Пещера

Он долго стоял перед входом в пещеру, раздумывая, заходить или нет. С одной стороны, ему было любопытно. Ко входу в пещеру вели свежие следы, и он готов был поклясться, что, когда он шел к ней, из-под земли доносились какие-то странные звуки: грохот, отдельные глухие удары, песнопения… Казалось, что в пещере происходит что-то странное, и ему не терпелось узнать, что именно. С другой стороны, было страшно. Он не знал, что там – может быть, это место облюбовали какие-то бандиты или, что еще хуже, сектанты, или какой-нибудь маньяк приносит туда своих жертв и медленно убивает их, наслаждаясь их предсмертными криками и стонами.
Наконец, поборов свой страх, он вошел. В нос ему ударил запах сырости, точно в погребе. Проход, тянувшийся в глубину пещеры, был достаточно узкий, не более двух метров в ширину. Через несколько метров проход повернул немного вправо – солнце туда уже не доставало, и было темно, хоть глаз выколи. Он зажег свой фонарик и пошел по длинному, извилистому проходу, касаясь рукой мокрой пещерной стены. На одной из стен он заметил иероглифы; они были написаны в несколько рядов, точнее, не написаны, а выцарапаны на камне, и тянулись от самого потолка до самого пола. Он провел рукой по одному из них и поразился, насколько точно была сделана запись – края были острые, без каких-то зазубрин или притуплений. Иероглифов было достаточно много – он шел уже пару минут, а они все не заканчивались. Спустя несколько минут такой ходьбы проход начал расширяться; в конце его забрезжил свет.
Он вышел на небольшую каменную площадку и его взору открылось величественное зрелище. Это место больше напоминало тронный зал какого-то средневекового замка. С потолка свисали сталактиты всевозможных причудливых форм и размеров. Огромные, тысячелетние сталактиты встречались со сталагмитами, поднимавшимися со дна пещеры, и образовывали подобие колонн, окружая большое подземное озеро посередине этого зала. Зал освещался через небольшое отверстие в потолке пещеры. По-прежнему пахло сыростью, но теперь к ней примешивался новый, незнакомый ему запах. Он предположил, что возможно, так пахнут снадобья, которые местные индейцы варили на своих кострах.
Внезапно чья-то сильная рука схватила его сзади. Другая рука зажала рот и нос какой-то тряпкой. Он закричал, но получилось только: “Мм!Ммм!..”. Тряпка была пропитана каким-то снадобьем, и он медленно начал терять сознание.
***
Проснувшись, Джек обнаружил себя связанным по рукам и ногам. Около озера стояли индейцы, человек тридцать-сорок. Они совершали какой-то ритуал: брали раскрашенные камни, на странном шипяще-свистящем языке произносили какие-то слова, похожие на молитву, после кидали камни в озеро. Они стояли вокруг раскрашенного столба, на котором висели перья и какие-то побрякушки; рядом с ним находился шаман, громко читавший молитву на том же самом шипяще-свистящем языке.
Джек посмотрел на свои руки, связанные спереди, и с ужасом обнаружил, что они раскрашены в какие-то яркие, пестрые цвета – желтый, оранжевый, синий - те же самые, что и столб.
Один из индейцев повернулся к Джеку и сказал на чистом английском языке:
"Ты будешь жертвой".
Сердце Джека бешено застучало, кровь похолодела в жилах. Что они собираются делать?
Шаман запел песню, на том же самом непонятном языке, которую подхватили и остальные индейцы. Внезапно озеро забурлило. На его поверхности появились волны, а после вода и вовсе начала ходить ходуном. Поражённые индейцы остановили пение; они с благоговением и ужасом смотрели на озеро, точно ожидая появления какого-то бога из его глубин.  В глубине озера показался какой-то странный предмет; Джек не сразу понял, что это. Предмет был овальной формы. По мере приближения его к поверхности Джек разглядел, что это гигантская раковина, подобная тем, в которых живут моллюски.
Поднявшись на каменном столбе на пару метров над поверхностью озера, она со странным, скрипяще-шипящим звуком раскрылась. В ней лежало какое-то существо. Оно поднялось и вышло из раковины.
Это существо напоминало паука, но только в верхней части тела. У него было несколько конечностей, покрытых шерстью и заканчивающихся панцирными отростками. Глаза его были фасетчатые, как у мухи. На спине были прозрачные крылья.
Оно оглядело пещеру и окружающее его озеро. Индейцы замерли в благоговении, после пали ниц и начали молиться. Шаман тоже пал ниц, но продолжал выстукивать какую-то странный, зловещий ритм на своём барабане.
Существо испустило жуткий, леденящий душу крик, похожий на плач ребёнка. Оно произнесло какие-то слова на своём шипяще-свистящем языке. Вода в озере начала убывать; в нем образовалась гигантская воронка, которая затягивала в себя водоросли, камни и другие предметы, находящиеся в озере. Наконец, вода полностью убыла; обнажилось идеально ровное, точно отполированное, каменное дно озера.
Столб c раковиной опустился куда-то вниз; в дне озера появились щели, пронизавшие его подобно круговому лабиринту на каком-то детском рисунке; оно оказалось разделено на несколько круговых частей, которые повернулись, подобно некому часовому механизму. Под озером было второе дно; на нем стояла какая-то машина, непохожая ни на какие устройства, которые до этого видел Джек. По форме она была похожа на рогатку. В ней не было стекол, корпус был из какого-то черного, переливающегося металла.
Существо щёлкнуло лапами ещё раз, и машина поднялась до уровня поверхности озера. В ней открылась дверь; существо подошло к индейцам и начало внимательно их разглядывать.
Внезапно оно посмотрело на Джека. Тот не мог и пошевелиться от ужаса.
Несколько секунд оно смотрело на него своими немигающими фасетчатыми глазами…
“О чем оно думает? Что оно хочет?” – проносились мысли в голове Джека.
Наконец, существо подняло одного из индейцев с земли и унесло его с собой в машину. Дверь снова закрылась. Шаман запел какую-то песню, слова в которой знал только он, сопровождая её стуком палкой и шипением. Остальные индейцы лежали, не смея поднять головы, в благоговейном трепете, некоторые молились на том же самом странном, шипяще-свистящем языке, на котором разговаривало существо...
Стены пещеры задрожали; потолок раздвинулся, образовав отверстие. Сотни образовавшихся на нем сталактитов рухнули вниз. Машина рванула в небо, не оставив в воздухе никакого следа; очевидно, она двигалась не по реактивному принципу.
Стены пещеры задрожали сильнее, огромные сталактиты и камни начали падать с потолка. Пещера рушилась.
Некоторые индейцы продолжали лежать и молиться, несмотря на падающие сверху камни и обломки сталактитов, другие с криками побежали кто куда, спасаясь бегством. Один из индейцев обронил нож; Джек схватил его, кое-как обрезал путы на руках и ногах и бросился к выходу. Никто из индейцев не гнался за ним.
***
Это Джек Ричардсон рассказал нам, сотрудникам университета, 27 июля 1970 года. Мы не были склонны верить ему - нам регулярно рассказывают какие-то байки, кто-то более, кто-то менее фантастические. Однако, ритуальный нож, который он похитил у индейцев - священный для них предмет - заставил нас взглянуть на это дело серьёзнее. Это, конечно, не было стопроцентным доказательством его слов; но многие индейцы готовы тебя убить, если ты коснешься их святынь, следовательно, тут не простая байка. Ричардсон идти в пещеру наотрез отказался, но рассказал нам, где она находится. Узнав про иероглифы на стенах, мы решили снарядить экспедицию в пещеру.
Мы действительно обнаружили и разрушенную пещеру, и иероглифы. Таких иероглифов мы никогда не видели, они не совпадали ни с одной из древних культур, известных нам.
Позже иероглифы расшифровали; некоторые из них имели что-то общее с древней письменностью майя, некоторые, как это ни странно, были похожи на иероглифы некоторых других древних языков, носители которых жили на разных континентах и едва ли могли пересекаться во время своей жизни.
Исследования установили возраст иероглифов в несколько тысяч лет. Находка произвела фурор в научном сообществе. Это было подтверждением гипотезы праязыка - языка, являющегося как бы общим предком древних языков, на котором говорили все жившие тогда люди. Вспомнили даже про Вавилонскую башню, которую строили люди, говорившие на одном языке, и наказанные за свое высокомерие - что хотели построить башню до самого неба - тем, что Бог дал им разные языки, и они перестали понимать друг друга...
***
Эту статью я, младший научный сотрудник университета изучения древних культур, прочитал в журнале за 1980 год. Человека, который это рассказал, звали Джек Ричардсон.
Почему я пишу об этом в своём дневнике? Сейчас 2022, и этот человек заезжал на днях в наш университет. Мне сказали, что он взял какие-то материалы, относящиеся к обнаруженным им древним иероглифам, сидел с ними в читальном зале, а позже, так никому ничего и не сказав, уехал.
Я поговорил с профессором, к которому обращался Ричардсон. Он расспрашивал его про иероглифы. Выяснилось, что он оставил профессору свой адрес. Заинтригованный, я узнал этот адрес. Он жил в пригороде Нью-Йорка; когда настали выходные, я поехал к нему.
Ричардсон жил в небольшом двухэтажном доме со стенами из серого кирпича и красно-коричневой черепичной крышей. Я поднялся на крыльцо и позвонил в дверь.
Дверь открыл старик небольшого роста, на вид лет семидесяти, седой как лунь.
- Добрый день, мистер Ричардсон! - приветливо улыбнувшись, сказал я. Старик смотрел на меня с недоверием и страхом, но все же ответил:
- Добрый день. Кто вы и что вам нужно?
- Меня зовут Итан Адамс. Я младший научный сотрудник университета изучения древних культур в Нью-Йорке. Меня заинтересовало ваше интервью, которое вы давали нашим сотрудникам…около пятидесяти лет назад.
Старик посмотрел на меня с ещё более возросшим страхом. Однако, то ли его успокоил мой добродушный, интеллигентный вид - я был в очках, улыбался, и явно не смахивал на бандита или головореза, то ли дело было в чем-то еще, но он ответил:
- А, о статье... Заходите.
Он жил скромно. В комнате стояло небольшое количество простой, деревянной, поистрепавшейся мебели, ровно столько, сколько необходимо для повседневных нужд – шкаф, стол, несколько стульев и кровать. Он предложил мне сесть за стол.
Я начал.
- Насколько я знаю, мистер Ричардсон, вам не поверили, когда вы рассказали эту историю.
- Совершенно верно, - сказал старик. - Но это чистая правда.
- В пещере были обнаружены древние иероглифы. В их подлинности никто не сомневается. Эта находка произвела фурор в научном мире.
Старик кивнул. Я продолжал:
- Они имели что-то общее одновременно с несколькими древними языками. Общие начертания, символы. Насколько известно современной науке, древние люди не могли пересечься друг с другом, поскольку жили на разных континентах. Однако, единственное упоминание, которое можно сейчас об этом найти, находится в Википедии.
- Да... Об этом все забыли, - подтвердил старик. - А не поверили, потому что нашли в моей крови какой-то наркотик, вроде опиума, которое употребляют индейцы. Вот и решили, что мне все это привиделось.
- В пещере также не было ни единого доказательства того, о чем вы говорили. Кроме иероглифов...
- Да.
- Также пробовали говорить и с индейцами. Но ни один из них не рассказал нам ничего подобного. Ни про пещеру, ни про…то существо.
Старик рассеянно слушал, казалось, мысли его были где-то далеко.  Однако, на слове "существо" он неожиданно вздрогнул и посмотрел на меня пару секунд, точно изучая меня. После он потянулся в карман и протянул мне записку; его рука тряслась, и я не понял, от старости или от страха.
- Посмотри. Это я обнаружил у крыльца своего дома. Около месяца назад.
Я осмотрел её. Письмена на ней были грубо нацарапаны, казалось, их писала детская рука, либо рука того человека, который только учится писать.
- Я показал её учёным, - сказал старик глухим голосом, - из того университета, где изучали эти иероглифы.
- И что это означает? - заинтригованный, спросил я старика.
- "Он должен был забрать тебя"!


Рецензии