Этюд и баллада о Виталии Калоеве
Вы, я думаю, согласитесь со мной, что человеческая этика, как и все в этом мире, имеет художественную подоснову, но в самый последний момент, когда мы уже готовы зацементировать ее в качестве таковой – по крайней мере для начала в нашем сознании и, что гораздо существенней, в нашем сердце – ее художественная субстанция истаивает у нас на глазах «как сон, как утренний туман», –
и являются сомнения, и сомнения заставляют нас вернуться все к тому же бессмертному Уголовному кодексу как к судье нелицеприятному и в конечном счете более справедливому, –
так точно, увлекшись каким-нибудь великим романом, мы поначалу провозглашаем, что его персонажи более выпуклые, более интересные и даже в каком-то загадочном смысле более живые, нежели реальные люди, но со временем вымышленные герои блекнут в повзрослевшем сознании, мы к ним все реже возвращаемся, а если и возвращаемся, то лишь по привычке и чтобы вспомнить незабвенные дни юности, однако до конца впечатление о некоей потусторонней жизненности великого искусства мы забыть не можем, –
и точно так же художественная оценка преступления как такового никогда не исчезает вполне из нашего сердца, –
так вот мы и живем в двух параллельных мирах подобно тому, как земноводные существа живут одновременно в воде и на суше, –
и особенно когда совершается тяжкое преступление, читай : убийство, решающую роль не столько даже в определении меры наказания, сколько, главное, в нашем сокровенном человеческом суде над преступником играют обстоятельства совершения преступления, и каждая деталь здесь буквально на вес золота, –
поистине как в умелом рассказе действие должно быть всесторонне и художественно обосновано, так в преступлении тем больше понимания и сочувствия находит преступник, чем весомей мотивировка его поступка, недаром в криминальных романах и фильмах человек, который сам убил злостного насильника или садиста-убийцу, не просто непреступник, но почти уже настоящий герой, –
и я не знаю нормального человека, который бы не разделял излагаемую точку зрения, что говорить! вся мировая киноиндустрия построена на психологии художественного, но не уголовного восприятия преступления, –
общество же в лице разного рода правоохранительных органов всегда шло и идет другим путем : оно лишь учитывает художественный момент преступления, или пытается учесть, или делает вид, что пытается учесть.
2.
Иными словами, когда общество наказывает грабителя банка, в порядке самозащиты уложившего полицейского, строже, чем насильника-убийцу малолетних детей, мы никогда не согласимся с приговором общества, –
впрочем, нас никто и не спрашивает, наше врожденное чувство справедливости мы никогда не подменим вполне никаким Уголовным кодексом, –
и вот, чтобы отдохнуть душой над справедливым решением этого сложного и по сути неразрешимого вопроса, мы смотрим фильм, где герой : грабитель банка и в остальном хороший человек, не только ушел от правосудия, но еше и умудрился по-своему наказать тех, кто верно служат общественному Закону, зато серьезно нарушили законы человеческого сердца, –
мы рассуждаем так : в конце концов грабитель убил того, кто несомненно убил бы его самого, если бы успел, да и деньги, которые он награбил, по совести заработаны банком не совсем честным путем, плюс к тому неординарная, пусть и не послужившая на благо общества, отвага необходимая для схватки со всем полицейским аппаратом страны, всегда стояшим на страже банков, такая отвага не может не вызывать наши симпатии, –
короче говоря, такой грабитель банка нами внутренне в значительной мере оправдан, –
зато если бы бандит, выбегая из банка, застрелил бы на всякий случай еще и женщину с детьми, просто стоявшую у него на пути, наше отношение к нему кардинально бы изменилось, –
как уже сказано, в этом тонком деле, как и в рассказе, все решают подробности, и они же – художественные детали.
3.
И потому, например, в нашем внутреннем, идущем от сердца, а стало быть максимально справедливом оправдании или осуждении знаменитого нашумевшего убийства осетином Виталием Калоевым швейцарского авиадиспетчера Петера Нильсена, по недосмотру коего 1 июля 2002 года разбился пассажирский самолет, на борту которого находились жена и двое детей Калоева, тоже решающую роль играют подробности, а точнее, одна-единственная подробность, –
придя вечером 24 февраля 2004 в загородный дом Нильсена (в пригороде Цюриха), зарезал ли его Калоев сразу и без предупреждения, как утверждал прокурор, или, как объяснил сам Калоев, он сначала показал авиадиспетчеру фотографию с останками жертв, потребовав от виновного всего лишь искреннего извинения, а тот фотографию раздраженно бросил на землю, да еще и растоптал ногой, и лишь после этого оскорбленный Калоев схватился за нож, –
однако беда вся в том, что мы никогда не узнаем, что было на сердце убийцы : все-таки, отправившись в дальний путь из Москвы в Цюрих, неужели бы он примирился с извинениями Нильсена? а закон кровной мести? да и не высмеяли бы его его соплеменниками, если бы он пощадил убийцу? вот она, та самая «критическая точка» художественного оправдания преступления, –
мы не можем утверждать, что оно, это художественное оправдание, вообще имело место, как не можем мы, по совести, утверждать, что бессмертные художественные персонажи существуют на самом деле, а художник, как утверждал даже великий Лев Толстой, всего лишь вспомнил и записал историю их жизни, –
и потому Уголовный кодекс железной рукой отодвигает оправдание сердцем, –
и потому чем старше мы становимся, тем меньше значит для нас литература, и шире – искусство, хотя до конца мы его параллельный мир не покидаем, –
наша земноводная природа не позволяет нам это сделать.
4.
Черт безусловно в детали –
точно в шкатулке – сидит,
и сквозь замочную створцу
тайно за миром следит.
А людям только и нужно
в шкатулке его держать :
многих недоразумений
можно б тогда избежать.
Этика с юриспруденцией
без принудительных мер
вдруг примиряются в сердце :
да вот вам тому пример.
Лайнер в полуночном небе
от точки к точке летел –
как ангел, неся в пространстве
столько же душ, сколько тел.
Чуть больше семи десятков
числилось их на борту.
И каждый лелеял в сердце
какую-нибудь мечту.
Тем управляли полетом –
пошел двадцать первый век –
всесильный, как бог,компьютер :
и слабый с ним человек.
Имел он датское имя
и два радара в ту ночь,
работал и за коллегу :
того заболела дочь.
Оставил он без присмотра
на пару минут радар –
тогда по мечтам смертельный
и был нанесен удар.
Два самолета столкнулись,
в который раз доказав,
что у души и у тела
довольно разный состав.
Куда улетели души
людям узнать не дано, –
было б в останках хоть тело
найдено, погребено...
Драконом расправил крылья
тут же вопрос о вине :
неразрешимый и страшный,
как будто в кошмарном сне.
Действительно, кто ответит
за гибель всех тех людей?
Из них девятнадцать взрослых
и пятьдесят два – детей.
Решить вопрос этот сложный,
отбросив судебный иск,
один осетин задумал :
на свой уже страх и риск.
В той авиакатастрофе –
иной как за всю войну –
дочь потерял он и сына,
а также свою жену.
Он только хотел извинений
от фирмы швейцарской той,
что авиалоцманов держит.
Ответ получил такой :
«У лоцмана накопился
в ту ночь недостаток сна,
один за двоих работал :
какая же здесь вина?
Денежной компенсацией
скрасим мы вам седину».
Правда, что Запад не любит
свою признавать вину.
А дальше тот сын кавказский
от детективов в Москве
узнал, где живет тот лоцман.
И в дверь постучал – к вдове.
То есть когда открывала
дверь осетину, она
была, но уже недолго,
ему все еще жена.
Это спустя минут десять
стал он от ран неживой :
простой перочинный ножик
вдруг сделал ее вдовой.
Если двенадцать ранений
ножиком тем нанести,
то человек самый сильный
сойдет с земного пути.
А гость показал лишь фото
детей и жены в гробах.
Его отшвырнул хозяин.
И стал ругаться впотьмах.
Убил он семью вторично
как бы поступком своим.
И вот тогда-то в аффекте
гость и расправился с ним.
Если ж он сразу зарезал –
сказано будь не в укор –
без проволочек излишних,
как утверждал прокурор,
то и тогда все понятно :
святое ведь дело – месть!
герой лишь моей баллады
тогда он уже не есть.
Свидетельство о публикации №223010800804