Вильнюс. Литва и кусочек Белоруссии

Из серии   "Жизнь на колёсах. (Часть 1) Советский Союз."
 
    В школе я довольно много занимался спортом, в основном , так сказать, «лошадиным», в том смысле, что это в основном был бег и лыжи. И вот как опять не вспомнить директора Андрея Андреича... вызвал он меня после девятого класса в кабинет и говорит:
   -Мы решили послать вас троих на соревнования в Вильнюс.
Те двое местные, им проще. А я стал отпираться.
    -Нет. Не могу. Мне надо домой ехать, там сенокос, там дрова, огород.
    -Да ты пойми , это же Всесоюзные соревнования! Пятнадцать команд от каждой республики, команды от Москвы , Ленинграда и от МПС. Вот вас и посылаем в команду МПС. Будете защищать честь железных дорог всей страны. Да ты пойми — такое раз в жизни бывает. Да ты сам может туда и вообще никогда не попадёшь. Это же Прибалтика! Это же почти заграница.

    Мне кажется он целых полчаса меня убеждал. И какой же был бы я дурак, если б тогда отказался. Это было в итоге так здорово...
Во-первых, сама по себе поездка через всю страну на запад. Там грандиозное открытие Первых Всесоюзных соревнований школьников по спортивному ориентированию, с участием армейских частей, с вечерним салютом. Возили везде на новеньких автобусах, впереди и сзади гаишные машины с мигалками. Жили в центре Вильнюса в новой современной гостинице.
    Каждый вечер какие-нибудь концерты. И конечно сами соревнования это как олимпийские игры, старт восемнадцати команд, азарт, крики болельщиков.  Всегда новые места в живописных уголках Литвы и Белоруссии.

   Спортивное ориентирование - это соревнование и в  беге и выносливости,  и в умении обращаться с компасом и разбираться в картах незнакомой местности. Каждый раз новая незнакомая карта, новое место, новый лес , поля, балки. На карте указаны контрольные пункты (КП) — на месте это предмет размером с ведро — вот его и надо найти в лесу или в овраге , в каких-нибудь зарослях травы или камыша. Обязательно спрятано так, чтобы было видно не дальше пяти метров.  Рядом сидит судья, иногда висит компостер или особенный карандаш или ручка. Прибежал, нашёл, отметился или себе на поле карты сделал отметку и вперёд к другому КП.   
   Это всегда на природе, деревья, трава, простор.

   Правда был один отрицательный момент, когда я в один из вечеров затемпературил.  Днём набегались по росе и по мокрой высокой траве.  Весь промок и потом видимо на ветерке постоял после финиша до окончания соревнований... Сразу в медсанчасти послушали, померяли и за одну ночь вылечили. Прошло сорок шесть лет, а я помню какие таблетки дали: аспирин, амидопирин, норсульфазол. Вечером  выпил, накрылся одеялом и к утру, как огурец, опять выпустили на трассу.
   Там , в Белоруссии, я первый раз увидел настоящее болото...Бегали по зелёным полянкам, вокруг берёзки и сосны, всё живописно и красиво, и вдруг почувствовал, что бегу, как по перине, или как по кровати с сеткой, и тогда понял, что подо мной болото...На карте видел условные обозначения болота, но уж очень хотелось напрямик пробежать, да и красивое место... Но как только понял, сразу прыгнул к берёзе, и потом осторожненько, бочком-бочком и  по травяным кочкам выбрался и уже вокруг по пригорочку побежал, жутковато...

Но в целом это было, по другому и не скажешь , как незабываемо...Причем тогда со стороны литовцев было очень хорошее отношение, а сейчас почему-то они стали врагами.

   На этом школьные годы пролетели. Впереди был Саратовский политехнический институт.    


Рецензии