕНЕРАЛ ГОРЕЛЫЙ
Я болен. Жить мне осталось недолго. Я ничего не оставляю своим детям, кроме долгов. Если Вы захотите жить в этом доме, его придётся выкупать с аукциона.
ИНТ. ЦЕРКОВЬ. ДЕНЬ.
Венчание Николая и недовольной дочери генерала Горелого.
ИНТ. ВАЖНОЕ ГОСУДАРСТВЕННОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ. ДЕНЬ.
БРАТ ГЕНЕРАЛА ГОРЕЛОГО
Господа, разрешите представить: господин Негорев Николай Николаевич. Предлагаю назначить его главным распорядителем настоящего дела. Тем более, у него есть весьма надёжные дельные предложения. С ними я уже ознакомился.
Брат генерала Горелова кладёт руку на папку с проектом Николая.
ГОЛОС ЗА КАДРОМ НИКОЛАЯ
При других обстоятельствах я не продвинулся бы и в четыре года…
ИНТ. ПРИХОЖАЯ ДОМА ГЕНЕРАЛА ГОРЕЛОГО. ДЕНЬ.
САВУШКА
Таким домом управлять, барин, одно удовольствие.
Николай выходит. Савушка важно прохаживается.
ИНТ. ДОМ ГЕНЕРАЛА ГОРЕЛОГО. ДЕНЬ.
Полиция уводит юнкера Горелого. Жена падает в обморок, но ненадолго.
ЖЕНА
Тиран!
НИКОЛАЙ
Ваш брат, сударыня, оставшись без отцовской помощи, сел на мою шею и вздумал заставить меня платить свои долги. С этого дня я прекращаю ему всякие денежные пособия со своей стороны.
ЖЕНА
Из-за чего? Из-за одолженного на время столового серебра? Какой-то посуды. Она не Ваша!
НИКОЛАЙ
Я заплатил сполна и Вам это известно.
ЖЕНА
Ему дорого это серебро как память. От отца.
НИКОЛАЙ
И поэтому он заложил его в ближайшей ссудной кассе?
ЖЕНА
Как ты низок. Заранее подговорить полицию!
НИКОЛАЙ
Я не хочу с Вами спорить. Это бессмысленно. А в Вашем положении и небезопасно. Подумайте о ребёнке.
ЖЕНА
Мой брат тебе не по нраву. Ты специально ему вредишь.
НИКОЛАЙ
Единственное, что ему сейчас вредит, это праздная жизнь и наглое безделье. Может пора найти работу?
ЖЕНА
Он служит в полку!
НИКОЛАЙ
Вы прекрасно знаете, что он вышел из полка и поступил на содержание к какой-то старой развратнице!
ЖЕНА
Я соберу семейный совет, и обо всех твоих бесчеловечиях узнает дядюшка!
НИКОЛАЙ
Ваш дядюшка мне уже не страшен, я сам могу повредить ему. Меня считают за необыкновенно умного и дельного человека такие люди, которые никого не боятся. А я не боюсь скандалов, но Вам, милая моя, нужно будет отбыть на время за границу. Там легче скрыть свой стыд.
ИНТ. КАБИНЕТ НИКОЛАЯ В ДОМЕ ГЕНЕРАЛА ГОРЕЛОГО. ДЕНЬ.
Николай смотрит в окно.
НАТ. УЛИЦА ПЕРЕД ДОМОМ ГЕНЕРАЛА ГОРЕЛОВА. ДЕНЬ.
Перед домом стоит повозка, на которой укреплены чемоданы и коробки. Из дома выходит жена Николая и садится в экипаж. Экипаж уезжает. На дороге остаётся светлое потерянное платье.
ИНТ. КАБИНЕТ НИКОЛАЯ В ДОМЕ ГЕНЕРАЛА ГОРЕЛОГО. ДЕНЬ.
Николай смотрит в окно на отъезжающую жену.
ГОЛОС ЗА КАДРОМ НИКОЛАЯ НЕГОРЕВА
Я остаюсь один в большой великолепной квартире и буду работать без отдыха. Я значу уже нечто в государственной машине, а при сознании важности своей работы очень приятно работать. Жаль, но у меня недоставало времени отвечать сестре на ее многочисленные письма.
Николай отходит от окна и сидится за стол. За столом – порядок. Но бумаг много. Видно, что Николай много работает. Но сейчас он смотрит на пачку нераспечатанных писем.
ГОЛОС ЗА КАДРОМ НИКОЛАЯ НЕГОРЕВА
Из Женевы. От Андрея.
Николай резким движением вскрывает письмо.
ГОЛОС ЗА КАДРОМ АНДРЕЯ
Я хочу вернуться в Россию.
ГОЛОС ЗА КАДРОМ НИКОЛАЯ
(раздражённо)
Интересно, на а la Ka или на а la Dэ? Как Кельсиев отречёшься от своих взглядов или как Джунковский примешь католичество?
Николай подвигает к себе нераспечатанные письма. Все они от Лизы. Смотрит на даты. Выбирает самое первое.
ГОЛОС ЗА КАДРОМ ЛИЗЫ
Дорогой брат, Аннинька ударилась во все тяжкие и занимает меня, как больная. Но все лекарства, как и следовало ожидать, не произвели желаемого действия; Аннинька умерла для нас навсегда, замотавшись окончательно и поступив в публичный дом.
Николай бросает письмо. Берёт следующее.
ГОЛОС ЗА КАДРОМ ЛИЗЫ
Твой племянник – самый милый и красивый ребёнок, какие только есть на свете. Мы с Мишей всерьёз заняты его воспитанием. Наша няня…
Николай берёт следующее письмо.
ГОЛОС ЗА КАДРОМ ЛИЗЫ
У нас появился новый больной – Новицкий. Ты не представляешь, Николя, что он творит! Его чаянья на отъезд за границу постепенно рушились, и он, потеряв надежду сделаться ученым, должен был поступить в губернаторскую канцелярию, под начальство Миши. Это, кажется, его очень обескуражило. Он начал приходить на службу пьяненьким и даже изображать невинного друга Малинина. Так, например, однажды Новицкий озаглавил какую-то бумагу вместо уведомления - отношением. Мой муж, конечно, не потерпел такого существенного беспорядка и заметил ему всю несообразность отношения, на что Новицкий, будучи пьян, дерзко ответил, что отношение правильно, так как «бумага-де идет от нас». «Вообще он за что-то все сердится на Мишу и даже перестал к нам ходить. Редко бывает в канцелярии, сильно начал пить. Очень понятно, это мне крайне неприятно. Нынче как-то он зашел к нам утром, и я оставила его обедать. За обедом он выпил залпом целый чайный стакан водки и начал так смеяться над Мишей, что я чуть с ним не поссорилась».
Николай откладывает и это письмо. Разрезает следующее. Подходит к окну. По дороге едет телега. Потерянное платье наматывается на колесо телеги. Оно тут же становится грязным. Николай отходит от окна.
ГОЛОС ЗА КАДРОМ ЛИЗЫ
Вашему другу Новицкому надоело служить в канцелярии, и он уехал в Петербург. А у Миши начались несогласия с губернатором.
ГОЛОС ЗА КАДРОМ НИКОЛАЯ
Вероятно не без твоего участия.
Николай открывает следующее письмо.
ГОЛОС ЗА КАДРОМ ЛИЗЫ
Я велела мужу подать в отставку, и мы переселяемся в Петербург. Я поручила Савушке подыскать нам квартиру. Впрочем, его теперь величают, как он пишет Савелием Савельевичем… Вот повезло, ещё и фамилия Савельев!..
ГОЛОС ЗА КАДРОМ НИКОЛАЯ
Что за азартный тон письма с ходячими либеральными восклицаниями…
(передразнивая Лизу)
«Посмотри, какая я замечательная женщина, и какие подвиги совершаю».
Николай комкает письмо и бросает в корзину. Входит ЛАКЕЙ.
ЛАКЕЙ
Господин Малинин!
НИКОЛАЙ
(резко, раздражённо)
Пусть подождет.
ГОЛОС ЗА КАДРОМ НИКОЛАЯ
Однако, я поступаю стыдно. Несмотря на приятное щекотание самолюбия, заставлять своего бывшего товарища дожидаться в приемной нехорошо.
ИНТ. ГОСТИНАЯ ГЕНЕРАЛЬСКОЙ КВАРТИРЫ. ДЕНЬ.
Входит Николай. Миша Малинин поправился. У него маленькое брюшко. Но он не один. Рядом похорошевшая Лиза. Кроткий Малинин подходит было к Николаю с протянутой рукой, но Лиза ударяет его зонтиком по руке.
ЛИЗА
Мерзавцам не подают руку!.. Вы сказали подождать, и мы дождались, чтобы объяснить Вам, что не пришли искать Вашего покровительства.
(раскланивается со злой иронией)
Вы – знатный барин. Поздравляем вас, но кланяться Вам не будем!
МАЛИНИН
Извините.
ЛИЗА
Молчи, пожалуйста. Мы в нём не нуждаемся. Я пойду в кухарки, буду содержать тебя, если нужно, но мы не будем ему кланяться…
НИКОЛАЙ
Сударыня, я не позволю никому кричать у себя в доме.
ЛИЗА
Мы сейчас уйдем.
Лиза сердито идёт в переднюю.
НИКОЛАЙ
(лакею)
Подай барыне платье.
У Лизы на глазах блестят слезы, она ломает пальцы, торопясь надеть резиновые галоши. Малинин не знает, что ему делать и стоит, не шелохнувшись. Николаю жаль их, но он возвращается в кабинет и начинает ходить из угла в угол.
ГОЛОС ЗА КАДРОМ НИКОЛАЯ
Я всегда подавлял в себе чувствительность и, пожалуй, теперь фигурно выражаясь, «заморозил все цветы в своем сердце», но моя привязанность к сестре выше этого… Мишу надо определить на службу…
ИНТ. ЛЕСТНИЦА МНОГОКВАРТИРНОГО ДОМА. УТРО.
Николай поднимается по лестнице. Останавливается на площадке. Оглядывает все двери. Находит нужную. Звонит. Дверь открывает сама Лиза и, как бы чего-то испугавшись, останавливается на месте, не пропуская гостя в переднюю. Глаза ее красны от слез. Николай целует её руку. Лиза кидается на шею брата.
ЛИЗА
(радостно)
Миша, иди сюда скорей…
ИНТ. КВАРТИРА МАЛИНИНЫХ. УТРО.
МАЛИНИН
(сияя улыбкой)
Я знал, что Вы великодушны.
НИКОЛАЙ
Говори мне, пожалуйста, ты. Я нисколько не переменился.
ЛИЗА
Ах, если б ты в самом деле не переменился!
По лицу Лизы текут слезы, но она их не замечает.
НИКОЛАЙ
Покажи же мне племянника.
Выходит НЯНЬКА с хорошеньким РЕБЁНКОМ. Николай ласково треплет его за кофточку. Ребёнку это не нравится.
НИКОЛАЙ
Какой он хорошенький!
ЛИЗА
Где же твоя жена?
НИКОЛАЙ
Она больна. За границей. Извини, я долго не читал твоего последнего письма, а то вам не пришлось бы нанимать этой квартиры. Бросьте её и переезжайте ко мне.
ЛИЗА
Ну, нет.
НИКОЛАЙ
Отчего же?
ЛИЗА
Нет, об этом не стоит и говорить.
(Лиза пристально всматривается в брата, говорит с грустью)
А ты сильно, сильно переменился!
Входит Савушка. Вытягивается в дверях, протягивает Николаю бумагу.
САВУШКА
Вот-с, ваше превосходительство, телеграмма.
НИКОЛАЙ
(выходя из себя)
Убирайтесь к черту с вашим превосходительством! У меня чин статского советника.
Савушка сгибается в дугу.
ЛИЗА
(с грустью качая головой)
Вот видишь, видишь!
ИНТ. УЛИЦА. ДЕНЬ.
Навстречу Николаю идёт Крестоцветов в великолепной шубе и дорогих перстнях.
КРЕСТОЦВЕТОВ
О, не удивляйтесь. Я заправляю делами некоего товарищества.
НИКОЛАЙ
И, видимо, не без пользы.
КРЕСТОЦВЕТОВ
А иначе не стоит и браться!.. Вы знаете? Новицкий в Петербурге.
НИКОЛАЙ
Странно, отчего же он не зашел ко мне?
КРЕСТОЦВЕТОВ
Заходил, да не пустили, а теперь и сам не пойдет, я думаю.
НИКОЛАЙ
Я не виноват… Как он поживает? Нельзя ли с ним повидаться?
КРЕСТОЦВЕТОВ
Не стоит: пьет горькую чашу.
НИКОЛАЙ
Как это чашу?
КРЕСТОЦВЕТОВ
То есть, собственно, я не знаю чем он пьет: чашами, рюмками или стаканами, а только я его всегда вижу пьяным. Оборвался, как блудный сын… Ходит, должно быть, из кабака в кабак да строчит, каналья, кляузы.
НИКОЛАЙ
(с некоторым удивлением)
Это удивительно! Неужели он не может как-нибудь устроиться?
КРЕСТОЦВЕТОВ
Не может. Идеалист. Все принимает уж очень близко к сердцу. Вот к вам его не пустили по простой случайности, а он рассердился на весь род человеческий и пьянствовал две недели…
НИКОЛАЙ
И теперь пьет?
КРЕСТОЦВЕТОВ
И теперь пьет: чувствительный человек…
ГОЛОС ЗА КАДРОМ НИКОЛАЯ
Для красного словца ты можешь не только преувеличить и приукрасить что угодно, а и целиком соврать…
ИНТ. ПАРАДНАЯ ГЕНЕРАЛЬСКОГО ДОМА. ДЕНЬ.
ЩВЕЙЦАР
(сердечно сокрушаясь)
Николай Николаевич, вынужден доложить. Савелий Савельевич, управляющий Вашим домом, ведет себя крайне неприлично, до того неприлично, что у него в квартире собирается иногда пьяная беспаспортная «банда», которая своими песнями и криками не дает жильцам покоя.
НИКОЛАЙ
Если подобная «банда» соберётся впредь, то следует послать за полицией, и тогда всё будет хорошо.
ИНТ. КАБИНЕТ НИКОЛАЯ. ВЕЧЕР.
Николай сидит за столом, просматривает бумаги. Вбегает бледный и расстроенный Савушка.
САВУШКА
Ведь он ваш товарищ! Товарищ!
НИКОЛАЙ
(строго)
Чего?
Николай с удивлением смотрит на Савушку, который совершенно вышел из своего нормально-почтительного тона, которым всегда говорил.
САВУШКА
(хрипит чуть ли не с угрозой)
Новицкого в часть?!
НИКОЛАЙ
(брезгливо)
Какого Новицкого?
САВУШКА
Вы забыли какого? Вы все забыли! Подлый вы человек…
НИКОЛАЙ
Вон отсюда!
Николай звонит в колокольчик.
САВУШКА
(разгорячён до сумасшествия)
Это Вы и все виноваты в пьянстве Новицкого. Новицкий честнее многих! Я лучше пойду таскать кули, не желая иметь никаких сношений с людьми, вам подобными.
Входит лакей.
НИКОЛАЙ
Выведите его. Он пьян.
Лакей выталкивает Савушку. Между ними борьба.
САВУШКА
(задыхаясь)
Я не пьян! Врешь! Отправь меня в часть вместе с Новицким!
НИКОЛАЙ
(холодно)
Позовите полицию и отправьте его.
САВУШКА
Подлец!
Лакей выталкивает Савушку из комнаты.
НАТ. ДВОР ДОМА. ВЕЧЕР.
Городовой с дворником ведут под руки оборванного, пьяного Новицкого; впереди них идёт Савушка, размахивая руками и ругаясь…
ИНТ. КАБИНЕТ НИКОЛАЯ. ВЕЧЕР.
Николай смотрит в окно на Новицкого и Савушку.
ГОЛОС НИКОЛАЯ ЗА КАДРОМ
Господи! Когда-то они были моими товарищами! Когда-то мы все были равны!
Николай отворачивается от окна. Взгляд его падает на этажерку, на которой лежат гимназические тетради «Опыт» и «Наблюдение». Николай берёт в руки «Наблюдение».
ГОЛОС НИКОЛАЯ ЗА КАДРОМ
Просматривая теперь чистенькую тетрадку, переписанную рукой Бенедиктова, мне живо припоминается то невозвратимое время, когда мы все были вместе, и сердце мое сжимается грустью, как будто сейчас только простился со мной и уехал навсегда любимый, дорогой человек… Чувствуется печальное бессилие возвратить или заменить чем-нибудь минувшее.
НАТ. ПАНОРАМНЫЕ КАДРЫ.
Панорама заснеженной России от Петербурга до Томска. В Томске – городской сад, Еланская слободка, здание гимназии…
ИНТ. УЧЕБНЫЙ КЛАСС ГИМНАЗИИ. ДЕНЬ.
Постаревший Иван Иваныч бегает по классу, читая лекцию. Его слушают завороженные УЧЕНИКИ. ОДИН ИЗ УЧЕНИКОВ отрешённо смотрит на улицу.
ИНТ. ДЕРЕВЕНСКАЯ ДОРОГА. ДЕНЬ.
По улице едет телега. На телеге сидит румяный Бенедиктов и, чмокая губами, дергает вожжи заморенной клячонки. Рядом МОЛОДАЯ БАБЁНКА, ЕГО ЖЕНА, на руках которой весёлый здоровый ребёнок.
ИНТ. КАНЦЕЛЯРИЯ. ВЕЧЕР.
Большая комната со множеством столов, за каждым из которых сидят ПИСАРИ. Ссутуленный и поседевший Сергей Грачёв сидит за маленьким столом, заваленным кипами бумаг. Что-то старательно переписывает, шевеля губами.
ИНТ. ПУБЛИЧНЫЙ ДОМ. ВЕЧЕР.
В комнате несколько ПОСЕТИТЕЛЕЙ и ДАМ. На коленях ОДНОГО ИЗ ПОСЕТИТЕЛЕЙ сидит Аннинька и неестественно смеётся.
НАТ. УЛИЦА ПЕРЕД КАБАКОМ. ВЕЧЕР.
Пьяного Ивана Капитоныча выбрасывают из кабака. Он падает в снег. С трудом, но поднимается. Стоит на шатающихся ногах.
ИВАН КАПИТОНЫЧ
Я погибаю смертью всех русских гениев!
Чей-то огромный кулак бьёт его по лицу.
НАТ. РУДНИК. ВЕЧЕР.
Крепкий Оверин работает на руднике.
ИНТ. ЗАВОДСКАЯ КОМНАТА. ВЕЧЕР.
В комнате много нар в два яруса. На полу вповалку спят РАБОЧИЕ. У постели бледного, измождённого Володи Шрама сидит испуганная, маленькая, сгорбленная женщина, в которой с трудом можно узнать прежнюю величественную Катерину Григорьевну.
НАТ. ОКРАИНА ЖЕНЕВЫ. ДЕНЬ.
Андрей стоит на мосту. К нему подходит МУЖЧИНА. Андрей открывает саквояж. В саквояже – газета. Ясно читается заголовок. «Чем мы можем помочь революции». Мужчина закрывает саквояж, забирает его. Уходит. Андрей смотрит на небо, потом на реку. К нему подходит ЖЕНЩИНА и РЕБЁНОК. Он берёт ребёнка на руки. Женщина берёт Андрея под руку, смотрит на него с обожанием. Андрей перехватывает взгляд, улыбается. Подкидывает ребёнка. Солнечные лучи постепенно исчезают. Облака словно превращаются в снег. Снег падает на землю.
ЖЕНЩИНА
Ich liebe Russland. Sie gab mir dich. (Я люблю Россию. Она дала мне тебя!) О чём же ты всё время тоскуешь?
НАТ. ЗАИМКА КУПЦА ХРОМОВА. НОЧЬ.
Высокий, величественный СТАРЕЦ ФЁДОР КУЗЬМИЧ с длинной белой бородой молится на коленях перед иконой.
ОБЩАЯ ПАНОРАМА ДЕРЕВЕНЬ
Панорама деревни Негоревки и нескольких других деревень, утопающих в снегу… Снег сливается с горизонтом.
КОНЕЦ
Свидетельство о публикации №223010800207