Макошь и есть Василиск

Очень показательно, что редкий знаток славянских древностей, историк, объехавший все славянские земли, профессор русского языка Дерптского университета Андрей Сергеевич Кайсаров (1782 – 1813) считал, что Мокош – мужское имя.

Андрей Сергеевич был не просто талантливым историком – славистом, он был филологом и даже составил подробный Словарь древнерусского языка. Ему были доступны все известные нашим современникам тексы с упоминанием бога Мокош. Безусловно, что он обратил на разность написания его имени в литературных источниках. Тем не менее, его опыт и знания в области древнерусского языка не позволили ему даже усомниться в том, что Макош – мужчина.
Очень показательно, что редкий знаток славянских древностей, историк, объехавший все славянские земли, профессор русского языка Дерптского университета Андрей Сергеевич Кайсаров (1782 – 1813) считал, что Мокош – мужское имя.

Андрей Сергеевич был не просто талантливым историком – славистом, он был филологом и даже составил подробный Словарь древнерусского языка. Ему были доступны все известные нашим современникам тексы с упоминанием бога Мокош. Безусловно, что он обратил на разность написания его имени в литературных источниках. Тем не менее, его опыт и знания в области древнерусского языка не позволили ему даже усомниться в том, что Макош – мужчина.
Жители Тверской области по преданиям своим называют огненного змея Мокуш
Так зовут летающего дракона и литовцы – smakas.
Западные славяне называют его Смок.змей (в сказках)", блр. смок, цмок "дракон", русск.-цслав. смокъ "змея", болг. смок "уж, медяница", словен. sm;k, род. п. sm;kа "дракон", чеш. zmok – то же, слвц. zmok "домовой", польск. smok "дракон", наряду с чеш. zmek "домовой, змей".
Даль обьясняет его,как пре-смыкающий на самом деле же очевидно,от слова Смоктать,то есть сосать-кровь или молоко
теперь мы видим,что оно происходит от имени Макоши
Народ не делал предположений, научных гипотез, – он просто знал, что Мокуш – это огненный летающий уж. А вовсе не богиня плодородия.
На Британских островах дракона называют также “сма;уг” – (smaug)
Вымерший птерозавр Sharovipteryx (Шаровиптерикс)
drakon6 (700x500, 29Kb)
Опрошенные в экспедициях люди, описывающие летающего змея-мокоша, очень единодушны в описании его внешности. Это змей с кожаными крыльями, размером он бывает с глухаря или достигает нескольких метров в длину. На голове у него красный гребень, напоминающий петушиный. Часто подчёркивается (и это хорошо видно на примерах домовой резьбы), что у летающего змея на кончике хвоста стреловидный наконечник.Во время полёта змей извивается и парит подобно орлу, и не так часто машет крыльями, как большинство птиц. По земле передвигается, неуклюже извиваясь и неловко перебирая ногами. В полёте очертаниями похож на детскую игрушку – “воздушного змея”.
Интересна описанная манера “ужа” приземляться. Обычно он тяжело падает на крышу избы и вползает в печную трубу. Такое впечатление, что для того, чтобы взлететь, мокушу необходимо прыгнуть с высоты, как парапланеристу.
Птерозавры были рептилиями (как и считал Р.Оуэн), но теплокровными.
Цвет “ужа” варьируется от ярко-жёлтого до пламенно-оранжевого, но чаще всего он – пылающе-красный с разлетающимися искрами. При этом многие очевидцы настойчиво подчеркивали отличие змея от шаровой молнии. В некоторых описаниях, когда его видели вблизи, “уж” крылат. Иногда крылья сравнивают по виду с совиными (словно, они с перьями) и поэтому ужа уподобляют огненной птице.
видимо, неслучайно в Тверской домовой резьбе и по всей России так широко распространён образ крылатого змея, который запросто можно увидеть на наличниках изб во множестве, особенно по всей верхней и средней Волге. Что это, – призывный знак “ужу” или символ зажиточности, обеспечивающий достаток в доме?
drakon18 (700x454, 34Kb)
Связь женщины с Мокошем порицалась, считалась безнравственной. Именно поэтому в подмосковных говорах, не только женщину, встречающуюся со Змеем, но и вообще – гулящую женщину называли “мокОсья”. То есть, женщина принадлежащая мокосу – мокошу. – Чья? – Мокосья.
Царя нагов зовут Васуки (созвучно с принятым в Европе названием мокоша – Василиск)Наги умеют оборачиваться в людей, летают и иногда вступают в половые отношения с человеческими женщинами.
Обращает на себя внимание и то, что узлы, петли, извивы, зигзаги, “вилюшки” – это устойчивый семиотический атрибут змеиного царства.


Рецензии