Волшебники цветочного города

Проводив выпускников, пожелав им на прощание доброго пути и удачи в жизни,  школа начинает готовиться к новому учебному году. Летом в ней кипит трудоемкая работа: чтобы подготовить к предстоящим занятиям кабинеты, спортзал, библиотеку, кухню, столовую, инвентарь – словом, всё, что участвует в учебном процессе, - нужно приложить немало старания и терпения. В школе ребенок проводит довольно много времени, школа – это второй дом, и потому всё нужно сделать так, чтобы в нем приятно было жить.

Овсянковская школа нынешним летом жила полноценной жизнью: четыре недели работал лагерь «Радуга здоровья», потом была производственно-трудовая практика, на которой школьники обустраивали свою alma mater, несколько раз ребята ходили на экскурсию в соседний лес, чтобы наблюдать за жизнью природы, и при этом – что самое главное – хорошо отдыхали, набираясь свежих сил.

Учителя и учащиеся активно преобразили школу и внутри, и снаружи. Был осуществлен полный косметический ремонт всех классов, изменился спортзал – теперь его стены напоминают цвета радуги. Заново отремонтированы учительская, библиотека, музей, коридор. Светлые просторные классы уже сейчас готовы принять своих учеников.

Ребята и их наставники вложили немало физических и творческих сил, облагораживая территорию школы. Под руководством директора Осокиной Людмилы Леонидовны появилась настоящая творческая лаборатория, в которой каждый выступил в роли энтузиаста и рационализатора. Родилось много необычных идей, направленных на изменение внешнего облика школы и прилегающей усадьбы.

Следует отметить, что Овсянковская школа находится в прекрасном живописном месте: участок под строительство был выбран тихий, спокойный - на слиянии двух больших деревень – Овсянки и Боковой. Перед окнами в небольшом сквере – обелиск погибшим воинам. Чуть подальше – как бы продолжение сквера: естественный лес с елями и березками, грибами и земляникой. В лесу - маленькая речка - с омутами и запрудой. Школьный участок по периметру окружают березы, дубы, осины.

За летние месяцы красивое место стало еще лучше: воплотились в реальность волшебные сказки отечественных писателей. Вот, например, два аиста. Они прилетели в гнездо, которое еще раньше свили на верхушке молодой березки. Птицы подняли свои точеные головки с длинными клювами: они смотрят в небо. Белый ствол березы, на котором разместилось гнездо, органично сливается с другими березами пришкольной аллеи. Создается впечатление, что перед нами – уголок настоящей природы. Композицию создают всего четыре цвета: белый – мраморные стволы берез, черный – крапинки на бересте деревьев, розовый – такого цвета лапы и клювы птиц, зеленый – листва деревьев. Совсем рядом – кусты черноплодной рябины; ягоды на ней уже созрели и стали темно-фиолетовыми, почти черными. Всё просто, строго и гармонично.

Сюжетом для этой композиции послужила сказка Виталия Бианки «Кто чем поет?» Писатель говорит: «Музыку ведь все любят, и петь всем хочется». В этой сказке поют, каждый на свой лад, разные обитатели леса: лягушки, Аист, Выпь, Дятел, Жук, Шмель, Саранча, Бекас. Вот как описывает сказочник пение аиста: «Поднял длинный клюв, застучал, затрещал одной его половинкой о другую, - то тише, то громче, то реже, то чаще: трещотка трещит деревянная, да и только!»

Так и в школе – сколько детей, столько и голосов: каждый ребенок индивидуален и красив по-своему, и, прислушиваясь к его словам, ощущениям, чувствам и вообще по-детски светлому взгляду на мир, можно узнать то, чего сам не успел заметить за быстро пролетевшее детство.

По замыслу Валентины Александровны Потехиной, аисты – символ семейной стабильности, домашнего уюта и порядка. Скоро у них появятся маленькие детки. И это действительно так: первого сентября порог школы переступят первоклассники – Ксюша Вилкова, Игорь Кулиев, Ксюша Румянцева, Полина Широкова. Наверное, они почувствуют себя волшебниками в окружающем школу сказочном цветочном городе.

Центральную часть оранжереи составляет сложная композиция:  карусель из виол увенчивает ваза с цветами; из-под листьев выглядывают желтые и оранжевые бархотки; вокруг растений протянулась дорожка из мягких опилок. Напротив – озерцо с прозрачной голубоватой водой и бережком из мелких камешков. В центре озера – большой камень-валун. Он как бы разделяет водоем на две симметричные части. У воды – два изящных лебедя, увенчанные царскими коронами. Их гибкие шеи склонились  вниз: лебеди хотят пить. Кажется, уже сейчас они осторожно погрузят свой клюв в озерко, наберут немного воды, а потом запрокинут миниатюрную головку с глазками-бусинками, и несколько капелек потекут вниз по тонкой шее.

На поверхности воды легкая рябь - в ней отражается хрупкая красота лебедей. При взгляде на царских птиц вспоминаются пушкинские строки: «Князь у синя моря ходит, / С синя моря глаз не сводит; / Глядь – поверх текучих вод / Лебедь белая плывет». И в самом деле, тут есть всё: и молодцы с девицами (мальчишки и девчонки и летом проводят у школы много времени, занимаясь на турниках), и море-озеро, и прекрасные птицы-лебеди.

Можно здесь увидеть и сказку Андерсена о несчастливом утенке: маленький птенец, пройдя сквозь испытания и преодолев встретившиеся трудности, в конце концов становится мудрым и самостоятельным лебедем, гордая шея которого возвышается над всем, что неразумно и жестоко, что эгоистично и не заслуживает внимания.

Маленький человек однажды тоже приходит в школу, и за несколько лет, что проводит в ней, получает хорошую жизненную закалку, учится верно оценивать мир, присматриваться и прислушиваться к тем, кто рядом, постепенно сбрасывает старые черные перья, в которых был неопытным и неуклюжим, и в итоге становится сформировавшимся человеком – взрослым лебедем…

По бокам от озерца – розовые цветы флоксов, светло-зеленые махровые листья папоротника. У пеньков – цветущий бальзамин в компании с хлорофитумом. Рядом красуются яркие букеты желтых и оранжевых бархоток.

Следующий ряд оранжереи образуют цветники. В самом большом из них растут белые, розовые, красные и фиолетовые петунии. По краям клумбы – темно-бордовая бордюрная травка. Справа – пятнистые анютины глазки, настурции и красные циннии с гофрированными лепесточками. Слева – охапки желтых бархоток и меленькие незабудки. Каждый цветник окольцован разноцветными сосновыми пеньками, похожими на грибы.

Рядом с лебедями, по другую сторону от черноплодной рябины, - снова чудо: Валентина Николаевна Суханова, преподаватель начальных классов (моя первая учительница)  предложила отличную идею, подхваченную другими коллегами и самими учениками. «Есть замечательная стихотворная сказка нашего земляка Бориса Петровича Корнилова, - сказала Валентина Николаевна, – о том, «Как от меда у медведя зубы начали болеть". Давайте воплотим ее в лицах: ребятам, да и нам, взрослым, будет очень интересно!». (Напомню вкратце содержание сказки: ночью, когда все спят, голодный медведь находит за баней ульи, полные меда, и - «прямо горстью мед берет, прямо лапой, прямо в пасть он пропихивает сласть». Михаил Иваныч вдоволь наедается и скрывается, захватив подмышку улей. От меда у него заболели зубы. Дятел вытаскивает воришке нестерпимо ноющий правый коренной. Крот находит самородок золота, и для несчастного Мишки изготовляют новый крепкий зуб. Теперь медведь стал умнее, меньше ворует и чистит зубы каждый день.)

Этот сюжет и послужил основой для создания сказочного уголка. Мы видим деревенскую пасеку. Приветливо улыбается симпатичный Мишка. В его лапах – берестяной кузовок и посох (с ним Мишке легче добираться до своего любимого лакомства). Рядом – бочонок с крупными буквами «МЁД», сзади – улей, вокруг которого жужжат пчелы (их сделали из маленьких пластиковых бутылок). Мишке хочется наполнить бочонок доверху – ведь в нем давно уже поселилось семейство бархоток, желтые головки которых образовали яркую солнечную шапку. Пасеку огораживает плетень из березовых и осиновых жердей, а еще – подсолнухов. Как известно, подсолнух – символ солнца, света, тепла. Его большие соцветия весь день пристально следят за своим старшим братом – солнцем, ни на минуту не сводя с него круглых личиков. На верхушках кольев – старинные глиняные горшочки. Всё это создает атмосферу деревенского домашнего уюта.

Живут в цветочном городе и герои Павла Бажова: на нас весело смотрят внучка Даренка и ее дедушка Кокованя из сказки «Серебряное копытце». Они - из корневищ старых сосен. Роскошные шляпы защищают их от нещадно палящего солнца. Усы Коковани и косички Даренки, перевязанные лямочками, сделаны из мочала. Позади – разрисованные скамеечки, на которых можно посидеть в тенечке, послушать шелест берез, полюбоваться окружающей красотой и почувствовать, что рядом – воплощенные наяву чудеса, а сам ты – волшебник цветочного города. Кудесниками можно назвать и тех, кто преобразил пришкольный участок, сделав из него настоящий сказочный калейдоскоп.

Казалось бы, везде в представленных сюжетах, - простые детские сказки, однако так думается лишь на первый взгляд. Здесь есть изюминка, которую, если немного поразмыслить, можно угадать. Все эти композиции – и дед с внучкой, и аист с аистихой, и лебедь со своей супругой, и Мишка в содружестве с пчелами – проводят мысль о тесной близости, доверительности, которые возникают, когда влюбляются и начинают твердо верить друг в друга. Именно тогда рождается семья, и дед Кокованя берет на воспитание сиротку Даренку, а птицы обзаводятся гнездом, именно тогда появляются минуты, когда с чуткой осторожностью изящные лебеди склоняются к прозрачной воде, чтобы подхватить каплю воды и напиться ею, именно тогда возникает тесный союз, в котором Мишка любит пчел, а те – его. Ведь иначе и быть не может - именно так считал простоватый и добродушный Винни-Пух из светлой сказки Бориса Заходера.

Вдоль лицевой стороны школы – тоже клумбы и огромный цветник, в котором несколько рядов образуют желтые и оранжевые бархотки, клещевина с разлапистыми листьями, ярко-красные петунии, розовые циннии, агератумы, мальва, многолетние ромашки и лилии. В центре – большая плетеная корзина с цветущими георгинами. Ровные ряды растений отделены друг от друга дорожками из свежих опилок.

Под окнами – резиновые вазы с желтыми и оранжевыми бархотками. Вход в школу укрыли разросшиеся длинные виолы. Бортики крыльца засыпаны землей: здесь цветут розовые и красные петунии. Над дверьми – теплые для каждого слова – «Добро пожаловать!»

На садово-огородном участке — картофель, морковь, лук, петрушка, укроп – всё, что пригодится для вкусного школьного обеда. На грядках – таблички с названиями овощей.

Трава на всей территории вокруг школы скошена, высушена и убрана. Теперь по молодой мягкой отаве можно ходить босиком.

Все жители Овсянки и соседней Боковой очень рады такому обилию красок у школы и приходят сюда фотографироваться целыми семьями.

Уже скоро первое сентября, поэтому хочется пожелать: педагогам – творческой и плодотворной работы, ребятам – активного стремления к знаниям и успехов в учебе, ну а в целом всей школе – процветания и достойного будущего.


2011


Рецензии