Молитвы и дела

МОЛИТВЫ И ДЕЛА
По мотивам высказываний Предстоятеля  Русской Православной Церкви
 
                (Субъективные заметки)

     8 января 2023 года в проповеди по окончании богослужения Предстоятель  Русской Православной Церкви между прочим сказал:
   "Мы молимся за верный канонической истине украинский епископат, мы молимся за тех, кого сегодня изгоняют из храмов, мы молимся за верующий народ, чтобы он сохранил веру православную, и точно знаем, что как исчезли обновленцы – так исчезнут раскольники, как перемолотило политическое лихолетье советских вождей, поднявших руку на Церковь, так и нынешние власти не будут царствовать и господствовать над Украиной. И я думаю, пройдет очень немного времени – и все изменится."   
       И это не первое, и не единственное  высказывание,  обнажившее очевидную враждебность  иерархов современной РПЦ к недавней  истории страны, из которой они сами то вышли: выросли, воспитались, достигли определённых успехов в своей церковной служебной карьере.
       Патриарх и не обратил внимание,  на то, что в его  праведные слова о молитве «за тех, кого сегодня» на Украине «изгоняют из храмов», вклинилась недостойная священнослужителя неприязнь (мягко сказано) к историческому периоду страны, во времена которого в основном и конструировалось то оружие,  мощь которого (другого оружия у Российской армии нет) должна прекратить «господствование»  нынешней власти над Украиной.
      Он забыл, наверно, что  Красная Армия боролась с бандеровщиной и во время войны (1941 – 1945г.г.) и после войны, чтобы освободить украинский народ от террора этих упырей, превосходящих в жестокостях немецких фашистов. 
      Неправомерно, а с точки зрения исторической, ошибочно сопоставлять «Обновленчество», одно из сложных движений по сути внутри разветвляющегося русского православия, которое и перед революцией единым не было и сейчас не является таковым, с украинским расколом.
      Революция естественно только способствовала росту различного рода разбродам и шатаниям в том числе и в русском православии. Обновленчество – это отражение поиска верующих людей в Советской России ( СССР) своего места в новой послереволюционной реальности. Как во всяком новом деле в  нём не могли не проявить себя и проходимцы. Обновленчество перестало существовать, но его путаная зигзагообразная история благоприятствовала обретению Русской Православной церкви своего места в констиуционно светском и много конфессиональном государстве, которым и был Советский Союз.
       Теперь о судьбе «советских вождей». Боролась революционная власть не с верующими людьми, а с теми, кто боролся против Советской власти. РПЦ как организация на начальном этапе революции и гражданской войны проявила себя враждебно по отношению к Советской власти.
        Конечно, у новой власти  были перегибы и были ошибки. И ошибки трагические. Теперь, из  ХХ1 века, по нашему субъективному мнению, одной из крупных ошибок большевиков явилась  недооценка мифолого-религиозного знания именно как знания, определяюшего в значительной степени духовность или этос личностный и социальный, а не только средство удовлетворения религиозных потребностей. Революционная власть занижала функционал мифолого-религиозного знания. Ни рабочие, ни крестьяне в мгновение ока стать марксистами-ленинцами не могли. 

     А ведь благодаря именно ему (этосу, общинному, коллективистскому) народ России пошёл за большевиками. Этос, которого придерживались большевики (как революционеры подпольщики) был народу понятен. Как только коммунисты (большевики) стали отказываться от этоса (аскезы) революционеров подпольщиков (т.е. перестали служить делу социальной справедливости) так и поверившие им массы стали отказываться от этого этоса.
      Патриарх как раз и общался и общается с этими изменившими своему этосу бывшими коммунистами, лидерами ЕР. Не «политическое лихолетье», а политическая измена погубила Советский Союз и обусловила те страдания, которые выпали на долю и украинского и российского народов и других народов бывшего СССР.  А вот мудрое сохранение по возможности «советского этоса» за которое  держится  Лукашенко обеспечивает белорусскому народу относительное по сравнению с остальными двумя восточнославянскими народами благополучие..
    «Главное наше дело — молитва..». Для священнослужителя – это аксиома. А можно ли считать молитвой само совершение добрых дел? Нам представляется, что совершение добрых дел важнее молитвы. Иначе бы Иисус Христос не сказал: «…по делам их узнаете их...»  Не по молитвам, а по делам.  А как узнать, что дело, которое делаешь «действительно доброе»? Для этого нужны знания.
     Предстоятель естественно радуется росту в России количества новых храмов в постсоветское время, но почему-то не проявил  огорчения по поводу сокращения количества школ, количества больниц, наконец сокращению количества заводов тех, где могло бы коваться дополнительно то самое оружие, которое только и сможет прервать «господствование»  нынешней бандеровской безбожной власти на Украине. 


Рецензии