Мариус Петипа - французский гений русского балета
После очередного посещения спектакля «Щелкунчик» в Мариинском театре захотелось написать хотя бы несколько слов об этом очень ярком и очень талантливом человеке.
ПЕТИПА(Petipa) Мариус Иванович [11.3.1818, Марсель – 1(14).7.1910, Гурзуф; похоронен в С.-Петербурге], французский и российский артист балета, педагог, балетмейстер.
Родился в семье танцовщика, педагога и балетмейстера Ж. А. Петипа и актрисы В. Морель-Грассо, брат премьера Парижской оперы Люсьена Петипа. Учился балету у отца и О. Вестриса. С детства выступал на профессиональной сцене, в 1838–46 танцовщик и балетмейстер в театрах Бордо, Нанта, Нью-Йорка, а также Мадрида, где изучал национальные танцы, став их непревзойдённым знатоком, позднее в стилизованном виде внедрил их в классический балет.
В 1847 получил ангажемент в С.-Петербург, с которым связал всю дальнейшую жизнь. Дебютные партии – Люсьен д’Эрвильи [«Пахита» Э. Дельдевеза, постановка Петипа совм. с Фредериком (П. Малавернь)], Фабио («Сатанилла, или Любовь и ад» Н. А. Ребера и Ф. Бенуа, постановка П. совместно с Ж. А. Петипа) – оба балета по мотивам парижских спектаклей Ж. Мазилье.
Среди других партий: Альберт и Конрад («Жизель» и «Корсар» А. Адана), Ахмет («Пери» Ф. Бургмюллера), Феб де Шатопер и Дьяволино («Эсмеральда» и «Катарина, дочь разбойника» Ч. Пуньи), Освальд («Лида, Швейцарская молочница» А. Гировеца), Граф («Своенравная жена» Адана и Пуньи), Фауст («Фауст» Пуньи и Дж. Паниццы).
Первая самостоятельная постановка («Дочь фараона» Пуньи, 1862) имела такой успех, что Петипа был назначен балетмейстером петербургских императорских театров, а спектакль сохранялся в репертуаре до 1929 года. В 1869–1903 Петипа – главный балетмейстер столичных императорских театров, этот период вошёл в историю русского и мирового балета как «эпоха Петипа».
Хореограф создал в С.-Петербурге 56 оригинальных спектаклей и 17 новых редакций чужих балетов. Использовав находки своего предшественника А. Сен-Леона, его уникальную фантазию в постановке массовых ансамблей, Петипа со временем трансформировал насаждавшийся Сен-Леоном жанр балета-феерии. В постановках Петипа окончательно сформировался и нашёл наивысшее выражение академический стиль классического балета, а петербургская труппа заняла положение лучшей в мире.
Петипа уделял большое внимание развитию балетного образования, тесно сотрудничая с выдающимся педагогом Х. Иогансоном. В 1855–1887 преподавал классический танец в С.-Петербургском театральном училище.
В числе наиболее значительных постановок: «Царь Кандавл» Пуньи (1868), «Дон Кихот» (1869, Москва; 1871, С.-Петербург), «Камарго» (1872) и «Баядерка» (1877), все – Л. Минкуса; «Талисман» Р. Дриго (1889), «Золушка» Б. А. Фитингоф-Шеля (1893, совместно с Э. Чекетти и Л. И. Ивановым), «Лебединое озеро» П. И. Чайковского (1895, совместно с Ивановым). Автор новых версий «Корсара» (1863) и «Жизели» (1884) Адана, «Коппелии» Л. Делиба (1884), «Эсмеральды» (1886) и «Конька-Горбунка» (1895) Пуньи, которые сохранились до 21 века в его редакциях.
Зрелищные и многонаселённые балеты Петипа отличали совершенное композиционное мастерство, виртуозное соединение классического и деми-классического характерного танцев и мимического исккусства, умение создать образ с помощью сюиты разнохарактерных танцев, богатейшая хореографичесаая лексика, тонкое понимание возможностей исполнителя.
Творчество Петипа положило начало направлению так называемого хореографического симфонизма, которое хореограф начал разрабатывать в картинах «Тени» («Баядерка») и «Оживлённый сад» («Корсар»).
Его наивысшие достижения связаны с совместной работой с композиторами П. И. Чайковским («Спящая красавица», 1890) и А. К. Глазуновым («Раймонда», 1898). В этих балетах танцевальные композиции точно следуют и раскрывают музыкальное развитие действия. В то же время Петипа был мастером хореографической детали, что нашло отражение в его одноактных балетах – «Сон в летнюю ночь» на музыку Ф. Мендельсона (1876), «Пробуждение Флоры» (1894) и «Арлекинада» (1900) Дриго, «Привал кавалерии» Й. Армсгеймера (1896), «Испытание Дамиса» и «Времена года» Глазунова (оба 1900).
Наследие Петипа, хотя и подвергшееся значительному редактированию, составляет основу классического корпуса в мировом балетном репертуаре. Между тем эта популярность при отсутствии единой и универсальной системы записи танца привела к тому, что не существует точных версий хореографии Петипа. В связи с этим с конце 20 века участились попытки приблизить существующие редакции к оригиналам. В основу легли архивы Н. Г. Сергеева (в 1903–17 режиссёр Мариинского театра), следившего за сохранением репертуара и зафиксировавшего его часть по методу В. И. Степанова.
Наиболее последовательно в этом направлении работал С. Г. Вихарев, восстановивший балеты «Спящая красавица» (1999, Мариинский театр), «Коппелия» (2001, Новосибирский театр оперы и балета; 2009, Большой театр), «Баядерка» (2002), «Пробуждение Флоры» (2007), оба – Мариинский театр, «Раймонда» (2011; «Ла Скала», Милан).
С.Г. Вихарев - выпускник Ленинградского хореографического училища имени А. Я. Вагановой (1980), ученик В. Г. Семёнова. В том же году был принят в балетную труппу Ленинградского театра оперы и балета имени С. М. Кирова.
Первый исполнитель ряда партий, среди основных: Юноша («Шопениана»), Альберт («Жизель» А. Адана), Джеймс («Сильфида» Х. Левенскьолда), Трубадур («Раймонда» А. К. Глазунова), Дезире («Спящая красавица» П. И. Чайковского), Меркуцио («Ромео и Джульетта» С. С. Прокофьева), Петрушка («Петрушка» И. Ф. Стравинского). Сыграл роль Арлекина в фильме-балете «Маскарад» (1986).
Выступал также на сцене Ленинградского театра современного балета, в спектаклях Независимой труппы Аллы Сигаловой и др. Работал в Донецком театре оперы и балета (1987—1988), главный балетмейстер Новосибирского театра оперы и балета (1999—2006). Работал за границей — в Астане, Токио и др. С 2007 — балетмейстер-репетитор Мариинского театра.
Поставил около двадцати спектаклей в российских и зарубежных театрах. Как отмечалось выше - выдающийся балетмейстер-реконструктор балетов Мариуса Петипа. Среди основных его постановок: «Спящая красавица» П. И. Чайковского (1999), «Баядерка» Л. Минкуса (2002), «Пробуждение Флоры» Р. Е. Дриго (2007, все — Мариинский театр), «Раймонда» А. К. Глазунова (театр «Ла Скала» в Милане, 2011), «Коппелия» Л. Делиба (Большой театр, 2009), «Тщетная предосторожность» П. Гертеля (Екатеринбургский театр оперы и балета, 2015).
Лауреат Международных конкурсов артистов балета в Вене (1980) и в Москве (1985). Как балетмейстер номинировался на национальную театральную премию «Золотая маска» (2002, 2008, 2009, 2016, 2019). Стал лауреатом этой премии в 2008 году за работу в спектакле «Пробуждение Флоры».
Скончался 2 июля 2017 года. Похоронен на Серафимовском кладбище Санкт-Петербурга.
Источник: Большая русская энциклопедия. М., 2004
Свидетельство о публикации №223010800084